Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение прав и свобод человека – это основной критерий демо-кратического государства. Человеческие права формируют основу поли-тики в правоотношениях с иными странами и со всем мировым сообще-ством. В условиях современности происходит интернационализация про-блемы человеческих прав, перерастание ее из внутреннего дела государ-ства в фактор мировой, международной политики, признание междуна-родной юрисдикции по вопросам, связанным с нарушением человеческих прав.
Законность - одна из основ цивилизованного общества, которая воз-никает вместе с государством и правом, и сопровождают общество всё время его существования.
Развитие российской государственности предполагает применение новых подходов в выполнении функциональной работы такими субъекта-ми механизма государства, как государственные органы в лице должност-ных лиц. Представляя интересы общества, их деятельность должна соот-ветствовать установленным общеправовым принципам, а именно принци-пу законности. Любое нарушение законности со стороны должностных лиц всегда вызывает широкий социальный резонанс и подрывает автори-тет органов государственной власти.
В настоящее время повсеместно встречаются понятия «законность» и «правопорядок». Их значение очень велико в силу того, что именно они способны обеспечить систематическое и многостороннее функционирова-ние государственных учреждений, органов, предприятий, общественных объединений и, соответственно, государства в целом.
Обеспечение законности и правопорядка - важнейшая функция госу-дарства, которая может быть реализована только при помощи правоохра-нительных органов. Правопорядок и законность не могут существовать отдельно друг от друга, данные понятия неразделимы.
Законность является необходимой предпосылкой для эффективного функционирования и организации государственных структур. Ученые-правоведы определяют законность в деятельности государственных струк-тур как наличие высококачественных правовых норм в их деятельности, которые необходимо соблюдать и исполнять. Также такие нормы должны быть справедливыми, обязательными, уместными.
Проблема политико-правового режима остается актуальной, по-скольку она становится одной из основных в теории государства и права, а также в политологии. Методы осуществления власти отражаются в функ-циях государства и напрямую зависят от государственного режима. Когда существует определенный режим в государстве, развитие правовой систе-мы идет в одном направлении. Через определенный вид режима в государ-стве происходит определение реальных властных субъектов и системы их взаимоотношений между собой и нацией.
Актуальность проведения анализа режимов политического управле-ния связана с тем фактом, что современные модели политического устрой-ства общества, при всем их многообразии, не выработали единой универ-сальной модели. Все существующие режимы имеют определенные недо-статки, и для их устранения целесообразно исследовать отдельные харак-теристики политических режимов и особенностей организации политиче-ской власти того или иного общества.
Степень научной разработанности. Исследованию вопросов законно-сти и политического режима посвящена достаточно обширная юридиче-ская литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования законности и при реализации полити-ческого режима.
Предмет исследования – нормативное закрепление политико-правового режима в Российской Федерации и зарубежных странах.
Целью исследования изучение принципа законности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие, признаки и особенности законности;
выявить теоретико-правового содержания принципа законно-сти;
раскрыть теоретические и практические проблемы;
раскрыть понятие и сущность государственного (политическо-го) режима;
охарактеризовать формы политико-правового режима;
проанализировать взаимосвязь законности и политического режима.
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, сравнительно-правовой, нормативный, формально-логический.
Научная новизна исследования определяется тем, что данная работа является комплексным исследованием, в котором освещаются как теорети-ческие аспекты законности и политического режима, так и практические особенности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержа-щиеся в нем положения, практические рекомендации могут быть в даль-нейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании теоретических положений о за-конности и политическом режиме в современном российском праве.
Теоретическую основу исследования (библиографическую базу) со-ставляют научные труды по проблемам теории государства и права, ад-министративного и других отраслей права, охватывающих вопросы за-конности и политического режима.
Нормативная база работы представлена Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции».
Структура работы предопределена указанными выше целями и за-дачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, за-ключения и библиографического списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОННОСТИ
1.1 Понятие и требования законности
Законность — требование строгого и неуклонного соблюдения всеми субъектами права законов и иных нормативных актов в целях достижения прочного правопорядка.
Законность представляется как особое социальное явление, нераз-рывно связанное с правом и его выражением в реальной жизни, является необходимым условием гармоничного функционирования правового гос-ударства и гражданского общества, охватывает все стороны жизни права, его действенность, регулирование общественной и государственной жизни.
В демократических государствах обычно провозглашается верхо-венство и прямое действие Конституции и конституционного права. Одна-ко стоит отметить, что «зачастую Конституция и конституционные права общества в некоторых странах Запада попираются и доказать что-либо в сложившихся условиях становится очень непросто, несмотря на попытки обеспечения системы защиты этих самых прав» .
