Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Сущность понятия «краеведческое образование»
Краеведение (Большая российская энциклопедия – электронная версия) исследование при¬ро¬ды, на¬се¬ле¬ния, хо¬зяй¬ст¬ва, ис¬то¬рии и куль¬ту¬ры ка¬кой-ли¬бо тер¬ри¬то¬рии («края») или объ¬ек¬та – от круп¬но¬го ре¬гио¬на до от-дель¬но¬го го¬ро¬да, се¬ла, пред¬при¬ятия, усадь¬бы, ули¬цы, до¬ма гл. обр. си¬ла-ми ме¬стно¬го на¬се¬ле¬ния.
Как на¬учное зна¬ние краеведение на¬ча¬ло фор¬ми¬ро¬вать¬ся в Рос¬сии с 18 в. (сам тер¬мин «краеведение» во¬шёл в упот¬реб¬ле¬ние только в начале 20 в.). Значительную роль в формировании краеведения сыг¬ра¬ли труды В. Н. Та¬ти¬щева, Г. Ф. Мил¬лера, М. В. Ло¬мо¬но¬сова.
1920-е годы стали «золотым десятилетием» краеведения, признанного сферой научно-просветительской деятельности и широким общественным движением. Широкое развитие получила экскурсионная деятельность, научно-методическими центрами которой стали Московский и Петроградский экскурсионные институты [7, с. 25].
В школьном образовании большое внимание уделялось введению краеведения. Краеведческая тематика занимала важное место в учебных программах региональных вузов. Особое внимание уделялось ее вкладу в повышение культуры сельских районов и изучение прошлого стран, населявших эти районы. Во многих городах были созданы региональные научно-исследовательские институты.
С середины 1950-х годов возрождается интерес к краеведению. Краеведение было связано с задачей описания истории отдельных стран.
Краеведение в качестве школьного предмета стало частью программы. Школьники должны были знать имена тех, кто прославил их город или край, гордиться ими и стремиться продолжить их дело. Школьное краеведение – это изучение обучающимися под руководством учителей природных, социально-экономических, культурно-исторических сведений о родном крае. Изучение краеведения в начальной школе расширяет кругозор учащихся, помогает им понять природные особенности своего края и приближает школьный материал к окружающей действительности [11, с. 200].
Различают следующие направления краеведческой работы:
• географическое
• художественное
• литературное
• историческое
Целесообразно добавить ещё экологическое. Основы экологической культуры закладываются в начальной школе. Особые качества личности обусловливает экологическая культура, составляющими элементами которой являются:
- знания о природе, а также способах ее постоянного развития и защиты;
- интерес к природе и проблемам ее охраны;
- эстетические и нравственные чувства по отношению к природе;
- мотивы, которые обусловливают поведение и деятельность личности в природном окружении;
- экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде.
Необходимо научить детей сопереживать и дать понять, что вся планета – наш дом и о нем нужно заботиться. При отборе краеведческой информации для преподавания необходимо придерживаться следующих правил:
- События, связанные с местной историей и культурой, должны быть важными, простыми для понимания и соответствовать возрасту учеников;
- События, связанные с местной историей и культурой, должны быть важными, понятными и доступными для возраста учеников; и
- Предоставлять ученикам возможность делать небольшие «открытия» и работать с темами и знакомыми объектами, например, с улицей, на которой расположен их дом или школа;
- Формировать умение наблюдать за окружающей действительностью и искать неизвестное в известном и незнакомое в знакомом;
- Воспитывать интерес к местным достопримечательностям (улицам, домам, школам) и способствовать формированию патриотизма [11, с. 200].
Принципами краеведческого обучения являются культуросообразность, прикладная направленность, интеграция, взаимосвязь урочного, внеурочного и внешкольного обучения, локальность. Практически во всех субъектах Российской Федерации издаются учебники и методические пособия по краеведению. Также выпускаются учебники, рабочие тетради, карты и пособия на электронных носителях.
Рассмотрим пример работы по краеведению по программе, рекомендованной в Воронежской области, Л.А. Обуховой и Н.С. Махиной.
Программа ориентирована на формирование у обучающихся представлений о художественной культуре Воронежского края как части духовной культуры страны, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям Воронежского края через знакомство с его художественной культурой. Краеведение воспитывает бережное и уважительное отношение к художественной архитектуре, стимулирует позитивное развитие художественного и культурного наследия, формирует чувство ответственности за прошлое и будущее.
В рамках краеведения преподается архитектура, литература, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, а также важно знакомить обучающихся с личностями художников – писателей, живописцев, актеров, режиссеров, музыкантов и архитекторов [13, с. 10].
Использование культурно-исторического потенциала особенно важно для воспитания духовной личности и развития творческих способностей.
Различные формы краеведческого образования (научные исследования, экскурсии, познавательная деятельность, игровые занятия) содействуют углублению знаний обучающихся в рамках школьной программы.
