Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире необходимость ознакомления с историческим опытом приобретает особую актуальность. Для России, которая в первой четверти 20-го века резко изменила курс на либерально-демократический путь развития общества и государства и столь же внезапно вернулась на "демократические рельсы" в 90-х годах того же века, рассматриваемый процесс представляется крайне необходимым. Зарождение русского либерализма на рубеже XVIII-XIX вв. Это было напрямую связано с активным интересом интеллигенции, высшего чиновничества и прогрессивного дворянства к достижениям западноевропейской политико-правовой мысли и опыту реформирования политических институтов.
В результате среди названных групп населения империи складывается соответствующее понимание роли основных либеральных постулатов в развитии российского общества. Тем не менее многие русские мыслители отдавали себе отчет в том, что бездумное, автоматическое заимствование и усвоение европейского опыта не будет способствовать эффективным результатам в силу специфики исторического пути России .
В этих условиях зарождение русского либерализма характеризовалось рядом отличий от западноевропейского либерализма. К ним относятся, в частности, доминирующая роль государства в политических, экономических и правовых отношениях, существование крепостничества, культивирование консервативных ценностей в крестьянских общинах и дворянстве, небольшой вес и роль буржуазии в российском обществе. Соответственно, отечественный либерализм изначально развивался в тесной взаимосвязи с консервативными идеями.
Российские ученые отдают должное выдающейся личности М.М. Сперанского. Например, Г.Н. Беляева выделяет его среди других выдающихся государственных деятелей, реформаторов и авторов проекта государственного преобразования Российской империи. Е.В. Краснов, как и Р. Пайпс, сближает его с другими выдающимися деятелями той эпохи - Г.Р. Державиным, Н.М. Карамзиным и др.
В одних произведениях М.М. Сперанский изображен приближенным императора, в других - государственным деятелем и политиком, основоположником конституционализма. Политическое и правовое наследие Сперанского настолько обширно и разнообразно, что внимание ученых к этой, безусловно, выдающейся личности не ослабевает и по сей день. Его богатая событиями биография, отдельные аспекты его деятельности и творчества становятся предметом пристального изучения современных исследователей. Например, работы В.А. Томсинова посвящены М.М. Сперанскому как реформатору, государственному деятелю и мыслителю, а работы С.В. Кодана и Т.М. Баженовой подчеркивают его неоценимый личный вклад в систематизацию российского законодательства.
Кроме того, исследователи находят ранее неизвестные работы русского мыслителя. Например, Э.В. Красно недавно опубликовал тексты произведений М.М. Сперанского, которые хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Многие работы М.М. Сперанского опубликованы на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, и это не только сочинения и переписка реформатора, но и воспоминания о нем, исследования различных сторон его жизни и творчества, иллюстративные материалы .
Интеллектуальная биография Михаила Михайловича представляет особый интерес для понимания сущности политических и правовых идей. Он родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии в семье сельского священника. В возрасте семи лет он был принят в духовную семинарию. Благодаря своим личным качествам, таким как огромная тяга к знаниям, трудолюбие и способность проявить себя, молодой Сперанский установил полезные связи, которые дали ему возможность для дальнейшего самообразования и продвижения по службе. В возрасте 18 лет Сперанский был принят в Александро-Невскую духовную семинарию, куда отбирались только самые надежные в честности, поведении и учении и имевшие самые лучшие представления о людях.
В этот период сформировалось "золотое перо" Сперанского, как подчеркивает С.В. Кодан, то есть его стиль мышления, четкость передачи мыслей, язык выражения суждений и аргументов и т.д. Благодаря милости прогрессивных учителей студенты семинарии смогли познакомиться с идеями французских просветителей Д. Дидро и Вольтера.
Однако неверно утверждать, что политические взгляды Сперанского были результатом поверхностного изучения философского наследия русских и западноевропейских мыслителей. Вопросы государственного устройства были предметом его размышлений не менее 19 лет, о чем свидетельствует речь будущего реформатора 8 октября 1791 года. Некоторые исследователи считают, что это было первое яркое представление о политической мысли М.М. Сперанского.
Уже тогда он интересовался общественно-политическими проблемами общества и хорошо их понимал, говорил о важности свободы личности. В первых философских трудах реформатора "О власти, основании и природе", "Свободное время в сентябре 1795 г." осуждались деспотизм и произвол, звучал тезис о том, что только дворянин руководствуется в своих поступках честью и долгом, уважает гражданские права и достоинство народа.
