Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в условиях жесткой современной конкуренции отечественным предприятиям и организациям необходимо концентрироваться на создании конкурентных преимуществ и формировании собственной индивидуальности.
Потребители и заказчики становятся все более требовательными и категоричными, их необходимо постоянно удивлять. Чтобы являться конкурентоспособной организацией, нужно иметь эффективный комплекс маркетинговых коммуникаций с заказчиками, который позволит сформировать их лояльность на продолжительный период времени. Согласно принципу Вильфредо Паретто, 80% новых клиентов дает 20% прибыли организации и 20% постоянных клиентов приносит коммерческим организациям 80% основной прибыли. В связи с этим современным организациям приходится прикладывать максимум усилий, чтобы удержать сформировавшуюся базу клиентов и не допустить их ухода к конкурентам. В этих целях применяются самые различные инструменты маркетинговых коммуникаций, но бесспорное лидерство в последнее время остается за PR технологиями, ответственными за формирование имиджа компании, за правила взаимодействия с клиентами, за выстраивание двусторонних доверительных отношений между заказчиком и исполнителем услуг.
Целью данной работы является рассмотрение общих правил отношений со СМИ в связях с общественностью.
Задачи:
- рассмотреть историю появления и развития связей с общественностью в России;
- изучить области связей с общественностью;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности связей с общественностью в России;
- описать принципы работы PR со СМИ; связи с общественностью в органах местного самоуправления и СМИ: правила;
- описать роль службы PR в оптимизации деловой коммуникации общественных палат в России (правила взаимодействия со СМИ).
Объект исследования – связи с общественностью и СМИ.
Предмет исследования – правила отношений связей с общественностью со СМИ.
Вопросу освещения деятельности служб PR современных общественных организаций России в научных работах, учебной литературе, публицистике посвящено определенное количество работ.
Однако эта тема далека от окончательной разработанности. Связи с общественностью в России изучены явно недостаточно, несмотря на очевидную значимость их деятельности. Важными нам представляются труды И.М. Синяевой , Ф.И. Шаркова , С.А. Варакуты , в которых рассматриваются функции, содержание, место и роль служб PR общественных организаций. Научная база по данной теме является недостаточной, многие методы PR используются интуитивно, опираясь на опыт зарубежных стран в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью. До сих пор в специальной литературе встречается много разновидностей в классификации задач и функций связей с общественностью, их коммуникативной сущности.
Глава 1. Связи с общественностью и особенности их развития в России
1.1 История появления и развития связей с общественностью в России
Термин «public relations» (или связи с общественностью) американского происхождения. Принято считать, что он появился в Америке в 1807 г., когда третий президент Томас Джефферсон в черновике «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения».
Существует и иная версия о том, что одним из первых словосочетание «паблик рилейшенз» пустил в оборот юрист Дорман Итон в 1882 г., призывая выпускников Йельского университета посвятить себя служению общественному благу.
В 1920-х годах впервые появились статьи, проанализировавшие опыт PR, они заложили основы для дальнейшей работы с общественным мнением, массовой аудиторией. В настоящее время PR - это профессиональный рынок услуг, PR-проекты приобретают все большие масштабы, а система оценки эффективности проектов состоит из характерных инструментов.
М.А. Шишкина выделяет четыре этапа развития PR в России .
В доинституциональный период (1988-1991 гг.) зарождается российский PR, появляются первые субъекты конкретной профессиональной сферы, выстраиваются отношения между PR-субъектами и обществом. В 1988 г. появились первые отделы по связям с общественностью и СМИ – в исполкомах Моссовета и Ленсовета.
1991-1994 гг. - второй период - первичная институализация или стадия роста и становления. Российские агентства осваивают зарубежный опыт, адаптируют его к отечественным условиям. В ряде вузов открывается специальность «Реклама и связи с общественностью». В 1991 г. в Москве была зарегистрирована Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Миссия РАСО – консолидация усилий отдельных операторов PRрынка для решения вопросов общеотраслевого значения.
1994-1999 гг. - третий период - вторичная институализация. Активное формирование организационных структур субъектов деятельности, появление типичных схем организации, дифференциации PR по сферам деятельности, интеграция российского PR в международный бизнес. В 1994 г. принята Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью членами РАСО. В декабре 1996 г. были впервые организованы Дни PR в Москве. Это корпоративные встречи, состоящие из семинаров, конференций, «круглых столов». Российский PR признали на международном профессиональном рынке. В 1997 г. - ряд организаций членов РАСО приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции.
Формировалась законодательная база, регулирующая сферу деятельности PR. В этом же году РАСО стала членом Европейской конфедерации PR.
С 1999 г. - четвертый период - современный. Он обусловлен дефолтом 1998 г., стимулировавшим развитие среднего и мелкого бизнеса, и изменениями в коммуникационно-информационной сфере России. В 1999 г. разработана хартия «Политконсультанты за честные выборы».
С первых своих шагов связи с общественностью были сильно политизированы. В самих Соединенных штатах тогда шла борьба за репутацию нарождающейся демократии как формы государственного правления, и сторонники американской независимости были озабочены состоянием духа и мыслей граждан.