1.2. Особенности реализации краеведческого образования в начальных классах
По мысли М.Д. Маханевой, краеведческая деятельность в начальной школе выполняет ряд функций:
1. Исследовательско-научная, которая организует, проводит разнообразные научные исследования в сфере истории, культуры, естествознания; подразумевает разработку проектов и программ, направленных на обеспечение и обнаружение сохранности, на возобновление или реконструкцию культурных памятников;
2. Документирующая - сбор знаний о памятниках культуры, а также их сохранение и разумное использование природных памятников;
3. Образовательно-воспитательная подразумевает формирование у людей исторического сознания, передачу и сохранения ими культурных и народных традиций;
4. Организационная – объединение обучающихся по интересам, организовывать их досуг, развивать творческие интересы [14, с. 24].
Непременным условием, по мысли П.В. Иванова, при организации краеведческой работы является реализация ведущих принципов:
- научные понятия и термины должны быть понятны обучающимся;
- обучающиеся осознают цель и задачи обучения; способны производить самоанализ и самооценку; умеют доказать свою позицию;
- применение проблемного метода изложения материала; умение автономно решить учебную задачу, подвести итог своей работе;
- материал должен излагаться от легкого к сложному, от неизвестного к знакомому;
- важность применения наглядного материала, возможно с использованием ИКТ;
- обучающимся должна предоставлена свобода выбора, педагог в благожелательной атмосфере разбирает недостатки и достоинства выполненных работ;
- понимание возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников [9, с. 26].
Основным средством мотивации в образовательном процессе, а также источником знаний о Родине, воспитания любви к малой Родине и формирования гражданских качеств является краеведение. Краеведение в начальных классах имеет большое значение для нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания учащихся. Это интегрированное звено между воспитательной деятельностью школы и образовательной деятельностью в сфере образования, обеспечивающее формирование универсального учебного поведения как базового навыка, который предписан стандартами второго поколения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова Е. Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования //Начальная школа плюс До и После. – 2008. – №. 10. – С. 41.
2. Бабанова Т.А. Экологическая и краеведческая работа с детьми младшего школьного возраста. – М.: Мир, 2017. – с. 23-24.
3. Бекиш О. С., Слепко Ю. Н. Краеведение как фактор комплексного решения проблем содержания современного образования //Ярославский педагогический вестник. – 2023. – №. 1 (130). – С. 21-28.
4. Гайворонская Н. И. Краеведение в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №. 7. – С. 49-52.
5. Заббарова М. Г., Журавлёва С. Р. Формирование краеведческих представлений у младших школьников в процессе проектной деятельности //Успех исследований 2020. – 2020. – С. 119-127.
6. Жилина Н. В. Краеведческая работа в начальных классах //Туризм и краеведение в сельской школе. – 2017. – С. 12-13.
7. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. – Петрозаводск. – 2006. – с. 25-34
8. Ижогина Е. Ю. Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе // Школьная педагогика. — 2019. — №1. — 49 с.
9. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. – Петрозаводск. – 2006. – с. 25-34
10. Интернет-источник «Современный урок» Краеведческий материал на внеклассных занятиях по окружающему миру (истории) в начальных классах как средство воспитания патриотизма младших школьников, Воронкова Д.Д. Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/29880 (Дата обращения: 06.11.2024)
11. Коршунова Ю. В. Краеведение на уроках в начальной школе //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №. 3. – С. 200-203.
12. Круглова Т. С. Краеведение в начальной школе: изучение как приключение //Концепт. – 2016. – №. S18. – С. 29-32.
13. Лушникова А. В. Краеведение: наука или увлечение //Природное и культурное наследие Урал. – 2019. – С. 10-13.
14. Маханева, М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М.Д. Маханева. -Москва : АРКТИ, 2005. - 124 с.
15. Михайленко Е. В. Культуроведческий подход в обогащении речи младших школьников словами краеведческой тематики //Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – №. 3. – С. 132-137.
16. Разливинских И. Н., Милованова Л. А. Организация краеведческой работы в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – №. 1 (49). – С. 75-78.
17. Скиденко Н. А. Историческое краеведение в современной школе // История. – 2016. - № 12. – с.19
18. Смирнова Э. Х., Васильева Н. Е. Краеведение в начальной школе //Марийское краеведение: опыт и перспективы развития. – 2020. – Т. 1. – №. 1. – С. 164-166.
19. Смирнова М. Ю. Основные направления краеведческой работы в школе. – М.: АСТ, 2016. – 165с.
20. Тимошкина Н. В., Дзотцоева З. А. Формы и методы организации краеведческой работы в начальных классах //теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. – 2017. – С. 49-51.
21. Ялишева Л. А. Роль литературного краеведения в нравственном воспитании обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования //инновации в образовании–путь к профессионализму будущего педагога, специалиста. – 2019. – С. 102.