Фрагмент для ознакомления
2
Начальное образование является первичным этапом общего обучения и базисом для всех последующих этапов, характеризующимся сменой основной деятельности ребенка при поступлении в школу и переходом к учебной деятельности.
Согласно «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича, в начальной школе выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) выполняются различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движе¬ния в условиях игровой и соревновательной деятельности. [11]
В начальной школе закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Программный материал по подвижным играм сгруп¬пирован по преимущественному воздействию их на соответствуйте двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.
Легкоатлетические упражнения в начальной школе рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доста¬вит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов.
В основной школе игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
В начальной школе физическая культура представляет собой предмет, посвященный двигательным занятиям, направленным на общее развитие. В процессе изучения школьники укрепляют здоровье, развивают физические способности, обучаются двигательным навыкам, стимулируют мышление, креативность и самостоятельность.
Эта программа разработана с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая уроки, внеурочные занятия, физические упражнения и спорт, должна обеспечивать комфортные условия для раскрытия и развития как физических, так и духовных способностей ребенка и его самоопределения.[3]
Согласно пояснительной записке к школьной программе по физической культуре для 1-4 классов, физическая культура является обязательным предметом в образовательных учреждениях. Он составляет основу физического воспитания учащихся.
В сочетании с иными формами обучения, такими как физкультурно-оздоровительные мероприятия в учебные дни и во вторую смену (утренняя гимнастика, физические минутки, активные перемены и занятия в продленных группах), а также внеклассная работа (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурные и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, активные игры, соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические походы), физическая культура формирует личность. Она включает в себя мотивацию и интерес к регулярным физическим упражнениям и спорту, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности и всестороннюю физическую подготовленность.[17]
Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ подчеркивает, что организация физического воспитания и образования в школах включает обязательные занятия физической культурой в рамках основных образовательных программ в объеме, предусмотренном государственными стандартами, а также дополнительные занятия физическими упражнениями и спортом в рамках дополнительных образовательных программ.[18]
Программа была создана с расчетом на то, что система физического воспитания, сочетающая уроки, внеурочные занятия физическими упражнениями и спортом, должна способствовать раскрытию и развитию не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоидентификации.
Пояснительная записка программы содержит цель развития национальной системы школьного образования, из чего следует цель физического воспитания детей школьного возраста.
Основная цель развития национальной системы образования — формирование личности, готовой к активной и креативной самореализации в глобальном культурном пространстве. Физическая культура способствует достижению данной цели.[16]
Цель физического воспитания в школе заключается в формировании разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать достижения физической культуры для укрепления и долговременного поддержания собственного здоровья, улучшения трудоспособности и организации активного отдыха. Достижение цели программы связано с выполнением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие всестороннему физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
выработка навыков саморегуляции средствами физической культуры;
освоение основ движений;
развитие координационных (точность, равновесие, ритм, скорость реакции, согласование движений, ориентация в пространстве) и кондиционных (скорость, выносливость, гибкость) способностей;
формирование базовых знаний о физической культуре, её значении для здоровья и физической подготовки, личной гигиене, влиянии упражнений на здоровье, работоспособность и развитие физических возможностей;
создание представлений о видах спорта, снарядах и инвентаре, соблюдение техники безопасности на занятиях;
формирование установки на поддержание и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Привлечение учащихся к регулярным самостоятельным занятиям спортом и активным играм, развитие их интереса в свободное время к разнообразной двигательной активности, выявление склонностей к определенным видам спорта.[1]
Воспитание таких качеств, как дисциплинированность, дружелюбие, честность, отзывчивость и смелость через физические упражнения, а также поддержка развития психических процессов (как восприятие, память, мышление и другие) в процессе физической активности.
Учитывая основную задачу развития отечественной образовательной системы и выполнение обозначенных выше учебных целей для учащихся 5-9 классов в области физической культуры, в основу создания программы легли следующие принципы и подходы: демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, активности; интенсификация и оптимизация процесса; соблюдение дидактических норм; укрепление межпредметных связей.
Основной формой проведения занятий по физической культуре является урок. Ключевым требованием к современному уроку является дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом их здоровья, пола, уровня физического развития и подготовки, особенностей психического развития, следуя гигиеническим стандартам.
Содержание курса и его ключевые понятия определены нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Закрепление учебного курса в образовательном плане осуществляется приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889, постановляющим введение третьего часа для предмета «Физическая культура», с целью увеличения двигательной активности и развития физической подготовленности обучающихся, а также внедрения современных систем физического воспитания.
В учебной программе по физической культуре прописано, что ученики начальных классов должны овладеть техникой легкоатлетических прыжков, включая прыжок в высоту способом «перешагивание».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бекетов, В.Ф. Спортивные прыжки: методика и техника. М.: Физкультура и спорт, 2015. 256 с.
2. Блинов, А.Н. Техника выполнения прыжков в высоту. М.: Олимпия Пресс, 2020. 144 с.
3. Будаева, Н. В. Методические аспекты обучения прыжкам в высоту у детей школьного возраста / Н. В. Будаева. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 152 с.
4. Герасимов, С.И. Основы физической культуры: учебное пособие. М.: Академический проект, 2018. 320 с.
5. Дьяков, С.Е. Спортивная педагогика: от теории к практике. М.: Книга по требованию, 2021. 150 с.
6. Жданов, А. Б. Профессиональная подготовка тренеров по легкой атлетике / А. Б. Жданов. – СПб.: РГПУ, 2019. – 200 с.
7. Забелин, А.И. Тренировочный процесс в легкой атлетике. М.: Солнечный мир, 2022. 320 с.
8. Зайцева, И.Н. Методика обучения прыжкам в высоту. М.: Советский спорт, 2017. 180 с.
9. Ковалев, В.А. Техника прыжков: анализ и методика. М.: Российская академия физической культуры, 2023. 270 с.
10. Корниенко, И. С. Овладение техникой прыжков в высоту / И. С. Корниенко. – Казань: КазГУ, 2021. – 180 с.
11. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. 2-е издание. М.: Просвещение, 2011. 12 с.
12. Мартынов, А.Е. Физическое воспитание школьников: теория и практика. М.: СпортАкадемПресс, 2019. 300 с.
13. Михайлов, В. П. Основы методики прыжков в высоту / В. П. Михайлов. – Рязань: РГПУ, 2018. – 175 с.
14. Наумов, Д. А. Специфика обучения прыжкам в высоту / Д. А. Наумов. – Владивосток: ДВГУФК, 2021. – 150 с.
15. Нестеров, О.К. Обучение прыжкам в высоту: современные подходы. М.: ДИВА, 2021. 200 с.
16. Сарфан, И.М. Методические рекомендации по обучению прыжкам. М.: Физкультура и спорт, 2016. 180 с.
17. Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. М.: Официальный портал правовой информации, 2007.
18. Фролов, П.Г. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2014. 220 с.
19. Шевченко, В.М. Прыжки в высоту. Методика и техника успешных тренировок. М.: АСТ, 2020. 190 с.
20. Яковлева, Н.В. Физическая культура в школе: практические аспекты. М.: Просвещение, 2019. 240 с.