Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие личности.
Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития.
Развитие инклюзивного образования в России — веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности. Идея совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и здоровых детей встречает возражения со ссылками на отсутствие условий для их осуществления: материальных, организационных, финансовых, менталитета населения и педагогических работников.
Проблема инклюзивного образования рассматривается рядом авторов (Сабельникова С. И. и др.). Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании: отсутствие гибких образовательных стандартов; несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка; отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии; отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей; недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
В настоящее время наша страна находится лишь в начале пути к действительно инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.
Объект исследования: процесс воспитания толерантности в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: воспитание толерантного отношение у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение проблемы воспитания в условиях инклюзивной школы.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность инклюзивного образования, а также содержание понятий «толерантность», «толерантное отношение к лицам с ОВЗ».
2. Определить факторы, влияющие на формирование толерантности.
3. Выявить деятельность педагога по формированию толерантности у обучающихся младших классов
4. Описать особенности и методы воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования в качестве его методов использовались теоретический анализ, систематизация и обобщение психолого-педагогических источников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, вывода по каждой главе, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности у младших школьников в условиях инклюзивного образования
1.1 Понятие и сущность инклюзивного образования
В Российской Федерации образование является универсальным для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Статья 2 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относится к отдельной категории учащихся с ОВЗ, для которых предусмотрено инклюзивное образование [1].
Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее нарушения физического и / или психологического развития, подтвержденные Психолого-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания особых условий.
Инклюзивное образование – совместное обучение детей с ограниченными возможностями с нормально развивающимися сверстниками. Процесс включения в образование понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка-инвалида в среду его нормальных сверстников в Общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей [4].
Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В философии инклюзивное образование трактуется как социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. В данном контексте философия понимает интеграцию как форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными особенностями здоровья, которых поддерживает общество, социальные институты [8].
Внедрение инклюзивного образования рассматривается как высшая форма развития системы образования в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными способностями и благоприятной для его здоровья средой по месту жительства. Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, которая рассматривается не как локальное направление работы, а как системный подход к организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивное образование затрагивает всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрацию и структуры дополнительного образования. Таким образом, деятельность Общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание особых условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания, как между учителями (специалистами в области коррекционной и общей педагогики, так и между учащимися с ОВЗ и их сверстниками). Следует отметить, что включение в систему образования не должно уменьшать важности специального образования. Инклюзивное образование представлено как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащающем опыте социального и образовательного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо найти доступную и полезную образовательную модель для своего развития [10].
Дети, нуждающиеся в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае у них есть особые образовательные потребности, которые требуют изменения и определенной реструктуризации педагогического подхода к ним, а также, возможно, группы поддержки. В Законе об образовании эти дети называются детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в специальной литературе – дети с особыми потребностями).
Инклюзивное образование направлено на разработку методологии, ориентированной на детей и признающей, что все дети – это люди с разными потребностями в обучении [6].
Инклюзивное образование направлено на разработку более гибкого подхода к преподаванию и обучению для удовлетворения различных потребностей в обучении. Инклюзивным образованием считается организация учебного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, умственных, интеллектуальных, культурных, этнических, языковых и других характеристик, интегрируются в общую систему образования и получают образование по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в тех же общеобразовательных школах. Инклюзивное образование подразумевает адаптацию образовательных учреждений к потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями [3].
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, вносимых инклюзивным образованием, выиграют все дети. Образование в инклюзивных школах позволяет детям получить знания о правах человека, что снижает уровень дискриминации, поскольку дети учатся общаться друг с другом, а также распознавать и принимать различия.
Принцип инклюзивного образования заключается в том, что учителя и администрация обычных школ принимают детей независимо от их интеллектуального, эмоционального, физического и социального развития и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018 – 2027 годы, утв. Указом Президента РФ от 29 мая 2017 г. – № 240.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : [в 4 ч.] / [соч.] В. И. Даля. — Москва : Изд. общ-ва любителей Российской словесности, 1863. — LIV, 627 с.
3. Дробышева, Е. А. Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования / Е. А. Дробышева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 256-258.
4. Кашинская, О. В. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации / О. В. Кашинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (178). — С. 157-159.
5. Лотфуллина, Р. Д. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности / Р. Д. Лотфуллина, Э. Э. Масимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 914-916.
6. Лучинкина, И. С. Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / И. С. Лучинкина, А. А. Кононова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 237-240.
7. Неустроева, Е. Н. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе / Е. Н. Неустроева, Ю. П. Прокопьева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 45-48.
8. Пономарева, Г. Т. Инклюзивное образование в России / Г. Т. Пономарева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 59-62.
9. Попова, Д. В. Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования / Д. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 200-202.
10. Рахматуллина, Э. Д. Использование информационных технологий в инклюзивном образовании / Э. Д. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 82-84.
11. Сагидуллина, А. Р. Формирование толерантности детей младшего школьного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья / А. Р. Сагидуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 261-263.
12. Скрябина, Д.Ю. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченным возможностями здоровья / Д.Ю. Скрябина, Я.Е. Корлякова // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.
13. Студеникина, О. В. Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании / О. В. Студеникина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (142). — С. 368-371.
14. Студеникина, О. В. Специфика инклюзивного образования / О. В. Студеникина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2019 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2019. — С. 17-21.
15. Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (317). — С. 240-243.
16. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
17. Ханбекова, А. С. Психологические особенности толерантности: сущность понятия, характеристика, типы. Толерантное мировосприятие / А. С. Ханбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 564-566.
18. Юрьева, А. А. Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании / А. А. Юрьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (202). — С. 322-323.