Фрагмент для ознакомления
2
В Киевской Руси (то есть в период, охватывающий IX—XIII века) закладывается основа государственного управления и будущей государственной гражданской службы. В Киевской Руси государственная служба есть «княжья служба», основу которой составляет личная преданность великому князю, товарищеская служба дружинников, а главная ее цель состоит в обеспечении исполнения полномочий того же великого князя. В период XIV—XVII веков, то есть, существования Московского царства с сильной централизацией власти формируется уже целый управленческий аппарат со своей собственной структурой, появляются Боярская Дума, система приказом. Создана система «кормлений», которую сменяет период земского и губного самоуправления, продолжается процесс дальнейший процесс сепарации государственной гражданской службы от военной.
Петр I создает основу для деления служащих по категориям: дворянская служба (в армии и флоте) и гражданская служба (в органах управления и на государственной службе). В 1718 году издана Табель о рангах, которая определила чёткую иерархию государственных служащих, в том числе гражданских чиновников., что явилось одним из важнейших этапов в развитии государственной службы – процесс сепарации (разграничения) государственной службы на военную и гражданскую фактически завершен, отныне уровень государственного служащего зависит от его ранга.
В 1832 году в период царствования Николая I принят Устав гражданской службы, который установил четкие правила поступления на службу, ее прохождения, обязанности государственных гражданских служащих и порядок их увольнения.
Государственная служба становится элементом кадровой политики империи, образование и служебная дисциплина имеют приобретают первостепенное значение.
Революции 1917 года совершенно разрушила старую, монархическую систему государственной службы, создаются новые органы власти, соответствующие социалистическим принципам государственного устройства. Представители дворянского сословия утратили свой привилегированный статус, взамен «старых» государственных структур созданы «новые» — советы и государственные комитеты.
После распада СССР начинается процесс реформирования государственной гражданской службы, который продолжается по настоящее время.
2000-е годы текущего столетия ознаменованы внесением изменений в действующее законодательство, направленных на улучшение условий государственной гражданской службы, повышение ее эффективности и борьбу с коррупцией.
Таким образом, история государственной гражданской службы в России развивалась поэтапно и динамично. Каждый последующий этап ее развития связан с реформами и трансформациями, отражавшими потребности общества и изменяющиеся политические условия. В настоящее время российская государственная гражданская служба продолжает развиваться, стремясь к повышению своей эффективности, прозрачности и ответственности перед гражданами.
1.3 Основные принципы государственной гражданской службы
Основные принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации закреплены в федеральном законодательстве, в частности в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отражают фундаментальные требования к организации и функционированию государственной службы, а также определяют стандарты, которые обязаны соблюдать государственные служащие.
Во – первых, принцип законности, то ест любые действия и решения государственных служащих должны соответствовать правовым нормам, установленным Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами.
Во – вторых, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, то есть, государственные служащие обязаны защищать и соблюдать права и свободы граждан. Целью любого государственного гражданского служащего является обеспечение благополучия населения, а интересы граждан должны - приоритетом при принятии любых решений.
В – третьих, принцип единства системы государственной власти. В РФ власть имеет трехуровневую структуру, то есть, делится на федеральную, региональную и местную. Принцип единства ее системы должен обеспечить реализацию общей государственной политики.
Принцип открытости и доступности информации о государственной службе, предполагает, что граждане имеют право на получение достоверной информации о деятельности государственных органов и государственных служащих.
Принцип нейтральности и политической независимости означает, что государственные служащие не должны использовать своё служебное положение для лоббирования своих или чьих бы то ни было политических интересов. Система государственного управления не должна испытывать давления со стороны политических взглядов и воззрений тех, кто является ее составной частью, принятие любых управленческих решений требует, прежде всего, объективности и беспристрастности. Принцип равного доступа к государственной службе гарантирует, что любой гражданин, соответствующий установленным квалификационным требованиям, имеет право поступить на государственную гражданскую службу, то есть занять ту или иную должность.
