Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальная история жизни человека играет ключевую роль в развитии его адаптационного потенциала. Она отражает влияние микросоциума и микрокультуры, в которых человек появляется и формируется в первые годы своей жизни, сохраняя с этими элементами связь на протяжении всего существования, будь то явно или скрыто. Именно детско-родительские отношения, семейный климат, специфические традиции, окружающие связи и важные контакты закладывают основу для формирования адаптивных поведенческих стратегий человека. Этот аспект адаптационного потенциала можно определить как биографический. Биография предоставляет возможность использовать накопленный культурный и пластический потенциал для освоения уже известных способов взаимодействия с вечно меняющимся окружением, учтенных и освоенных его родными. Тем не менее, парадоксально, но данный биографический потенциал способен стать серьезным препятствием для успешной личностной адаптации.
Семья часто рассматривается как первоисточник адаптационного окружения, оказывающего решающее влияние на приспособление человека к внешнему миру. Научные и практические исследования нередко объясняют поведение взрослого через детские переживания и семейную среду. Подчеркивается, что процесс освоения ребенком адаптивных моделей поведения часто проходит бессознательно. Ребенок неосознанно перенимает способы стресса, которые применяются родителями, а также их общее отношение к жизни [5].
Кроме того, биографический компонент значительно дополняется общественными традициями и культурным опытом. Исследования, такие как работа Е. К. Завьяловой, указывают на значимость этнических и культурных факторов в социально-психологической адаптации, особенно у женщин. Однако биографию нельзя считать единственным фактором адаптации, так как на нее влияют различные внешние и внутренние силы. Переживаемые семьей модели и воспитательные стили ограничивают спектр возможных стратегий адаптации, учитывая быстро меняющуюся природу внешнего мира. Родители задают ориентиры адаптивного поведения, создавая возможности для выбора. Ребенок сам определяет, что для него является полезным, а что нет.
Личностная адаптация — это не только результат биографии, но и отражение воздействия разнообразных факторов. Адаптированность является суммарным результатом ежедневных переживаний и всей созданной самим человеком истории. Усиленное внимание к роли биографии может привести к мнению о полной социальной предопределенности адаптации, лишая личность возможности выбора собственного пути. Понимание социальных и наследственных детерминант должно использоваться для активного их применения, а не закрепления жестких рамок и программирования себя на предопределенность.
Адаптационная способность психики формируется за счет скрытых и явных возможностей разума, позволяющих полноценно воспринимать мир во всем его многообразии, налаживать различные связи с окружающей средой и собой, сохранять внутреннюю целостность, стремиться к саморазвитию и преобразованию. Наука располагает фактами об адаптации таких явлений, как интеллект, память, мотивация, эмоции. В современности научно обоснована адаптивная природа креативности, способности к рефлексии, юмора и прочего. Однако, остается загадкой, как психический компонент преобразуется в адаптивность личности. Можно предположить, что необходимый уровень адаптивности достигается благодаря внутренней способности личности к саморегуляции. Личностная регуляция дополняет ранее рассмотренные элементы адаптационного потенциала [1].
Способность регулировать свою активность в контакте с внешним миром развивается лишь на определенном этапе онтогенеза и тесно связана с развитием самосознания и сознания. Сформированная система личностной регуляции позволяет человеку контролировать свое поведение в соответствии с нормами общества, а также расти и совершенствоваться. Специфика личностной регуляторной функции и ее проявления в отношениях с окружающей средой определяются особенностями личности как уникального социально-психологического феномена и ее глубинной существующей основой. Ключевыми аспектами регуляции личности выступают осознанное раскрытие личностных возможностей и самостоятельный выбор пути самореализации с принятием ответственности за решения. Вероятнее всего, структура личностной регуляции объединяет разнообразные психические образования, которые участвуют в координации и организации способов взаимодействия с миром. В нее обязательно входят духовные и жизненные ценности.
Критерии совершенства личностной регуляции в адаптации включают интеграцию всех аспектов профессиональной деятельности, включая цель, выбор средств и метод достижения, контроль процесса, прогнозирование результатов, анализ соответствия ожиданий и достижений; раскрытие коммуникативных способностей; согласование этапов жизни: прошлого, настоящего и будущего; преодоление препятствий на пути к цели, мобилизуя ресурсы и распределяя ответственность; поддержание целостности личности и социальной активности в экстремальных ситуациях; освобождение адаптационного потенциала [13].
Несмотря на долгую историю изучения адаптационных феноменов, адаптационная психология как самостоятельная наука, систематизирующая знания о психологии адаптации в меняющемся мире и показывающая области их приложения, только начинает формироваться. Возможно, это связано с затянувшимся этапом первоначальной классификации имеющихся данных. Тем не менее, накопленные данные обладают значительным потенциалом для теоретических исследований и практических разработок.
