Фрагмент для ознакомления
2
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВМ – виртуальный музей.
ВР – визуальная репрезентация.
ВС – виртуальное сообщество.
ГЭ – Государственный Эрмитаж.
ИВ – интерактивная выставка.
ИС – интернет-сообщество.
ММ – музейный маркетинг.
СС – сетевое сообщество.
ТГК – телеграм-канал.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что изучение сетевых сообществ крайне важно для продвижения культурных объектов в современных социально-экономических условиях. Дело в том, что нынешнее поколение привыкло получать информацию из виртуального пространства, а потому при необходимости популяризации культурных ценностей важно применять цифровой подход, который позволит привлечь максимально широкую целевую аудиторию, которая представлена подростками и молодыми людьми.
Сетевое сообщество представляет собой самый эффективный инструмент продвижения крупных учреждений культуры, поскольку оно имеет интерактивный характер и позволяет не просто получать информацию, но и обмениваться ей, ставить реакции и оставлять комментарии, что «втягивает» дополнительный целевой сегмент в обсуждение искусства и культуры.
Степень разработки темы. Вопрос о важности сетевых сообществ в современной системе популяризации искусства и культурных учреждений недостаточно изучен в научной литературе, что подтверждает актуальность данной курсовой работы. Данное исследование позволит на практическом примере понять эффективность сетевых сообществ для работы крупных музеев, имеющих всемирное значение. Интерес для данного исследования представляют работы таких авторов как: Е.Д. Невесенко, Н.З. Нагиева, Е.Н. Львова, Д.Ю. Гук, И.М. Аликперов.
Цель исследования – провести анализ эффективности телеграм-канала Государственного Эрмитажа как сетевого сообщества.
Объект курсовой работы – сетевые сообщества.
Предмет курсовой работы – телеграм-канал Государственного Эрмитажа как сетевое сообщество.
Гипотеза исследования: на сегодняшний день телеграм-канал Государственного Эрмитажа имеет недостаточную эффективность и нуждается в совершенствовании.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Проследить историю создания сетевых сообществ.
2. Рассмотреть понятие и виды сетевых сообществ.
3. Охарактеризовать роль сетевых сообществ в корпоративной культуре.
4. Привести общую характеристику корпоративной культуры Государственного Эрмитажа.
5. Оценить основные характеристики телеграм-канала Государственного Эрмитажа как сетевого сообщества и его эффективность.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию телеграм-канала Государственного Эрмитажа как сетевого сообщества.
Материал исследования: телеграм-канал Государственного Эрмитажа.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, исторический качественный метод анализа контента, SWOT-анализ, анализ видеоконтента, анализ визуальной репрезентации.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения сетевых сообществ», прослеживается история создания сетевых сообществ, рассматриваются понятие и виды сетевых сообществ, а также охарактеризована роль сетевых сообществ в культурном учреждении.
Во второй главе, «Анализ телеграм-канала государственного эрмитажа как сетевого сообщества крупного музея», приводится общая характеристика корпоративной культуры Государственного Эрмитажа, оцениваются основные характеристики телеграм-канала Государственного Эрмитажа как сетевого сообщества и его эффективность, а также разработаны рекомендации по совершенствованию телеграм-канала Государственного Эрмитажа как сетевого сообщества.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ
1.1. История создания, понятие и виды сетевых сообществ
Под сетевым сообществом в научной литературе понимается специфическое объединение людей, имеющих общие личные, досуговые или профессиональные интересы, соединение которых в единое общество осуществляется посредством социальных медиа. Основной целью сетевого сообщества в любой сфере выступает отмена любых возможных границ – географических, политических, медико-социальных (например, лица с ограниченными возможностями здоровья посредством сетевых сообществ могут вести активный образ жизни и общаться с товарищами по интересам) [19].
В научной литературе выделяется ряд признаков, которые характеризуют сетевые сообщества. Они представлены на рис. 1.1 [14, с. 88].
Рис. 1.1. – Признаки сетевых сообществ
Важно то обстоятельство, что каждый пользователь, имея только доступ в Интернет, может легко вступить в множество сетевых сообществ в соответствии со своими потребностями и интересами. Это провоцирует рост активности сетевого поведения, формирует специфическую сетевую культуру, где сформировался свой язык, манера общения, при этом в каждом сетевой сообществе есть свои законы, правила, нормы, которые необходимо выполнять всем участникам, иначе он может быть временно заблокирован или вовсе удален из сообщества [8].
Историческое развитие сетевых сообществ очень интересно для изучения, поскольку корни данного явления лежат еще в далеких годах. Так, еще в XIX веке формировалось «салоны» по интересам, затем, уже в XX веке стали появляться клубы, кружки и т.д., которые объединяли людей, имеющих общие профессиональные или досуговые потребности [4, с. 444].