Государственная служба должна быть непрерывной и независимой от смены политической власти, что гарантирует защиту государственных гражданских служащих от необоснованного увольнения или изменений их правового положения по любым политическим мотивам (причинам),.
Государственные служащие несут ответственность за выполнение своих обязанностей и результаты своей деятельности, каждый служащий должен выполнять свои должностные обязанности добросовестно в полном объеме, за любые свои неправомерные действия и решения он будет нести административную, гражданскую, уголовную или дисциплинарную ответственность.
Поставленные задачи должны выполняться с минимальными временными и материальными (финансовыми) затратами, но при условии достижения максимальной эффективности.
Все вышеперечисленные принципы несения государственной гражданской службы заключают в себе ее правовые и этические основы. Соблюдение вышеприведённых основополагающих принципов устройства и осуществления государственной гражданской службы обеспечивает ее эффективность, прозрачность и справедливость, способствует росту уровня доверия населения к власти и успешной реализации поставленных государственных целей и задач.
2 Правовой режим государственной гражданской службы
2.1 Нормативно-правовая база государственной гражданской службы
Нормативно-правовая базу государственной гражданской службы в Российской Федерации составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации и функционирования государственной гражданской службы, прав и обязанностей государственных гражданских служащих, а также определяющих перечень требований к их работе. В первую очередь, необходимо указать на Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, а также подзаконные акты, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.
2.1.1 Конституция Российской Федерации
Конституция РФ 1993 года является высшим правовым актом, определяющим основы государственной власти и принципы государственной службы. Её регулятивная модель в данном случае представляет собой систему нормативных предписаний и принципов, обеспечивающих правовое регулирование и организацию государственной службы в соответствии с конституционными основами государства.
Конституция определяет основы регулирования государственной гражданской службы, устанавливая принцип равенства (ст. 19), законности (ст. 15), федерализма (ст. 5) социального государства (ст. 7), определяет, кто является субъектом правоотношений в сфере государственной службы, а что - объектом регулирования, а также механизмы реализации действующих конституционных норм.
При этом, необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что ограничения, налагаемые на гражданских служащих (например, запрет на участие в предпринимательской деятельности, обязательность декларирования доходов), должны быть обоснованными и пропорциональными целям защиты государственных интересов, а ограничения их прав должны компенсироваться адекватными социальными гарантиями.
Именно Конституционный Суд РФ заявляя о своей позиции, уточняет смысл конституционных норм, применимых в вопросах регулирования государственной гражданской службы.
Так, например, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 июня 2011 г. № 14-П указывает, что нормативное положение пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» признано соответствующим Конституции РФ. В его конституционно-правовом значении, уточненном во взаимосвязи с положениями статьи 20.1 Закона РФ «О милиции» и части 2 статьи 29 Федерального закона «О полиции», установлено, что данное положение не может рассматриваться как абсолютный запрет для государственных служащих на публичное выражение своего мнения, оценки или суждения, в том числе через средства массовой информации. Однако это распространяется только на случаи, когда такие действия не входят в их должностные обязанности и не противоречат интересам службы.
При анализе правомерности действий государственных служащих учитываются несколько факторов, в том числе, содержание их публичных высказываний, их общественная значимость и мотивы, возможный ущерб, который могли бы нанести такие действия государственным или общественным интересам, в сравнении с предотвращенными последствиями, доступность других законных способов для защиты интересов, которые вызвали необходимость публичного выступления.
Таким образом, правоприменительная практика обязана учитывать данные разъяснения, которые исключают альтернативные интерпретации данного положения.
Верховный Суд неоднократно обращался к вопросам оспаривания увольнений служащих, порядка проведения конкурсов на замещение должностей, а также споров, связанных с дисциплинарными взысканиями.