1.2. Формирование адаптационного потенциала личности в процессе взросления
Процесс формирования адаптационного потенциала личности в период взросления носит систематический характер, проявляясь в изменении взаимосвязей между различными уровнями регуляции: индивидуальным, личностным и деятельностным.
В детстве и подростковом возрасте происходит трансформация иерархий значимых факторов адаптации, индивидуализация механизмов психической адаптации, развитие характерных стилей и дифференциация направлений адаптационной активности. Важные изменения в стратегии физиологической адаптации у ребёнка наблюдаются в возрасте 5–7 лет, когда организм приобретает способность к осуществлению специфических и разнообразных адаптационных реакций.
В период взросления адаптационный потенциал личности углубляется, и подростки начинают осваивать более сложные механизмы регуляции своих эмоций и поведения. На этом этапе важным становится взаимодействие с социальной средой, что способствует формированию новых стратегий взаимодействия и саморегуляции. Взаимосвязь между индивидуальным и личностным уровнями становится более заметной, поскольку подростки начинают осознавать свои ценности и цели, соотнося их с ожиданиями окружения.
К 14–16 годам подростки демонстрируют развитие идентичности, что отражает как персональные, так и социальные аспекты. Они активно начинают экспериментировать с ролями и стилями поведения, что обогащает их адаптационный арсенал. В то же время, возрастает ответственность за собственные решения, что может привести к возникновению стрессовых ситуаций и необходимости использования более сложных адаптационных механизмов [17].
На уровне деятельностной регуляции формируется устойчивость к стрессам и способность к критическому мышлению, что в дальнейшем создает основу для успешного преодоления жизненных трудностей. Это способствует углублению эмоционального интеллекта и развитию навыков эффективного взаимодействия с окружающими, что важно для гармоничного функционирования в сложном мире взрослых.
В процессе взросления адаптационный потенциал личности формируется под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, включая социокультурную среду. На разных этапах развития индивидуумы вынуждены реагировать на разнообразные стрессы и вызовы, что приводит к изменению их подходов к решению проблем и адаптации. Особенно значимы передачи социальных норм и моделей поведения от взрослых, которые становятся основой для формирования личностных стратегий адаптации.
С возрастом увеличивается роль личностных ресурсов, таких как самооценка, уровень эмоциональной устойчивости и когнитивные способности, которые влияют на эффективность адаптационных механизмов. Подростковый период, в частности, отличается значительными изменениями в самоидентификации и встраивании в социальные группы, что открывает новые возможности и вызовы.
Важным аспектом является интеграция индивидуальных и социальных факторов, что позволяет не только справляться с трудностями, но и развивать ярко выраженные навыки саморегуляции. Процесс формирования адаптационного потенциала становится более комплексным, способствует развитию критического мышления и эмоционального интеллекта, что является ключевым для успешной социализации.
В подростковом возрасте адаптационный потенциал личности значительно расширяется, что обуславливает необходимость более комплексного подхода к регуляции как собственных эмоций, так и внешних социальных взаимодействий. Нарастающая самосознание и критичность к окружающим стимулируют поиск идентичности, что, в свою очередь, подводит подростка к необходимости интеграции различных социальных ролей и норм. Это время, когда наблюдается активное формирование личностных стратегии, в том числе сопоставление своих возможностей и потребностей с запросами среды [7].
Ключевым аспектом в этом процессе является развитие эмоциональной устойчивости и понимание механизмов стрессового реагирования. Важные изменения происходят в формировании социальной поддержки, что влияет на способы преодоления трудностей и адаптации к новым условиям. Поддержка со стороны родителей и сверстников становится критически важной, особенно в условиях непрерывных социальных изменений.
Таким образом, адаптационный потенциал выделяется как динамическая система, требующая от личности постоянной корректировки в ответ на внутренние и внешние вызовы, что приводит к устойчивым изменениями в структуре личности.
1.3. Роль отцовства в формировании модели взаимодействия с неблагоприятными условиями юношей
Роль отцовства в формировании модели взаимодействия юношей с неблагоприятными условиями является многогранной и значимой. Отец, как одна из ключевых фигур в жизни ребенка, может оказывать значительное влияние на развитие его психологических и социальных навыков.
Модель поведения и адаптация: Отец часто служит моделью для подражания, определяя, как сын будет реагировать на стрессовые или неблагоприятные ситуации. Через наблюдение за отцовским поведением в сложных ситуациях, юноши учатся справляться с трудностями, разрабатывают стратегии преодоления стресса и решают проблемы.
Поддержка и уверенность: Отец может обеспечить важную эмоциональную поддержку, которая укрепляет уверенность в себе и способность справляться с вызовами. Наличие поддерживающего отца ассоциируется с высокой самооценкой и уверением в собственных силах, что критично для противостояния неблагоприятным условиям [2].