В целях обеспечения законности как самого главного элемента госу-дарственного управления в демократическом государстве, важное место приобретает роль законов и Конституции как основа социального и пра-вового государства, а также гражданского общества.
Именно для обеспечения центральной роли, объединяющей всю си-стему законов и иных нормативно-правовых актов государства, и суще-ствуют Конституции как главные законы внутри правовой системы кон-кретного государства. В разработке учения о законности юристами можно выделить несколько этапов. На первом этапе законность понималась в су-губо позитивистском ключе как неуклонного соблюдения закона. На вто-ром этапе выделились две основные трактовки законности .
Нам представляется, что в понятие законности можно включить воз-ведение в ранг закона естественные права человека, которые исходят от природы человека, как естественная потребность.
Согласно одной из них, законность состоит в требовании неукосни-тельного соблюдения законодательных предписаний всеми субъектами права. Сторонники второй трактовки, соглашаясь с тем, что требование правомерного поведения адресатов является важной составляющей режи-ма законности, полагали, что данное требование относится, прежде всего, к деятельности государственных органов и должностных лиц .
Таким образом, у законности в целом имеется несколько составных элементов:
- наличие требования соблюдения и исполнения норм права все-ми субъектами;
- наличие в обществе таких отношений, при которых все участ-ники общественных отношений соблюдают установленные законом прави-ла поведения;
- наличие метода осуществления государственной власти, спосо-ба деятельности, поведения субъектов общественных отношений.
1.2 Теоретико-правового содержания принципа законности
Законность представляет собой базовый, общеправовой принцип, обеспечивающий регулирование общественных отношений на более высо-ком - правовом уровне. Большое значение регулятивной природы прин-ципа законности заключается в том, что он универсально, базово и гло-бально закрепляет положение о необходимости соблюдения законов всеми субъектами правоотношений. Указанная особенность обеспечивает регуля-тивную экономию, освобождая законодателя или иного субъекта право-творчества по закреплению требования о необходимости соблюдения частных (конкретных) законов конкретными субъектами правоотношений.
Весьма близким к понятию законности по своему функциональному назначению выступает дисциплина, они оба призваны обеспечивать поря-док в обществе, его стабильное функционирование посредством воздей-ствия требований «должного» на поведение субъектов .
В юридической науке под дисциплиной принято понимать подчине-ние обязанностям, содержащимся в правовых актах, социальных и техни-ческих предписаниях, преследующих цель упорядочивания определенных общественных отношений . При этом ряд авторов отмечает, что дисципли-на призвана обеспечивать также и требования норм морали.
Вместе с тем, несмотря на то, что законность и дисциплина имеют практически идентичное назначение, они существенно различаются по масштабу воздействия, методам достижения целей, объему требований и социальной природе .
Так, в целях достижения «должного» поведения законность требует от всех субъектов выполнения законодательно регламентированных, фор-мально закрепленных субъективных прав и обязанностей. Дисциплина, в свою очередь, выражается в сознательном выполнении возложенных за-претов и обязательств.
По своему происхождению более древним и базовым выступает по-нятие «дисциплина». Законность произрастает из государства и права (за-конодательства), истоком же дисциплины выступают базовые обществен-ные отношения, в том числе и в догосударственный период, как способ взаимодействия людей в упорядочивание их совместной деятельности. Общество, перерастая в государство, переходит к более высокому способу упорядочивания жизни посредством введения нормоположений (законов), однако в круг ее регулятивного воздействия подпадают лишь наиболее значимые правоотношения. Пределы воздействия дисциплины распро-страняются практически на все сферы жизни общества, включая производ-ственную деятельность, поведение индивидов в бытовой, повседневной жизни, а также в общественных местах. Однако следует заметить, что за-конность отчасти обладает более широким спектром регулирования с точ-ки зрения предмета, поскольку в рамках дисциплины обеспечивается со-блюдение установленных запретов и обязательств, законность, в свою оче-редь, требует соблюдения не только обязанностей, но и субъективных прав.
Таким образом, законность основана на дисциплине, ее назначение исходит из особой важности и требования соблюдения правил поведения, только уже не бытовых или производственных, а правовых (законных).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты и иные официальные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ // Российская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
Использованная литература
3. Авралев, Н. В. Законодательные органы власти субъектов Рос-сийской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. Наук / Н.В. Авралев. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с.
4. Акланов, А.А Принцип законности: содержание и теоретиче-ская трактовка / А.А. Акланов // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Том 13. – № 8А. – С. 99–105.
5. Акланов, А.А. Законность как принцип организации и деятель-ности органов исполнительной власти / А.А. Акланов // Вестник. Государ-ство и право. – 2023. – № 1 (36). – С.81–84.
6. Акопян, О.С. Проблемы и перспективы построения демократи-ческого государства в России / О.С. Акопян // В сборнике: Будущее науки – 2019. сборник научных статей 7–й Международной молодежной науч-ной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12–14.