Роль Конституционного и Верховного Судов РФ в вопросах, касающихся государственной гражданской службы, трудно переоценить. Именно они позволяют обеспечить законность и справедливость, устранить существующие в законодательстве пробелы и противоречия (коллизии), указывают на то, как правильно (корректно) применять те или иные нормы права, обеспечивают соблюдение баланса интересов государства и прав государственных гражданских служащих. Наконец позиция Конституционного Суда РФ может стать основой для последующего внесения изменений в действующее законодательство.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 2 декабря 2007 года № 314-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 5 декабря
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 30 июля
Федеральный закон от 30 апреля 2009 г. № 64-ФЗ «О государственной муниципальной службе» // Российская газета. 2009. 12 мая
Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2018. 28 декабря
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета. 2004. 11 марта
Постановление Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 «Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах» // Российская газета. 2013. 24 сентября
Научная литература
Иванова, Н.В. Государственная служба в России: современные тенденции и правовые проблемы. — М.: Юридическая литература, 2020.
Котлова, Т.Н. Правовое регулирование государственной службы в России: проблемы и решения. — М.: Инфра-М, 2019.
Михайлова, Т.И. Административное право и государственная служба: вопросы правового регулирования. — М.: Норма, 2021.
Тимофеев, С.В. Правовой статус государственных служащих: теоретические и практические аспекты. — М.: Юрист, 2020.
Захаров, А.А. Государственная гражданская служба Российской Федерации: правовой режим и его особенности. — М.: Российский университет правосудия, 2022.
Гаврюшина, Л.И. Социальная защита государственных служащих в России: проблемы и пути решения. — М.: Проспект, 2023.
Ларионова, И.А. Правовое регулирование трудовых отношений на государственной службе в РФ. — М.: Научная книга, 2021.
Научно-методическая литература
Мартынова, Л.Е. Методы правового анализа государственной службы: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Юнити-Дана, 2020.
Головина, В.Н. Методология исследования государственной службы: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2021.
Лебедева, М.А. Государственная служба: нормативно-правовое регулирование и методика работы с кадровыми ресурсами. — М.: Издательство МГУ, 2022.
Захарова, Т.М. Правовые аспекты функционирования государственной службы: методическое руководство. — Казань: Казанский университет, 2021.
Литвинова, А.Б. Социальные и правовые гарантии государственных служащих: практическое руководство. — М.: ИНФРА-М, 2023.
Крылова, О.А. Правовое обеспечение государственной службы в условиях реформ: учебник. — М.: Высшая школа экономики, 2021.
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2019 г. № 654-О — о правовых принципах и механизмах регулирования государственной гражданской службы.
Решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2018 г. № 2-КГ18-132 — о праве на восстановление на работе государственного служащего после увольнения по политическим мотивам.
Определение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2020 г. № 33-КГ20-84 — о нарушениях при проведении аттестации государственных служащих.
Монографии и коллективные работы
Чистякова, Е.П. (ред.) Глобализация и проблемы государственного управления в России: научные исследования и практические рекомендации. — М.: РГГУ, 2020.
Никитина, Л.А., Беляев, И.И. Развитие кадровой политики в государственной службе Российской Федерации. — М.: Высшая школа экономики, 2021.
Медведев, Н.П. (ред.) Актуальные проблемы правового регулирования государственной службы в РФ. — М.: Юридическая школа, 2021.
Статьи в научных журналах
Колобова С.В. Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование // «Делопроизводство», 2023, № 1// из информационного банка «Пресса и книги (бюджетные организации)», Консультант Плюс
Андреева, О.Н. Перспективы реформирования правового регулирования государственной службы в России. — Журнал государственного управления, 2022, № 6, с. 45-52.
Петрова, Т.А. Проблемы социальной защиты государственных служащих в России: анализ судебной практики. — Право и государство: теория и практика, 2020, № 4, с. 70-78.
Добробаба М.Б. Дисциплинарная ответственность в системе государственно-служебных правоотношений. Саратов, 2008. С. 25.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации // Трудовое право. 2009. № 8
Добробаба М.Б. Дисциплинарная ответственность в системе государственно-служебных правоотношений: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2018. С. 62.
Пресняков М.В. Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях // Современное право. 2022. № 5. С. 60.
Добробаба М.Б., Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Дисциплинарная ответственность: правовые механизмы обеспечения эффективности в системе государственной службы: Монография. М.: Норма, 2023. 352 с.