В век цифровизации и активного развития Интернета, все это трансформировались в некие «виртуальные клубы» – сначала это были просто сайты, где люди могли получать нужную им информацию, затем – социальные сети и мессенджеры, которые решали не только познавательные, но и коммуникативные задачи, т.е. люди могли обмениваться информацией, реагировать, спорить и т.д. [18].
Основными инструментами для формирования сетевых сообществ выступают социальные сети и мессенджеры, которые позволяют не только распространять тематическую информацию, но и включить интерактивный компонент, дающий возможность пользователям подписываться, общаться, реагировать и комментировать. Важным условием для того, чтобы группа в социальной сети или канал в мессенджере стали сетевым сообществом, является регулярность активности создателя, постоянное обновление контента и призыв целевой аудитории к адекватному реагированию на него [11].
В этой связи важно рассмотреть основную социальную сеть, в рамках которых формируются и развиваются сетевые сообщества. Это российская социальная сеть «Вконтакте». Начало создания ныне самой популярной социальной сети в России «Вконтакте» было положено еще в 2006 году, когда будущий предприниматель Павел Дуров только окончил филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Идея создания социальной сети «Вконтакте» была взята из опыта функционирования студенческой социальной сети «spbgu.ru», которая была создана одноклассником Дурова Вячеславом Мирилашвили и предназначалась исключительно для студентов СПбГУ [3].
Особенностью социальной сети «Вконтакте», которую Павел Дуров и его соратники выделили в отличие от зарубежных платформ и уже существующей в России социальной сети «Одноклассники», было то, что в данной социальной сети на первое место выходит аккаунт пользователя, а не новости друзей и групп, на которые он подписан. Это психологически совершенно другая история, как считал Павел Дуров, поскольку каждый человек, прежде всего, концентрируется на себе, а потом уже интересуется другими [1].
Первичной целью разработки социальной сети «Вконтакте» было создание специальной платформы для общения одноклассников и однокурсников. В социальной сети были разработаны специальные фильтры, при настройке которых можно было увидеть страницы людей, которые обучались в конкретное время в определенном учебном заведении [22].
Учитывая то обстоятельство, что на сегодняшний день социальная сеть «Вконтакте» является одним из самых популярных каналов распространения информации и общения между людьми, данный ресурс имеет большие возможности для организации инфлюенс-маркетинга [21].
В социальной сети «Вконтакте» существует множество инструментов, которые позволяют размещать информацию в виде текстов (больших и маленьких постов), видеоконтента, что дает возможность воздействовать на целевую аудиторию различными способами, оказывая влияние на разные аспекты восприятия [16].
Основной для формирования сетевого сообщества в социальной сети могут быть тематические блоги или группы, которые посвящены конкретной проблеме. В этом случае эксперты подробно рассказывают о проблеме и в качестве решения предлагают обратиться к продвигаемому товару, услуге или бренду. Однако такой вид продвижения достаточно опасен, поскольку в случае отсутствия эффекта от обращения к продвигаемому объекту для решения проблемы, целевая аудитория может разочароваться не только в бренде, товаре или услуге, но и в самом блогере [17].
Мессенджеры изначально были задуманы как средство быстрого общения между пользователями, некая замена смс-сообщений. Однако впоследствии у них появилась новая функция – здесь стало можно создавать личные и бизнес-группы, а также каналы, ведение которых в точности повторяет организацию групп в социальных сетях. Отличием является лишь формат размещения информации на странице [13].
Это привело к тому, что на сегодняшний день в формировании и продвижении сетевых сообществ социальные сети и мессенджеры в какой-то степени конкурируют, однако в последнее время мессенджерам удается удерживать лидерство, поскольку они более удобны в использовании, особенно в мобильных версиях, которые сейчас более актуальны, нежели компьютерные [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуларбова, Ю. Vkontakte: история создания и успеха Вконтакте / Ю. Абдуларбова // LinDeal. – 2022. – URL: https://lindeal.com/business/vkontakte-istoriya-sozdaniya-i-uspekha (дата обращения: 13.11.2024).
2. Аликперов, И.М., Мезюров, А.А. Арт-коллаборация как эффективный инструмент развития городского культурного пространства / И.М. Алкиперов, А.А. Мезюров // Муниципалитет: экономика и управление. – 2021. – №. 4 (37). – С. 17–25.
3. Астрей, А. Краткая история создания Вконтакте / А. Астрей // Martrending. – 2023. – URL: https://martrending.ru/smm/istoriya-sozdaniya-vkontakte (дата обращения: 13.11.2024).
4. Воронцова, И.В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И.В. Воронцова // Молодой ученый. – 2015. – № 18 (98). – С. 444–449.
5. Гордеева, Н. Музейный SMM: особенности ведения социальных сетей музея / Н. Гордеева // VINCHI. – 2024. – URL: https://vinchi-interactive.ru/journal/smm-dlya-museya/ (дата обращения: 13.11.2024).