Одним из важных факторов масштабного внедрения PR стало превращение принципа социальной ответственности из желательного в обязательный. Расширение свободы выбора покупателя, развитие консюмеризма, усиление роли государства в регулировании рыночных отношений, активизация общественных организаций привели к тому, что организациям приходится быть очень внимательными к внешнему окружению.
Чем крупнее организация и обширнее ее поле деятельности, тем больше внимания следует уделять связям с общественностью. Негативное общественное мнение может принять чудовищные формы, вплоть до физического уничтожения собственности.
Негативное отношение к товару может быть основано вовсе не на убеждении, что он плох, а на национальной или политической неприязни к изготовителю. В основе благоприятного общественного мнения должна лежать идея, что производитель выпускает и продает товар в интересах общества, а не ради получения собственной прибыли.
В настоящее время целью связей с общественностью считается установление двустороннего общения для выявления общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
В настоящее время PR-рынок в России активно развивается. Следует отметить, что отрасль связей с общественностью, сформировавшись в нашей стране в конце прошлого века, прошла ряд последовательных этапов в процессе своего развития. Выделяют четыре основных периода: доинституциональный (1988-1991 гг.), первичной институализации (1991-1994 гг.), вторичной институализации (1994-1999 гг.) и современный (с 1999г.). Сегодня PR-отрасль вовлекается во все сферы жизни общества. Разрабатывается широкая законодательная база, осуществляющая правовое регулирование отрасли связей с общественностью. Создаются организации, выполняющие этический контроль над PR-деятельностью в нашей стране и за рубежом. Среди них: Международная PR-ассоциация (IPRA), Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP), Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО).
Сегодня в России быстрыми темпами идет процесс совершенствования PR, осмысление её теоретических основ, выясняются области PR-практики, определяются критерии профессионализма и одновременно подходы к профессиональному обучению. PR перестал быть только московским, что было характерной чертой для первой половины 1990-х годов . Российский
PR стал полноценной частью международных PR-структур. PR-деятельность становится полной и законченной: очевидна необходимость исследования и планирования, при оценке эффективности акции учитываются не только экономические показатели, но и социальная значимость, «нематериальные активы».
Таким образом, институт PR включен практически во все сферы общественной жизни: социально-экономическую, политическую, духовноидеологическую, культурную. РR взаимодействует с соответствующими институтами и является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное функционирование этих сфер.
Этическое и правовое регулирование PR-деятельности осуществляется следующими организациями.
Международная PR-ассоциация (IPRA). Целью создания организации было повышение уровня работы в области PR в различных странах и повышение профессионального уровня и эффективности деятельности практических работников PR .
Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP) возникла в 1959 г. с целью представлять интересы профессиональных ассоциаций Европы и их членов. Конфедерация стала форумом для контактов, обменом знаниями и опытом, выработки профессиональных и этических норм.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 09.11.2024)
2) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.03.2024) "О средствах массовой информации"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 09.11.2024)
3) Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (дата обращения 09.11.2024)
4) Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (дата обращения 09.11.2024)
5) Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52651/ (дата обращения 09.11.2024)
6) Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48221/ (дата обращения 09.11.2024)
7) Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения 09.11.2024)
8) Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 09.11.2024)
Статьи, учебники
9) Варакута, С. А. Связи с общественностью : Учебное пособие / С.А. Варакута. - Москва : НИЦ Инфра-М, 2013. - 207 с.
10) Воронкова И. Е. Роль службы PR в оптимизации деловой коммуникации общественных палат в России// Границы возможного в рекламном и PR-креативе : сборник научных трудов четвертой Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (Орел, 27 октября 2021 г.) / под редакцией И.В. Карповой. – Орёл : ОрелГУЭТ, 2022. – С. 21-25
11) Григорьева О.А. «Роль связей с общественностью в управлении муниципальными органами власти» // Право и политика. - 2021. - № 1. - С. 51-57.
12) Мазилкина Е.И. Теоретические и практические аспекты организации и реализации связей с общественностью// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50745336_43913094.pdf (дата обращения 09.11.2024)
13) Синяева, И. М. Реклама и связи с общественностью : учебник для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с.
14) Скворцова В.В., Акимочкин Г.С., Скворцов В.В. Новейшая история связей с общественностью в России// НАУКА И МОЛОДЕЖЬ. Материалы XX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Том 2. Барнаул, 2023. С. 139-143
15) Чилингир, Е.Ю. Реклама и связи с общественностью: введение в профессию: учебное пособие / Е.Ю. Чилингир. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 240 c.
16) Чэнь Хунянь Связи с общественностью, распространение общественного мнения и контрмеры в цифровом обществе//ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 3.0: СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ. Сборник статей. Российско-Китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований направления «Социология» СПбГУ; Российско-китайское социологическое студенческое научное общество СПбГУ. Санкт-Петербург, 2022. С. 27-39
17) Шарков, Ф. И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью) : учебное пособие / Ф. И. Шарков. — Москва : Академический Проект, 2020. — 304 с.
18) Швецова Н.Н. Современные аспекты организации связей с общественностью в муниципальных органах власти// Управление и бизнес. - 2020. - Т. 2. - С. 106-115.
19) Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. – 2006. 127 с.