Следующей важной вехой в развитии мировоззрения М.М. Сперанского, а также в его профессиональной карьере стало знакомство и сближение с князем А.Б. Куракиным, к которому Сперанский поступил на частную службу в качестве секретаря. В доме Куракиных Михаил Михайлович познакомился с наставником Брукнером, который обладал широким кругозором и интересовался учением Вольтера. Комната наставников превратилась в своего рода дискуссионный клуб, где молодые люди активно обсуждали свои идеи и проблемы.
Вероятно, в этот период окончательно сформировались социально-политические взгляды Сперанского, которые впоследствии окажут большое влияние на его обширные реформаторские планы. После вступления на престол император Павел I решает назначить князя Куракина генеральным прокурором. Будучи на хорошем счету у своего покровителя, Сперанский также получает прекрасную возможность для продвижения по карьерной лестнице.
С 1796 года и до последних дней своей жизни он полностью посвятил себя государственной службе. При новом императоре Александре I способности М.М. Сперанского привлекли внимание близких друзей и соратников императора - членов Тайного комитета, в частности, В.П. Кочубея, который славился своим искусством подбора компетентных сотрудников. С 1802 года Михаил Михайлович стал не только исполнительным подчиненным в Министерстве внутренних дел, но и близким другом и соратником графа Кочубея в намечавшихся либеральных преобразованиях .
Последний поддерживал Сперанского на протяжении многих лет его реформаторской деятельности и во многом способствовал привлечению внимания императора к выдающимся талантам его протеже. Однако поистине поворотным моментом в судьбе будущего русского реформатора стал 1806 год, когда В. П. Кочубей, который часто болел, стал посылать Сперанского с докладами к императору. Сперанский быстро стал одним из ближайших соратников Александра I. Вершиной его дальнейшей карьеры стало назначение в 1810 году статс-секретарем Государственного совета Российской империи.
За это время Сперанский фактически стал самым влиятельным сановником в стране и вторым лицом в государстве.
1.2 Деятельность М.М. по реформированию различных сфер
До 1812 года продолжалась плодотворная законодательная деятельность Михаила Михайловича. Он предложил императору довольно смелые проекты государственных реформ: принятие Конституции, укрепление и обеспечение неотъемлемых прав личности, предоставление избирательных прав подданным, создание Государственного совета, учреждение Государственной Думы и избрание правительства. органы власти, реализация принципа разделения властей и т.д.
В своих трудах и заметках Сперанский регулярно ссылался на европейских авторов: французских просветителей, английских философов и юристов, известных мыслителей своего времени, чтобы использовать их концепции в качестве теоретической основы для своих собственных реформ.
М.М. Сперанский писал, что живые силы государства могут проявляться в двух противоположных формах, либо в единстве друг с другом, либо по отдельности, распределенные между многими индивидами. Проявление первой формы законным путем ведет к укреплению политических привилегий властных структур, в то время как проявление второй формы способствует сохранению прав личности. Сперанский считал, что если бы права государственной власти были неограниченны, если бы государственные полномочия были объединены в одну суверенную державу, которая не оставляла бы никаких прав подданным, государство было бы в рабстве, а правительство было бы деспотичным .
Рабство, о котором писал Сперанский, было разделено им на политическое и гражданское, а также исключительно политическое. Первый тип считался наихудшим, поскольку не давал подданным возможности пользоваться государственной властью, не предоставлял свободы распоряжаться своей личностью и имуществом в связи с другими. Политическое рабство считалось более мягким, потому что оно ограничивало только использование государственной власти.
Соответственно, подданные были лишены политических прав, но в то же время сохранили гражданские. Наличие последних позволило правоведу говорить о существовании в государстве частных правоотношений и, следовательно, о свободе, хотя и ограниченной.
Чтобы защитить гражданские свободы от возможного вмешательства со стороны государства, Сперанский предложил принять конституцию, которая закрепляла бы их права в виде первоначальных гражданских последствий, вытекающих из политических прав граждан. Именно в публикации основных законов он видел реальную гарантию гражданских свобод. Это требование проходило красной нитью через многие произведения русского мыслителя и лежало в основе его плана государственных преобразований .
Фрагмент для ознакомления
3
Исторические источники
1. Александров Г. Н. Мои воспоминания о гр. Сперанском // Русский архив.1904. № 11;
2. Баснин П. П. Воспоминания о Сперанском // Русский вестник. 1093. № 1;
3. Березкин С. Ф. Сперанский как кодификатор. Одесса, 1889.
