Фрагмент для ознакомления
2
Модернизация современного образования определило использование информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) на всех этапах и ступенях обучения. Несмотря на широкое и повсеместное использование ИКТ в обучении, его понятие и виды не нашли единого истолкования в литературе.
Информационные технологии (ИТ) – новая отрасль современной науки и техники. Несмотря на их широкое распространение, не существует четкого определения понятия «информационные технологии», а также сложно определить реальный предмет исследования в этой области. Иногда эта область распространяется на коммуникационные технологии: сети, ИНТЕРНЕТ, средства связи и т. д. В других случаях они имеют широкое представление об информационных технологиях, включая компьютерное оборудование (платы, кристаллы, т.е. конструктивные элементы) и даже бытовая электроника. Учитывая информационные технологии как научно-методическую и технологическую основу информационной индустрии, представляется более разумным остановиться на середине.
В широком смысле слова ИКТ представляют собой комплекс различных методов и средств, позволяющих собирать, обрабатывать, передавать и хранить различные виды информации. Такое понятие позволяет свидетельствовать, что ИКТ является информационным средством, которое может работать самостоятельно без непосредственного участия человека [10].
Обязательным условием для любой информационно-коммуникационной деятельности является наличие КК (коммуникационного канала). Такой канал позволяет обеспечить передвижение материальной формы сообщений, но не смыслов, в физическом пространстве и времени и относится к материально-техническому средству.
С.С. Григорьев в своей книге «Информация образования» отмечает, что первостепенной задачей создания ИКТ являлась именно образовательная сфера. По мнению автора, ИКТ можно применять в двух образовательных аспектах: как средство ознакомления обучающихся с различными реалиями действительности; как средство обучения данным реалиям [10].
Профессор и академик И.В. Роберт использует более широкое определение рассматриваемому нами понятию – автор определяет ИКТ как способы интеллектуального развития личности в процессе различной деятельности [18].
Автор книги «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» Бадарча Дендев выделяет одну из центрических задач современных ИКТ – роль координатора и мотиватора в образовательной среде. Такой угол изучения ИКТ, по мнению автора, позволяет акцентировать внимание на свойствах ИКТ: повышать качество учебного процесса посредством использования современных образовательных технологий. Как координатор, ИКТ выступает за счет постоянного обновления и улучшения систем, возможности и доступности ее использования различными участниками образовательного процесса. В этом действительно можно раскрыть одну из знаменательных свойств ИКТ – доступность [4].
Принимая во внимание массовость и востребованность современных ИКТ, в настоящее время происходит переход на дистанционных формат обучения, создаются «электронные школы». Данный формат обучения значительно видоизменяет и подходы к его организации и особенностях.
Согласно исследованиям Х.Я. Денилхановой среди целей использования ИКТ можно выделить:
– повышение качества обучения на всех ступенях. Обучение становится более наглядным, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; более доступным – в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; более информативным – современные компьютерные технологии позволяют «переносить» обучающихся в условно-реальные ситуации, приближенные к профессиональным, что важно в процессе профессионального обучения.
– развитие личности учащегося (его подготовка к различным условиям жизни);
– выполнение социального заказа общества. В требованиях к результатам обучения одной из компетенций можно считать приобретение обучающимися цифровой грамотности [11].
В связи с этим основной задачей использования ИКТ в учебных целях является повышение эффективности учебного процесса.
Рассматривая типологию ИКТ, можно выделить различные стороны их классифицирования: по источнику получения информации, по решаемым педагогическим задачам, по функциям, решаемым в образовательном процессе.
В настоящем исследовании мы не придерживаемся позиции рассмотреть все имеющиеся классификации ИКТ, поэтому остановимся на классификации Д.А. Бурункина. В основе данной классификации ИКТ положен содержательный подход, а именно все имеющиеся ИКТ подразделяются по области их методического назначения: обучающие, тренажеры, справочные и информационно-поисковые, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые [14].
Классификация ИКТ включает в себя несколько основных направлений:
- Компьютерные технологии: включают аппаратное и программное обеспечение, без которых использование ИКТ невозможно. Они поддерживают работу компьютеров, сетей и других цифровых устройств.
- Сетевые технологии: предоставляют средства связи между различными устройствами, позволяя им общаться и обмениваться информацией.
- Интернет-технологии: набор протоколов и инструментов для доступа к глобальной сети Интернет. Они позволяют вам обмениваться информацией, осуществлять поиск, получать доступ к онлайн-ресурсам и общаться с другими пользователями.
- Мультимедийные технологии: позволяют создавать, обрабатывать и воспроизводить различный медиаконтент, такой как текст, изображения, звук и видео [5].
Практически каждый школьник ежедневно проводить в интернете более 5 часов. Именно поэтому использование интернет-ресурсов на уроке может способствовать повышению мотивации к обучению, совершенствовать процесс за счет вовлечения обучающихся в непосредственную работу с интернет-ресурсом. О широком использовании глобальных информационных сетей в образовании говорят Н. P. Петрова и Л. K. Раицкая. Авторы отмечают, что каждому учителю необходимо использовать интернет как средства обучения, так как Интернет позволяет значительно расширить границу учебного материала, обучающиеся могут самостоятельно добывать информацию, вычленять из нее факты и доказательства, аргументировать их [16].
В настоящий период получили распространение два подхода к информатизации образовательных организаций.
Первый подход характеризует организацию как многофункциональную. Происходит автоматизация финансово-хозяйственной деятельности (кадровый и бухгалтерский, материально-технический учет). Второй подход основан на информатизации процесса, при котором развитие определенной среды происходит за счет информатизации образовательной деятельности.
Используя ИКТ, решаются следующие задачи (Рис. 1).
