Фрагмент для ознакомления
2
Проще говоря, организации — это социальные системы. Это группы людей, организованные вокруг общей цели. Их деятельность включает в себя схожие повторяющиеся практики, например, стратегическое планирование, бизнеспланирование, разработку продуктов и услуг, маркетинг, финансовый менеджмент и оценки. Каждая деятельность обычно включает в себя формальное или неформальное прояснение целей, принятие мер по достижению этих целей, принятие решения о том, достигаются ли цели или нет, и корректировку деятельности для еще большей эффективности и результативности в достижении целей. Социальные системы могут быть сосредоточены в первую очередь на всей организации, командах, каждом продукте или услуге или в рамках определенной деятельности. Сами люди являются системами, которым нужна ясная цель и деятельность для постоянной работы над этой целью. Социальные системы проходят через общие жизненные циклы, начиная, например, от запуска до роста и зрелости. Например, по мере взросления люди начинают больше понимать мир и самих себя. Со временем они развивают определенный вид мудрости, который помогает им преодолевать многие трудности в жизни и работе.
«Стадии считаются развивающимися в жизни фирмы, во многом как биологическая модель, и являются последовательными, кумулятивными, неизбежными, нелегко обратимыми и включают широкий спектр видов деятельности и структур. После достижения зрелости стадии могут стать более цикличными от зрелости к возрождению и, возможно, к упадку» [3, С. 21]. Эта эволюция является результатом трех влияний в жизни организации. Во-первых, администрирование организации становится более сложным по мере увеличения размера и вовлечения большего количества заинтересованных сторон. Во-вторых, эта возросшая сложность диктует более широкое использование более сложных организационных структур, возможностей обработки информации и стилей принятия решений. Наконец, компании чередуют инновационные фазы и консервативные — между стадиями, которые устанавливают или обновляют организационные компетенции, и стадиями, которые используют их посредством эффективности. Высокотехнологичные компании представляют собой уникальную ситуацию, поскольку они могут проходить стадии довольно быстро — от стартапа до зрелости всего за несколько лет. Интересное замечание заключается в том, что фирмы, как правило, развиваются до структуры, которая отражает стадию рынка, на котором они находятся — например, фирмы на зрелом рынке, как правило, находятся на стадии развития зрелости.
Дополнительным взглядом на эту модель является то, что каждый этап представляет собой стабильный период роста компании - эволюционную фазу - но достигнет точки, когда потребуются изменения, что приведет к революционному или кризисному периоду. Именно способность фирмы справляться с этими кризисными периодами соответствующим образом будет определять будущее направление и, возможно, выживание организации.
Различные модели жизненного цикла организации имеют разные этапы, проблемы и стратегии, но есть несколько важных шагов, которые есть во всех концепциях жизненного цикла.
Вот четыре этапа жизненного цикла организации:
Стадия запуска — это начальная фаза модели жизненного цикла. На этапе запуска организация выработает бизнес-идеи, сузит целевой рынок и наладит основные операции.
На этом этапе организация может столкнуться с некоторыми проблемами, такими как:
-Создание клиентской базы.
-Настройка организационных процессов и систем.
-Управление и распределение материальных и нематериальных ресурсов.
Стадия роста. Как следует из названия, организация действительно начинает расти и расширяться на этапе роста. Рост может включать в себя несколько факторов, таких как численность персонала, доход или клиентская база. За это время организация может масштабировать услуги или производство, инвестировать в маркетинговые усилия и нанимать дополнительных сотрудников.
Стадия зрелости. На стадии зрелости организация может стабилизироваться, а расширенный рост может замедлиться до более устойчивого уровня, оставляя организации возможность оптимизировать процессы и операции.
Стадия упадка или обновления. Заключительный этап — это этап упадка или обновления, на котором организации могут наблюдать снижение прибыльности или сбои на рынке.
На стадии спада организации могут столкнуться с уменьшением продаж и прибыли. На этапе обновления организации могут развернуться и внести стратегические изменения, такие как адаптация операций, внедрение инноваций в существующие продукты или улучшение культуры.
На этом этапе организации могут столкнуться с такими проблемами, как:
-Сопротивление сотрудников изменениям.
-Выявление основной причины замедления роста.
-Выявление новых возможностей для роста.
Каждая компания начинает свою деятельность как бизнес и обычно с запуска новых продуктов или услуг. Компании сосредотачиваются на маркетинге для своих целевых потребительских сегментов, рекламируя свои сравнительные преимущества и ценностные предложения. Однако, поскольку доход низкий, а первоначальные затраты на запуск высоки, компании склонны нести убытки на этом этапе.
Фактически, на протяжении всего жизненного цикла бизнеса цикл прибыли отстает от цикла продаж и создает временную задержку между ростом продаж и ростом прибыли. Это отставание важно, поскольку оно связано с жизненным циклом финансирования, который объясняется в последней части этой статьи.
Наконец, денежный поток на этапе запуска также отрицателен, но падает даже ниже прибыли. Это связано с капитализацией первоначальных затрат на запуск, которые могут не отражаться в прибыли бизнеса, но которые, безусловно, отражаются в его денежном потоке.
В фазе роста компании испытывают быстрый рост продаж. Поскольку продажи быстро растут, предприятия начинают получать прибыль, как только они проходят точку безубыточности. Однако, поскольку цикл прибыли все еще отстает от цикла продаж, уровень прибыли не такой высокий, как продажи. Наконец, денежный поток в фазе роста становится положительным, представляя собой избыточный приток денежных средств.
