Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Человечество уже тысячелетия ищет наиболее со-вершенные формы государственной организации общества. Эти формы ме-няются с развитием самого общества. Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осу-ществления государственной власти.
Проблема политико-правового режима остается актуальной, поскольку она становится одной из основных в теории государства и права, а также в политологии. Методы осуществления власти отражаются в функциях госу-дарства и напрямую зависят от государственного режима. Когда существует определенный режим в государстве, развитие правовой системы идет в од-ном направлении. Через определенный вид режима в государстве происхо-дит определение реальных властных субъектов и системы их взаимоотноше-ний между собой и нацией.
Актуальность проведения анализа режимов политического управления связана с тем фактом, что современные модели политического устройства общества, при всем их многообразии, не выработали единой универсальной модели. Все существующие режимы имеют определенные недостатки, и для их устранения целесообразно исследовать отдельные характеристики поли-тических режимов и особенностей организации политической власти того или иного общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возника-ющие при реализации формы государства.
Предметом исследования является нормативное закрепление политико-правового режима в Российской Федерации и зарубежных странах.
Основной целью работы является комплексное исследование полити-ко-правовых режимов.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность государственного (политического) режима;
охарактеризовать формы политико-правового режима;
раскрыть понятие и признаки авторитарного режима;
рассмотреть типологию авторитарных режимов.
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, срав-нительно-правовой, нормативный, формально-логический.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащи-еся в нем положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направ-ленных на совершенствовании теоретических положений о политическом ре-жиме в современном российском праве.
Структура работы предопределена указанными выше целями и зада-чами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, вклю-чающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источни-ков.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА
1.1 Понятие и сущность государственного (политического) режима
Сегодня в научной среде принято три основных подхода к изучению политических режимов. Это институциональный, социологический и систем-ны подходы. Каждый из них носит свои характерные особенности и отличия, и направлен на изучения различных аспектов такого явления, как политиче-ский режим.
По мнению американского политолога Роя Макридиса, «политический режим открывает себя в работе политических институтов, в путях и способах реализации нормативных установлений политической системы» . Данный подход называется институциональным (юридическим, правовым).
Этот подход уделяет внимание процедурным и формально юридиче-ским характеристикам функционирования политической системы. При ис-пользовании данного подхода понятие политического режима зачастую сли-вается с понятиями формы правления и государственного строя, термин ста-новится частью категориального аппарата конституционного права.
Американский политолог Лассуэл , которого можно считать одним из основателей неоинституционального подхода, со своими последователями рассматривал политический режим как способ легитимации политической си-стемы . По их мнению, политический режим представляет собой образец по-литической формы, существующей для сведения к минимуму элементов при-нуждения в политическом процессе. Стоит отметить, что Лассуэл разделял и противопоставлял понятия «режим» и «правление». При «правлении» по его мнению, осуществлялись распределение и контрольные функции политики. И так как режим связывается с конституционной формой, то неконституцион-ные формы не вправе считаться политическими режимами.
Таким образом, можно сказать, что, с точки зрения правового подхода под политическим режимом подразумевается методы управления, способы функционирования политической системы, закреплённые в конституции и за-конах страны, а также степень политической свободы и открытости государ-ства.
По мнению французского учёного Мориса Дюверже (который одним из первых дал определение режиму) «политический режим представляет со-бой механизм и форму воздействия управляющих и управляемых. Режим со-четает в себе партийную систему и её избирательную формулу, типы приня-тия решений, а также взаимодействия групп давления. Дюверже рассматри-вал режим как структуру правления или тип человеческого общества, кото-рый отличает одну социальную общность от другой» .
Последователь Мориса Жан-Луи Кермонн , уточняя определение Дюверже, давал более широкую трактовку политического режима в рамках социологического подхода: «Под политическим режимом понимается сово-купность элементов идеологического, институционального и социологиче-ского порядка, которые способствуют формированию политического управ-ления данной страны на известный период» .
В отличие от правового, сторонники социологического подхода не свя-зывают так жёстко понятия системы и режима, расширяя область существо-вания последнего посредством «элементов социологического порядка», т.е. отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений конкурирую-щих социальных групп.
Как показывает практический опыт, именно второй подход является наиболее адекватным способом отображения политического режима. Он даёт возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъ-ектов политики, показывает действительное состояние дел в области прав и свобод. Как отмечает Н.В. Авралев «социологический подход выясняет, ка-кие социальные группы контролируют принятие решений, в качестве агентов власти рассматривает не только правительство и официальные структуры, но и не обладающие формальным статусом группировки, которые реально вли-яют на принятие решений, учитывает деятельность оппозиции и антисистем-ные компоненты политики» .
Наиболее удобное и емкое определение политического режима дано М.Н. Марченко, который определяет политический (государственный) ре-жим как «способ взаимосвязи государства с населением страны, выражаю-щийся в общем характере применяемых им методов управления обще-ством».
Если политический режим представляет собой совокупность методов осуществления публичной власти государственными органами, а также по-рядок их реализации, то политическая система рассматривается как совокуп-ность политических партий, политических и общественных организаций, действующих на территории соответствующего государства на основе суще-ствующих правовых норм и принимающих участие в управление делами государства.
