Фрагмент для ознакомления
2
На первом этапе осуществляется отбор диагностической выборки. В качестве участников исследования выступают учащиеся начальной и основной школы, демонстрирующие стойкие трудности в обучении и/или поведенческие проблемы.
Для их выявления могут быть использованы данные педагогической и психологической документации, а также экспертные оценки учителей и школьных психологов.
На следующем этапе разрабатывается программа диагностического обследования, включающая комплекс методик, направленных на изучение различных аспектов волевой сферы учащихся.
Как правило, в него входят:
1. Методики исследования произвольности (например, методика «Корректурная проба», методика «Запомни и расставь точки»). Они позволяют оценить способность ребенка к произвольной регуляции внимания и памяти, что является важным показателем развития волевых качеств (приложение 2).
2. Тесты волевого самоконтроля (методика «Шкала волевого самоконтроля» Е.В. Эйдмана, методика «Способность к волевому усилию» В.К. Калина). Данные методики направлены на выявление особенностей самоконтроля, настойчивости, целеустремленности учащихся (приложение 1).
3. Методики диагностики личностных особенностей (например, опросник Кеттелла, методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера). Они дают возможность оценить такие волевые качества, как самостоятельность, решительность, инициативность.
4. Наблюдение за поведением учащихся в учебных и внеучебных ситуациях, беседы с педагогами и родителями. Эти методы позволяют получить дополнительную информацию о проявлениях воли в реальной жизнедеятельности детей.
На этапе проведения диагностического обследования важно создать благоприятные условия для участия детей, обеспечить их мотивацию и установление доверительного контакта.
Диагностика осуществляется индивидуально или в малых группах в соответствии с инструкциями к применяемым методикам.
Полученные в ходе диагностики данные подвергаются качественному и количественному анализу.
Качественный анализ предполагает изучение особенностей выполнения заданий, характера допускаемых ошибок, поведенческих проявлений учащихся.
Количественный анализ включает статистическую обработку результатов с использованием соответствующих математико-статистических методов (описательная статистика, сравнительный анализ, корреляционный анализ и др.).
Интерпретация результатов диагностики предполагает выявление специфических особенностей волевой сферы учащихся с трудностями в обучении и поведении – быть низкие показатели произвольности, самоконтроля, целеустремленности, настойчивости, инициативности, а также преобладание импульсивности, беспомощности, склонности к избеганию трудностей.
Полученные данные служат основой для разработки и реализации программы развития волевых качеств у данной категории детей.
Таким образом, организация и проведение диагностического исследования волевой сферы учащихся с трудностями в обучении и поведении включает ряд последовательных этапов: отбор диагностической выборки, разработку программы обследования с использованием комплекса методик, направленных на изучение различных аспектов воли, непосредственное проведение диагностики и последующий качественный и количественный анализ полученных данных.
Проведение диагностического исследования волевой сферы учащихся, испытывающих трудности в обучении и поведении, позволяет получить ценную информацию об особенностях их произвольности, самоконтроля, целеустремленности и других волевых качеств.
Анализ и интерпретация полученных данных осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе проводится качественный анализ результатов, направленный на выявление специфических особенностей выполнения диагностических заданий, характера допускаемых ошибок, поведенческих проявлений учащихся, позволяя глубже понять механизмы и закономерности развития волевой сферы данной категории детей.
Например, при выполнении методики «Корректурная проба» учащиеся с трудностями в обучении и поведении могут демонстрировать повышенную отвлекаемость, частые ошибки пропуска и замены букв, снижение темпа работы к концу задания.
Такие особенности свидетельствуют о недостаточной сформированности произвольной регуляции внимания.
В ходе применения методики «Шкала волевого самоконтроля» Е.В. Эйдмана данная категория детей может набирать низкие баллы по шкалам «Настойчивость», «Самообладание», «Инициативность», что указывает на выраженные трудности в волевой саморегуляции.
Качественный анализ результатов дополняется количественной обработкой данных с использованием математико-статистических методов. Для этого применяются такие методы, как описательная статистика, сравнительный анализ, корреляционный анализ.
Описательная статистика позволяет получить общую картину развития волевой сферы учащихся с трудностями в обучении и поведении.
Например, можно рассчитать средние значения, стандартные отклонения, минимальные и максимальные показатели по различным диагностическим методикам (таблица 1).
Таблица 1
Описательная статистика показателей волевой сферы учащихся с трудностями в обучении и поведении
Методика
Среднее значение
Стандартное отклонение
Минимум
Максимум
Корректурная проба (кол-во просмотренных знаков)
154,2
27,4
102
212
Шкала волевого самоконтроля (общий балл)
42,8
7,9
29
58
Методика «Уровень субъективного контроля» (общий балл)
3,7
1,2
1
6
Сравнительный анализ позволяет выявить различия в развитии волевых качеств между учащимися с трудностями в обучении и поведении и их нормально развивающимися сверстниками, что дает возможность более четко определить специфику волевой сферы первой категории детей.
Корреляционный анализ помогает установить взаимосвязи между показателями волевой сферы и другими личностными характеристиками учащихся, такими как тревожность, самооценка, мотивация, позволяя выявить факторы, оказывающие влияние на развитие воли у данной категории детей.
Комплексный анализ и интерпретация результатов диагностики позволяет сформировать целостное представление об особенностях волевой сферы учащихся с трудностями в обучении и поведении.
Как правило, для них характерны:
- Низкие показатели произвольной регуляции внимания и памяти;
- Выраженные трудности в волевой саморегуляции, проявляющиеся в слабости волевого усилия, низкой целеустремленности, импульсивности;
- Недостаточная сформированность таких волевых качеств, как настойчивость, самообладание, инициативность;
- Преобладание внешнего локуса контроля, склонность к избеганию трудностей.
Полученные данные служат основой для разработки и реализации программы развития волевых качеств у учащихся, испытывающих трудности в обучении и поведении, направленной на коррекцию выявленных особенностей их волевой сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2019. – 299 с.
Баженов Е. А., Григоричева И. В. Эмоциональный интеллект и познавательная сфера младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2021. – №3 (48). – С. 47-51.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с.
Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 336 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2020. – 336 с.
Зак, А. З. Формирование рефлексивных умений у младших школьников / А. З. Зак // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 75-84.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2018. – 384 с.
Иванов, Д. В. Психолого-педагогическая коррекция трудностей в обучении младших школьников / Д. В. Иванов // Бюллетень науки и практики. – 2022. – Т. 8, № 12. – С. 453-460.
Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019. – 368 с.
Исаев Е.И., Марголис А.А. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление // Психологическая наука и образование. – 2023. Том 28. – № 5. – С. 7 – 20.
Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2018. – 583 с.
Мезенцева, И. А. Особенности личностной рефлексии младших школьников, испытывающих трудности в учебной деятельности / И. А. Мезенцева, Н. В. Серегина, Л. П. Петухова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1(191). – С. 463-468.
Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2019. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
Пермякова, М. Е. Психологические аспекты трудностей учения в школе: [учеб. пособие] / М. Е. Пермякова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 124 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 713 с.
Черкиева, Л. М. Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе / Л. М. Черкиева // Молодой ученый. – 2024. – № 11 (510).
Шилова, Т. А. Психологические особенности личности учащегося с трудностями в обучении / Т. А. Шилова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2019. – № 4. – С. 101-107.
Guy J, Mareva S, Franckel G; CALM Team; Holmes J. Dimensions of cognition, behaviour, and mental health in struggling learners: A spotlight on girls. JCPP Adv. – 2022 Oct 11. – 2(4):e12082.