С точки зрения разработки и поставки продукта роли внутри организации становятся более дифференцированными, и наблюдается относительное увеличение размеров маркетинговых, торговых и операционных организаций по сравнению с разработкой для создания и удовлетворения спроса. Из-за диверсификации продуктовой линейки и клиентской базы начинает происходить специализация в обязанностях. Для сохранения контроля и направления фирмы требуются более формализованные методы обмена информацией, а также кросс-функциональная координационная деятельность. Вероятно, произойдет формальное появление менеджеров проектов, программ и продуктов, если они еще не появились.
Как указано, радикальные инновации в продуктах уступают место инкрементальным инновациям. Это в первую очередь результат того, что рост существующей линейки продуктов достаточен для обеспечения организационного успеха без принятия существенных рисков. Кроме того, существующая клиентская база начинает влиять на эволюцию продукта и распределение ресурсов посредством небольших улучшений функций и усовершенствований продукта.
В течение следующей фазы встряски продажи продолжают расти, но более медленными темпами, обычно из-за приближающегося насыщения рынка или выхода на рынок новых конкурентов. Пик продаж приходится на фазу встряски. Хотя продажи продолжают расти, прибыль начинает снижаться в фазе встряски. Этот рост продаж и снижение прибыли представляет собой значительное увеличение затрат. Наконец, денежный поток увеличивается и превышает прибыль.
Когда бизнес достигает зрелости, продажи начинают медленно снижаться. Маржа прибыли уменьшается, в то время как денежный поток остается относительно стагнирующим. По мере того, как фирмы приближаются к зрелости, основные капитальные расходы в значительной степени отстают от бизнеса, и поэтому генерация денежных средств выше, чем прибыль в отчете о прибылях и убытках.
Однако важно отметить, что многие компании продлевают свой жизненный цикл на этом этапе, переосмысливая себя и инвестируя в новые технологии и развивающиеся рынки. Это позволяет компаниям перепозиционировать себя в своих динамичных отраслях и освежить свой рост на рынке.
Стадия зрелости демонстрирует стиль принятия решений, который менее инновационный, менее проактивный и более не склонный к риску, чем на любой другой стадии. Цель состоит в том, чтобы не раскачивать лодку и сосредоточиться на эффективности, а не на новизне. Стадия зрелости может сохраняться в течение некоторого периода времени в зависимости от отрасли. Пока продажи и прибыль стабильны, нет большого стимула менять статус-кво, даже если на горизонте маячат угрозы отрасли.
Структура разработки и поставки продукта в значительной степени сосредоточена на анализе и контроле затрат. По сути, финансовая организация управляет компанией, основанной на продукте. Маркетинговая организация будет больше сосредоточена на мониторинге конкуренции и на стратегиях ценообразования и продвижения на высококонкурентном и определенном рынке, чем на поиске инновационных новых предложений или рынков. Могут быть некоторые проекты, рассматривающие потенциальные будущие технологии и продукты, но они, как правило, будут недостаточно финансироваться и не будут приоритетными в качестве основных инициатив.
На заключительном этапе жизненного цикла бизнеса продажи, прибыль и денежный поток снижаются. На этом этапе компании принимают свою неспособность продлить жизненный цикл бизнеса, адаптируясь к меняющейся деловой среде. Фирмы теряют конкурентное преимущество и в конечном итоге уходят с рынка.
Важно отметить, что хотя это основные этапы жизненного цикла организации, они, вероятно, будут различаться в зависимости от нескольких факторов, особенно отраслевой и рыночной среды, а также потребностей рабочей силы и демографии.
Всестороннее понимание жизненного цикла организации может помочь организации следующим образом:
Стратегическое планирование. Поскольку каждая фаза жизненного цикла различна, они требуют разных стратегий, фокусов и приоритетов, чтобы оставаться эффективными и результативными.
Распределение ресурсов. Распределение и оптимизация ресурсов — невероятно важный аспект успеха организации. Ресурсы – как материальные, так и нематериальные – должны быть правильно распределены на разных этапах жизненного цикла организации, поэтому понимание текущих и предстоящих этапов организации может помочь правильно распределить ресурсы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анализ ликвидности и платежеспособности телекоммуникационных компаний / Е.А. Кузнецова // Финансовый менеджмент. – 2022. – № 6. – С. 22-31.
2. Влияние пандемии COVID-19 на телекоммуникационный рынок России / П.А. Морозов // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 5. – С. 55-63.
3. Ицхак, А. Управление жизненным циклом компании: Как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать / А. Ицхак. — Москва : Альпина Паблишер, 2022. — 514 с.
4. Кисель, А. И. Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов организаций / А. И. Кисель // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 130-133.
5. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 388 с.
6. Мардас, А. Н. Теория организации : учебное пособие для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 139 с.
7. Оценка конкурентоспособности телекоммуникационных компаний / Т.А. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2022. – № 5. – С. 40-48.
8. Русецкая, О. В. Теория организации : учебник для вузов / О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 391 с.
9. Тенденции развития телекоммуникационного рынка России в 2022-2023 гг. / А.С. Петров // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 3. – С. 45-52.
10. Фролов, Ю. В. Теория организации и организационное поведение. Методология организации : учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 116 с.
11. Экономика организации : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 344 с.