Дисциплина и ответственность: Отец часто играет роль в установлении структуры и дисциплины, которые помогают юношам усваивать нормы и ценности, важные для эффективного взаимодействия с окружающим миром и преодоления трудностей. Он может научить ответственности и важности исполнения своих обязательств, что способствует более адаптивному поведению в неблагоприятных условиях.
Социальные навыки: Отцовская вовлеченность способствует развитию социальных навыков, которые помогают юношам строить отношения и взаимодействовать в социуме. Эти навыки являются важными инструментами для навигации в сложных социальных и экономических условиях.
Культурные и гендерные аспекты: В зависимости от культурных установки и стереотипов, отец может влиять на восприятие сыном гендерных ролей и ожиданий. Позитивная модель мужского поведения может помочь юноше лучше адаптироваться в обществах с традиционными взглядами на мужественность.
Таким образом, роль отцовства в формировании модели взаимодействия с неблагоприятными условиями является определяющей. Однако стоит упомянуть, что на этот процесс также влияют множество других факторов, включая отношение с матерью, социально-экономический контекст, коллективные культурные ценности и индивидуальные особенности личности юноши.
Кроме того, наличие активного и позитивного отца может снизить риск возникновения эмоциональных и поведенческих проблем у юношей. Отец, который принимает участие в жизни своего сына, демонстрирует заботу и вовлеченность, способствует формированию устойчивой привязанности. Это, в свою очередь, помогает юноше развивать эмоциональную грамотность и навыки саморегуляции, что позволяет ему эффективно справляться с негативными переживаниями [16].
Фрагмент для ознакомления
3
Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - М.: Наука, 2021 - 260 с.
2. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. - 2020. - № 1 - С. 67-73.
3.Боязитова, Т. Д. Восприятие отца и социально-психологические характеристики юношей // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2022 г.). — Т. 0. — М.: Буки-Веди, 2022. — С. 22-23.
4. Дорошенко Т.Е. Социально-психологическая адаптация: дис.. — Ставрополь, 2020. — 224 с.
5. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. — М.: Наука, 2021. — 197 с.
6. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. — М.: Просвещение, 2019. — 232 с.
7.Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций – М.: Омега-JI, 2020 – 352 с.
8.Кузнецова, Л. Э. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (103). — С. 877-879.
9.Кузнецова, Л. Э. Особенности структурной организации отношений, способствующие формированию высокого адаптационного потенциала личности // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 86-89.
10.Кундозерова Л.И. Проблемы социально-профессиональной адаптации. — Новокузнецк: НГПИ, 2021. — 230 с.
11.Лазарева Е.Ю. Система многоуровневой адаптации личности // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2022 - № 8 - С. 93-104.
12.Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. - Белгород, 2022 - 200 с.
13.Липунова О.В. Проблема адаптации человека в процессе его личностного развития // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1-1. – С. 33-39
14.Лукьянченко, Н. В. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей: учебное пособие. – Саратов : Ай Пи Эр, 2021 – 133 c.
15.Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование // Психологический журнал. - 2021. - № 1. – С. 44-49
16.Медведев В.И. Адаптация человека. - СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2023 - 584 с.
17.Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). - Ереван, 2021 – 278 с.
18. Налчаджян A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 2022. — 345 с.
19. Неустроева М. И., Шадрина С. Н. Исследование отношений между детьми и родителями // European research. - 2021. - № 9(10). – С. 110-119
20.Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников / А. И. Панина, О. А. Завьялов, С. Н. Иванов // Молодой ученый. — 2022. — № 18.1 (122.1). — С. 69-71.
21. Орлова А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. -№ 08 (62). - Ч. 2 - С. 111-114.
22. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности (Субъектный подход): дис. ... - СПб., 2021. - 393 с.
23. Реан А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2021 - 479 с.
24.Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков. – Оренбург: Оренбургский государственный медицинский университет, 2022 – 516 с.
25. Сухарев А. В Информационный подход к психической адаптации человека // Журнал прикладной психологии. – 2020. – № 5. – С. 3.
26. Танирбергенова А. Ш., Картбаева Ж. Ж., Мурадили Н. Проблема влияния семейного воспитания на становление личности подростка // Символ науки. – 2023 - № 1. - С. 221-224.
27.Толстых Ю.И. Современные подходы к категории "адаптационный потенциал" // Известия ТулГУ. Гуманит. науки. - 2021 - № 1 - С. 493-496.
28.Трифонова Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Известия Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2023 - № 155 - С. 71-83.
29.Ушаков И.Б. Адаптационный потенциал человека // Вестн. Рос. акад. мед. наук. - 2022 - № 3 - С. 8-13.
30. Яблонская Ю.А. Социально-педагогическая адаптация детей: автореф. дис.. — Челябинск, 2020. — 21 с.