Рис. 1. Возможности ИКТ в обучении младших школьников
В настоящее время во многих образовательных учреждениях закрепилась практика создания рабочих групп обучающихся на базе определенной социальной сети (ВКонтакте, Fasebook и др.). Социальные сети используются как средство обратной связи, как источник передачи большого количество информации для адресата. Также можно использовать социальные сети прямо на уроке – преподаватель высылает обучающимся задание для их урочного выполнения.
Таким образом, в настоящем исследовании мы выявили, что существует достаточно большое число различных ИКТ-технологий, которые учителя в большей или меньшей степени используют на уроках ежедневно.
Выбор того или иного ИКТ-средства обучения зависит от информационной компетенции учителя (учитель должен изначально самостоятельно научиться пользовать интернет-ресурсом и уже потом предъявлять его обучающимся), возраста обучающихся, их способностей, темы и задач урока, учебного материала.
1.2 Психолого-педагогические особенности готовности педагогов к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности
Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью надлежащей подготовки специалистов, а также внутренние факторы, связанные с распространением современной компьютерной техники и программного обеспечения в образовательных учреждениях, государственным усыновлением.
Следует понимать, что понятие информационных технологий в сфере образования гораздо шире. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, методов и подходов, обеспечивающих достижение целей информатизации образования.
Федеральный закон «Об образовании» в статье 2 содержит положение о том, что в систему средств обучения и воспитания входят, в том числе, и информационные ресурсы (компьютеры, аудиовизуальное оборудование, печатные устройства и т.д.). Более детально возможности использования ИКТ раскрыты в статьях 16, 18 и 20 того же закона, рассказывающих о дистанционном обучении, а также принципе информационной открытости образовательного пространства [20].
Федеральные государственные образовательные стандарты (дошкольного, общего образования) также содержат определенные нормы о необходимости использования ИКТ в современном образовательном процессе. В частности, одним из требований к педагогу сегодня является владение навыками работы на компьютере, прочих электронно-вычислительных устройствах. Иными словами, учитель должен обладать соответствующей компетенцией в этом вопросе. Возможно, именно в связи с этим сегодня все большее количество педагогов (особенно старшего поколения) проходят курсы обучения работы на компьютере [20].
В связи с требованиями к работе педагога остро стоит вопрос о готовности педагогов к использованию ИКТ.
Профессиональная подготовка – это целостное личностное образование, основанное на потребностях и способностях педагога (Чичикин В.Т.). Самым важным для нас является готовность данного субъекта к образовательной деятельности, в данном случае к использованию в этой деятельности информационно-коммуникационных технологий [].
Профессиональная компетентность педагога призвана характеризовать его профессионализм и демонстрировать единство теоретической и практической подготовки к ведению образовательной деятельности [4].
Таким образом, по логике этих определений, мы можем понимать готовность как состояние субъекта, мотивирующее его к активности на начальном этапе, выражающееся в наличии трех компонентов: информационного, оперативного и мотивационного.
Фрагмент для ознакомления
3
Алешкина, О.В. Дистанционные образовательные технологии – ключ к массовому образованию ХХI века / О.В. Алешкина, М.А. Миналиева, Н.А. Рачителева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. С. 63- 65.
Алехин, И.А. ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность как ключевые индикаторы профессионального развития и роста преподавателя / И.А. Алехин, И.Н. Айнтундинова, Т.М. Трегубова // Мир образования и образование в мире. - 2019. -№ 2(22). - С. 73-84.
Анискина, А. И. Применение ИКТ на уроках в школе / А. И. Анискина // Новые технологии в образовании. – 2015. – С. 111-114.
Бадарч, Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Д. Бадарч. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
Бруцкая, Т.А. Включение цифровых инструментов в образовательный процесс / Т.А. Бруцкая // «Академия Интеллектуального Развития». 2020. С. 44-49.
Гаджиева, П. Д Методические основы подготовки будущего педагога к применению ИКТ в профессиональной деятельности / П. Д. Патимат, М. А. Ибрагимов, А. З. Хайрулаева // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osnovy-podgotovki-buduschego-pedagoga-k-primeneniyu-ikt-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.11.2024).
Гаджиева, П.Д. Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей права в условиях образовательного пространства педагогического вуза / П.Д. Гаджиева // Символ науки. - 2016. - №11. - Ч.2. - С. 106-108.
Герасимова А.Г. Компоненты готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3:
Горохова И. Ю. О подготовке педагогических кадров к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Известия ВГПУ. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podgotovke-pedagogicheskih-kadrov-k-ispolzovaniyu-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 14.12.2024).
Григорьев, С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы / С. Г. Григорьев. – М.: [Б. и.], 2005. – 231 с.
Денилханова, Х. Я. Цели внедрения средств ИКТ в образование / Х. Я. Денилханова, П. Р. Мурадова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №2. – С. 104-107.
Карасева Э. М. Использование компьютерных технологий в деятельности преподавателя // Современное педагогическое образование. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompyuternyh-tehnologiy-v-deyatelnosti-prepodavatelya (дата обращения: 21.11.2024).
Киселёв, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г. М. Киселев. – М. : Дашков и К’, 2014. – 304 с.
Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: Дом педагогики, 2006. 231 с.
Манако, А. Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации / А. Ф. Манако, А. С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. – 2014. – №1. – С. 487-521.
Петрова, Н.В. Формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов с использованием электронного обучения / Н.В. Петрова // Современное педагогическое образование. - 2020. - №11. - С. 133-137.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»..
Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы; перспективы использования / И.В, Роберт. - М.: ИИО РАО, 2012. 140 с.
Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008. – 312 с.
Харитонова, Л. А. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дисс. к.п.н — Чебоксары, 2005. – 89 с.