7. Апольский, Е.А. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении / Е.А. Апольский, А.Ю. Мордовцев, С.М. Хо-менко// Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – С.32.
8. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – 12– е изд., изм. и доп. / М.В. Баглай. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
9. Боголюбова, И. Ю.. Формирование региональных политиче-ских режимов в России : Дис. ... канд. полит. Наук / И.Ю. Боголюбова. – Ставрополь, 2004. – 186 c.
10. Голубева, Л.А. Конституционная законность и конституцион-ный правопорядок: содержание терминов / Л.А. Голубева // Теория и практика современной юридической науки. – 2015. – С. 29–31.
11. Деменчук, Д.В. Условия укрепления законности и правопоряд-ка / Д.В. Деменчук // Современное российское право: пробелы, пути со-вершенствования: сборник статей IX Международной научно–практической конференции. – 2016. – С.12–14.
12. Демидов, А.В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые категории / А.В. Демидов // Новая наука: теоретический и прак-тический взгляд. – 2016. – № 3–2. – С. 213–215.
13. Калужина, М.А. Политический режим как элемент формы гос-ударства / М.А. Калужина, Е.В. Краева // Очерки новейшей камералисти-ки. – 2023. – № 3. – С. 18–20.
14. Кожухов, К.В. Государственный режим: понятие и виды / К.В. Кожухов, Н.Г. Мамышева // В сборнике: Инновационный дискурс разви-тия современной науки. Сборник статей Х Международной научно–практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 80–85.
15. Колесников, Е.В. Законность как принцип организации и дея-тельности органов государственной власти / Е.В. Колесников // Российская юстиция. – 2020. – № 5. – С.2.
16. Кондрашев, А. А. Идея правового государства в России: кон-ституционная мифология и правовая реальность / А.А. Кондрашев // Ис-следование Российской государственности. – Москва : Московский госу-дарственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. – №3 (124). – С. 74– 88.
17. Краснов, М. А. Конституционно–правовой смысл понятия «де-мократическое государство» / М.А. Краснов // Судьбы конституционализ-ма в России и современном мире : сборник статей / [Под ред. М. А. Крас-нова]. – Вып. 7. – Москва : Юрист, 2012. – С. 4– 38.
18. Куликова, Н. С. Определение и содержание законности как юридического принципа, метода и состояния общественных отношений / Н.С. Куликова // Общество и Право. – 2016. – № 2 (56). – С. 48–53.
19. Кычкина, М.И. Принципы законности и осуществления право-судия только судом / М.И. Кычкина, А.Э. Маякунов // Евразийский юри-дический журнал. – 2022. – № 1(164). – С. 84–87.
20. Малько, А.В. Дисциплина и политика / А.В. Малько // Право и политика. – 2001. – № 3. – С. 38–43.
21. Мокина, А. И. Законность как правовая категория / А.И. Моки-на // Молодой ученый. – 2023. – № 5 (452). – С. 118–119.
22. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2004. – 760 с.
23. Озерский, М.С. Политические режимы: теоретические и исто-рико–правовые аспекты / М.С. Озерский // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кад-ров. Материалы ХХIII национальной научной конференции (с междуна-родным участием). – Таганрог, 2022. – С. 583–585.
24. Саидова, К.В. Россия – демократическое правовое федератив-ное государство / К.В. Саидова // В сборнике: Проблемы совершенствова-ния законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2019. – С. 254–255.
25. Хазов, A.M. Переходные состояния политического режима в современной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит. Наук / А.М. Хазов. – М., 2011. – С.45.
26. Хамаганов, А.Н. Политический режим государства / А.Н. Ха-маганов // В сборнике: Развитие науки, образования и технологий: меха-низм отбора и реализация приоритетов. Сборник статей по результатам Международная научно–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.
27. Хелд, Д. Модели демократии. Третье издание/ Дэвид Хелд; пе-ревод с англ. М. Рудакова. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 544 с.
28. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега–Л, 2008. – 523 с.
29. Цыганков, А.П. Современные политические режимы: структу-ра, типология, динамика / А.П. Цыганков. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.
30. Ekman Joakim. Political participation and regime stability: A framework for analyzing hybrid regimes. International Political Science Review 30 (1). – 2009. – Р. 7–31.
31. Levitsky S., Way L. The Rise of Competitive Authoritarianism // Journal of Democracy. – 2002. – Vol. 13. – № 2. P.
32. Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International Social Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993.
33. Schedler A. The logic of Electoral Electoral Authoritarianism// Au-thoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition / еd. by Andreas Schedler. Boulder, CO, und London, UK: Lynne Rienner Publishers, 2006. – P. 3.