6. Государственный Эрмитаж. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru (дата обращения: 13.11.2024).
7. Гук, Д.Ю., Харитонова, Т.Ю., Богомазова, Т.Г. Музей в современном информационном пространстве: потенциал социальных сетей / Д.Ю. Гук, Т.Ю. Харитонова, Т.Г. Богомазова // Евразийский союз ученых. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-v-sovremennom-informatsionnom-prostranstve-potentsial-sotsialnyh-setey?ysclid=m3hhz2gbcx944144417 (дата обращения: 12.11.2024).
8. Гуров, Ф. Сетевые сообщества – зачем искать единомышленников в Интернете / Ф. Гуров // Академия социальных технологий. – 2023. – URL: https://ast-academy.ru/blog/setevye_soobsestva_zacem_iskat_edinomyslennikov_v_internete/ (дата обращения: 13.11.2024).
9. Коровникова, Н.А. Виртуальный музей как ресурс образовательного пространства / Н.А. Коровникова // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. – 2021. – С. 572–581.
10. Львова, Е.Н. Интернет-сообщества как сфера реализации технологий социально-культурной деятельности / Е.Н. Львова // Царскосельские чтения. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-soobschestva-kak-sfera-realizatsii-tehnologiy-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti?ysclid=m3hh2s33ji540846897 (дата обращения: 13.11.2024).
11. Морозов, А.А. Сетевые сообщества: к истории понятий / А.А. Морозов // Управление и экономика в XXI веке. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-soobschestva-k-istorii-ponyatiy?ysclid=m3hfrr9s5k416628899 (дата обращения: 13.11.2024).
12. Нагиева, Н.З. Стратегия продвижения музея в социальных сетях / Н.З. Нагиева // Материалы IX международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035175?ysclid=m3hi4x9jnx196841997 (дата обращения: 13.11.2024).
13. Начарова, Л.И. Мессенджеры: новые медиа или эволюционный этап развития социальных сетей? / Л.И. Начарова // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/messendzhery-novye-media-ili-evolyutsionnyy-etap-razvitiya-sotsialnyh-setey?ysclid=m3hfuli7my181868472 (дата обращения: 13.11.2024).
14. Невесенко, Е.Д. Специфика формирования и функционирования Интернет-сообществ: социальный аспект / Е.Д. Невесенко // Молодой ученый. – 2011. – № 5 (28). Т. 2. – С. 88–92.
15. Платонов, М.Ю. Арт-менеджмент: предмет и границы дисциплины / М.Ю. Платонов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2015. – №. 6 (96). – С. 61–68.
16. Прохорова, М.П., Лебедева, Т.Е. Возможности продвижения компании средствами социальной сети «Вконтакте» / М.П. Прохорова, Т.Е. Лебедева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-prodvizheniya-kompanii-sredstvami-sotsialnoy-seti-vkontakte?ysclid=lxbjdbql6e37019057 (дата обращения: 13.11.2024).
17. Рогова, А.А. Инфлюенсеры как метод продвижения товаров и услуг / А.А. Рогова // Научно-практический электронный журнал «Аллея славы». – 2023. – № 12 (87). – URL: file:///C:/Users/пк/Downloads/INFLYUENSERI,-KaK-METOD-PRODVIZHENIYa-TOVaROV-I-USLUG.pdf (дата обращения: 13.11.2024).
18. Сергеев, А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет / А.Н. Сергеев // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7475 (дата обращения: 13.11.2024).
19. Сергодеев, В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики / В.А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-internet-soobschestva-suschnost-i-sotsiokulturnye-harakteristiki?ysclid=m3hcxk1r9w56360701 (дата обращения: 13.11.2024).
20. Тальнишних, Н.К. Культура «сетевых сообществ». Дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. Н. / Н.К. Тальнишних. – Р.-н.-Д.: Ростовский государственный университет, 2004. – 216 с.
21. Федотова, М. Контент-маркетинг во Вконтакте: инструкция для ритейлеров и не только / М. Федотова // Личный блог Марианны Федотовой. – 2023. – URL: https://chizhov.io/blog/kak-delat-kontent-marketing-vo-vkontakte-instruktsiya-dlya-riteylerov-i-ne-tolko/ (дата обращения: 13.11.2024).
22. Чернякова, П. VK: какие проекты есть у корпорации и как она развивалась / П. Чернякова // Скиллбокс. – 2023. – URL: https://skillbox.ru/media/marketing/vk-kakie-proekty-est-u-korporatsii-i-kak-ona-razvivalas/ (дата обращения: 13.11.2024).
23. Эрмитаж. Телеграм-канал. – 2024. – URL: https://t.me/hermitage_museum (дата обращения: 13.11.2024).