4. Гринвальд И. Сперанский и Багульянский. Участие их в составлении Свода узаконений для прибалтийских губерний // Русская старина. 1882. № 7.
5. Дружеские письма графа М.М. Сперанского к П.Г. Массальскому. -СПб., 1862. 362 с.
6. История России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2012. - 687 c.
7. История государства и права России. Альбом схем. Учебное пособие / Под ред. Михайловой Н.В.. - М.: Юнити, 2016. - 159 c.
8. Корф М. А. О воспоминаниях г. Булгарина касательно гр. М. М. Сперанского // Русский инвалид. 1848. № 138.
9. Никитенко А. В. Воспоминания о М. М. Сперанском. СПб., 1872.
10. Письма М.М. Сперанского из Сибири к его дочери Елизавете Михайловне. - М., 1869. - С. 55.
11. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов (с 1700 по 1826 год). - Спб., 1833.
Литература
12. Алпаткина Е.С. Государственный Совет Российской Федерации: мифы и реальность / Е.С. Алпаткина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 5. – С. 55–60.
13. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVII - первой половине XIX века. - М., 1994.
14. Баженова Т.М. Свод законов Российской империи (к 175-летию издания) / Т.М. Баженова, С.В. Кодан // Российский юридический журнал. – 2008. – № 3 (60). – С. 110–119.
15. Бачило И. Л. Михаил Сперанский и наука управления в России // Рус. арх. М., 1992. Вып. 2. С. 81-99.
16. Беляева О.М. Проект государственных реформ М.М. Сперанского / О.М. Беляева // История государства и права. – 2018. – № 3. – С. 28–33.
17. Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме : монография / С.И. Глушкова. – Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного университета, 2001. – 466 с.
18. Дмитриев О., Сперанский и его государственная деятельность // Юность, 1996, 7, с.70-80
19. Кодан С.В. Творческое наследие М.М. Сперанского в издательских и исследовательских практиках (источниковедческий обзор) / С.В. Кодан // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – № 3. – С. 461–470.
20. Коновалова Л.Г. Зарождение идеи парламентаризма в России на рубеже XVIII–XIX веков / Л.Г. Коновалова // История государства и права. – 2019. – № 12. – С. 3–9.
21. Краснов Э.В. Принцип разделения властей в трудах М.М. Сперанского / Э.В. Краснов // История государства и права. – 2019. – № 8. – С. 45–50.
22. Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К.Краснов // Право и управление. XXI век. - 2005. - №1. (Электронный ресурс) - режим доступа
23. Курмаз А.И. Основополагающие идеи Сперанского о государственном устройстве Российской империи / А.И. Курмаз // Власть закона. – 2010. – № 2. – С. 211–215.
24. Лаптева Л. Е., Нерсесянц В. С, Пахоленко Н. Б., Скрипилев Е. А. Из истории российского парламентаризма: к 90-летию первых выборов в Государственную думу России // Госуд. и право. 1996. № 7. С. 145-156;
25. Лебедев И.М. Исторические условия и предпосылки формирования конституционно-правовой концепции М.М. Сперанского / И.М. Лебедев, А.М. Мезавцов // История государства и права. – 2017. – № 2. – С. 11–14.
26. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762–1914 : монография / В.В. Леонтович. – Москва : Русский путь, 1995. – 550 с.
27. Матюхин А.В. Идея парламента в русской либеральной мысли XIX века / А.В. Матюхин // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 3. – С. 225–237.
28. Овсепян Ж.И. Историческая связь парламентаризма с идеями конституции и основных прав и свобод человека / Ж.И. Овсепян // Сравнительное конституционное обозрение. – 2014. – № 2 (99). – С. 46–57.
29. Сперанский М. М. Проекты и записки. Под ред. С. Н. Валка. М. - Л., 1961.
30. Сперанский С.И. Практика регионального управления М.М.Сперанского (1816-1821гг.) // Государство и право, 2003, 5, с.76-84
31. Тимошина Е. В. Рукописное наследие М. М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения // Правоведение. 2001. № 3. С. 220-224;
32. Томсинов В.А. М.М. Сперанский о технологии проведения государственных преобразований [Электронный ресурс]. – URL: http://tomsinov.com/Great_ Reforms/tomsinov_v.a-m.m-speranskij_o_tekhnologii_ proveden.pdf (дата обращения: 17.12.2024).