Что касается вопроса о соотношении понятий «политический режим» и «государственный режим», о том, являются ли они синонимами, то есть кате-гориями, характеризующими одно и то же явление в области управления государством, то по данному поводу среди ученых и юристов ведутся дис-куссии.
В юриспруденции на данный момент имеется множество определений понятия государственный режим. У многих ученых в этой сфере имеется свой взгляд на толкование данного понятия. К примеру, ученый В.С. Нерсесянц придерживается мнения, что «государственный режим объясняет способы, посредством которых осуществляется государственная власть. Это выраже-ние меры и характера участия субъектов, то есть - граждан, социальных групп, общественных объединений в отношении формирования и осуществ-ления государственной власти» . Но в то же время данное определение не раскрывает всех признаков этой категории, поскольку помимо способов формирования и осуществления государственной власти к характеристикам государственного режима также относяься формы выражения государствен-ной власти вовне.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Рос-сийская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
Книги, монографии, учебные пособия
3. Авралев Н. В. Законодательные органы власти субъектов Россий-ской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с.
4. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 452 с.
5. Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении // Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – 432 с.
6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
7. Боголюбова И. Ю.. Формирование региональных политических режимов в России : Дис. ... канд. полит. наук. – Ставрополь, 2004. – 186 c.
8. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004. – 529 с.
9. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
10. Политика. Толковый словарь ; под ред. А. Маклина. – М., 2001. – 562 с.
11. Хазов A.M. Переходные состояния политического режима в со-временной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит, наук. – М., 2011. – С.45.
12. Хелд. Д. Модели демократии. Третье издание/ Дэвид Хелд; пере-вод с англ. М. Рудакова. – М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 544 с.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, 2008. –365 с.
14. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.
15. Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. – М., 2000. – 278 с.
Научные статьи и публикации:
16. Вирясова Н.В., Левченко К.В. Понятие и история развития умыс-ла как формы вины // В сборнике: Мировые тенденции и перспективы разви-тия науки в эпоху перемен: от теории к практике. Материалы I Международ-ной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2023. С. 291-293.
17. Акопян О.С. Проблемы и перспективы построения демократиче-ского государства в России // В сборнике: Будущее науки - 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12-14.
18. Березкина О. С. «Тоталитарные режимы»: некоторые аспекты сопоставления // Россия и Германия: история и современность сборник научных статей международного круглого стола. ГОУ ВО МО «Государ-ственный социально–гуманитарный университет». – 2018. – С. 22–32.
19. Иванов А.О. Развитие доктринальных подходов к понятиям «то-талитаризм» и «авторитаризм» // Вестник Московского городского педаго-гического университета. Серия: Юридические науки. – 2020. № 2 (38). – С. 119–126.
20. Иванова К.В., Павлов Е.В. Современные государственные (поли-тические) режимы // В сборнике: Молодая инновационная Чувашия: творче-ство и активность. Сборник трудов XIX Международной Открытой научной конференции молодежи и студентов. – Чебоксары, 2022. – С. 472–475.
21. Калужина М.А., Краева Е.В. Политический режим как элемент формы государства // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 3. – С. 18–20.
22. Кожухов К.В., Мамышева Н.Г. Государственный режим: понятие и виды // В сборнике: Инновационный дискурс развития современной науки. Сборник статей Х Международной научно–практической конферен-ции. – Петрозаводск, 2022. – С. 80–85.
23. Линц Х.Тоталитарные и авторитарные режимы // Неприкосно-венный запас. – 2018. – № 4. – С. 16–62.
24. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83– 93.
25. Озерский М.С. Политические режимы: теоретические и историко–правовые аспекты // В сборнике: Модернизация российского общества и об-разования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХХIII национальной научной конференции (с международным участием). – Таганрог, 2022. – С. 583–585.
26. Попов Е.В. Авторитарный политический режим // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 13–15.
27. Саидова К.В. Россия - демократическое правовое федеративное государство // В сборнике: Проблемы совершенствования законодатель-ства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Ма-хачкала, 2019. – С. 254-255.
28. Слинько А.А. Политические особенности кризисного этапа миро-вого развития: проблемы и противоречия // Вестник Воронежского государ-ственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – №2 – С. 184–186.
29. Степанов В.Е. Некоторые аспекты правового регулирования дея-тельности авторитарных политических режимов // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте. Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – 2020. – С. 293–299.
30. Хамаганов А.Н. Политический режим государства // В сборнике: Развитие науки, образования и технологий: механизм отбора и реализация приоритетов. Сборник статей по результатам Международная научно–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.
31. Ekman Joakim. Political participation and regime stability: A frame-work for analyzing hybrid regimes. International Political Science Review 30 (1). – 2009. – Р. 7–31
32. Levitsky S., Way L. The Rise of Competitive Authoritarianism // Journal of Democracy. – 2002. – Vol. 13. – № 2. P.
33. Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International So-cial Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993.
34. Schedler A. The logic of Electoral Electoral Authoritarianism// Au-thoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition / еd. by Andreas Schedler. Boulder, CO, und London, UK: Lynne Rienner Publishers, 2006. – P. 3.