Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Инновационные преобразования в обществе и экономике требуют совершенствования образовательного процесса. Современный государственный образовательный стандарт подготовки будущих экономистов в системе среднего профессионального образования требует внедрения технологий развития, обладающих высоким инновационным потенциалом: каждый будущий экономист должен быть готов к самообразованию и непрерывному профессиональному развитию, быть готовым идти в ногу со временем. . Сегодня необходима интеграция экономической, информационной и образовательной грамотности, которая, по мнению современных авторов, возникает у учащихся именно за счет использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе. Выпускник системы среднего профессионального образования должен быть не только теоретически подготовлен и иметь практический опыт в области своей будущей профессии, но и научиться самостоятельно приобретать и дополнять знания, необходимые работающему человеку на протяжении всей его жизни; необходимо применять технологии «нового поколения». Инновационные педагогические технологии не только активизируют студента, они позволяют ему «погрузиться в профессиональную деятельность» и развить навыки и компетенции, необходимые для успешного самообразования. Использование различных инновационных образовательных технологий в педагогической деятельности позволяет повысить мотивацию обучающихся, обеспечить максимальную профессиональную и практическую направленность обучения и в целом повысить качество образовательного процесса как личностно-ориентированного процесса. Российская система образования уже стоит на пороге масштабного внедрения инновационных технологий и методов в образовательный процесс, в том числе кейс-метода. Представляется, что противоречия между острой необходимостью внедрения инновационных методов, в том числе кейс-метода, в учебный процесс вуза и отсутствием теоретических работ по использованию этого метода применительно к гуманитарной сфере в целом и экономике в частности , а также отсутствие теоретического обоснования и описания процесса создания педагогического и методического дела, неотъемлемой частью которого является его алгоритм, интегрирующий содержательную сторону этого процесса и его психолого-педагогический аспект в рамках личности. -ориентированный подход, до сих пор не решены.
Проблема исследования заключается в недостаточном использовании инновационных технологий для личностного развития студента и профессионального развития педагога. Направление исследования проблемы – изучение ее сущности, особенностей, функций, принципов и методов.
Уровень разработки проблемы. Практически все выдающиеся преподаватели в той или иной степени изучали проблему инновационных технологий. Признание главной роли образования в развитии природных задатков присутствовало уже в трудах основоположника педагогики Я.А. Коменский включил [16]. В отечественной педагогике идеи в трудах К.Д. Ушинский [28], П.Ф. Каптерев [17], М.П. Барболин [5], В.В. Давыдов [14] и другие продолжили.
Объектом исследования является образовательный процесс в системе среднего профессионального образования.
Предметом исследования является процесс применения инновационных технологий в преподавании дисциплины «Экономика организации» на базе Корочанского сельскохозяйственного колледжа. Цель курсовой работы: изучить применение инновационных технологий в преподавании дисциплины «Экономика организации» на базе Корочанского сельскохозяйственного колледжа в теории и практике.
Цели исследования:
1. Изучить теоретические и практические основы применения инновационных технологий при преподавании дисциплины «Экономика организации» на базе Корочанского сельскохозяйственного колледжа.
2. Изучить опыт применения инновационных технологий при преподавании дисциплины «Экономика организации» на базе Корочанского сельскохозяйственного колледжа.
3. Разработать методические разработки теоретической и практической подготовки по дисциплине «Экономика организации» с использованием инновационных технологий на базе Корочанского сельскохозяйственного колледжа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Характеристика инновационных технологий обучения и особенности их применения в среднем профессиональном образовании
На современном этапе в рамках компетентностного подхода к образованию особую актуальность приобретают вопросы оптимизации процесса обучения, что связано с обеспечением формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся в системе среднего профессионального образования. . Несмотря на общую перспективность, специфика и особенности организации этих процессов в среднем профессиональном образовании недостаточно изучены, что в конечном итоге влияет на эффективность образовательной практики и приводит к невозможности установления перечня общих и профессиональных компетенций, необходимых в среднем профессиональном образовании. в соответствии с образовательными стандартами создать. Одним из возможных направлений оптимизации образовательной практики в условиях обозначенных проблем является внедрение инновационных технологий обучения, которые двигаются по вектору качественного развития и трансформации традиционного образовательного процесса и сочетают устоявшееся с инновационным. Внедренный в систему профессионального образования Российской Федерации компетентностный подход создал новые требования к структуре и организации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. В условиях становления новой образовательной парадигмы возрастает скорость изменения внешних условий, а также необходимость подготовки отдельных специалистов, актуализация направлений развития мягких навыков, гибкости, адаптивности, готовности к дальнейшему обучению и многое другое. Более того, инновационные технологии обучения становятся основополагающим инструментом оптимизации образовательной практики. Под инновационными технологиями обучения понимаются все те технологии, которые как отражение общих условий образовательной системы направлены на трансформацию традиционной и известной модели обучения «субъект-объект» в субъект-субъектный формат взаимодействия между студентов и преподавателей, что представляет собой структуру взаимной деятельности на равноправных началах, принципы сотрудничества и поддержки, а также постоянного взаимодействия. Инновационный характер обучения связан с ориентацией всех субъектов образовательной практики на конечный результат, что напрямую связано с формированием общих и профессиональных компетенций, соответствующих не только действующему образовательному стандарту подготовки специалиста, но и возможные будущие требования, которые работодатель предъявляет студенту, устраивающемуся на работу в качестве заинтересованного лица.
В рамках среднего профессионального образования инновационные технологии обучения рассматриваются как определенный набор дидактических средств, а именно методов, способов, приемов, воздействий и многого другого, направленных на личностно-профессиональное развитие специалиста. Кроме того, в основе любой технологии обучения лежит целевая функция, направленная на обеспечение максимальной эффективности процесса подготовки высококвалифицированных специалистов и обеспечение их готовности к реальной трудовой практике с учетом ряда специфических требований, которые предъявляют к обучающимся работодатели. Содержание образования в этой системе соответствует установленным целям и задачам, которые, в том числе, интегрированы в единый вектор формирования общих и профессиональных компетенций с использованием определенного набора инструментов; при этом учитываются основные принципы обучения, представленные в виде системности, комплексности, взаимозависимости, стандартизации, целеполагания, преемственности, активности, становления, развития и многого другого, которые лежат в основе современной образовательной парадигмы. В исследовании К.С. Першиной представлен следующий перечень инновационных образовательных технологий, которые эффективно используются при подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования. Общей чертой представленных технологий обучения является их направленность на обеспечение активности преподавания предметов; его ключевая функция связана с обеспечением нужного уровня мотивации, развитием навыков работы в команде, ориентацией на построение общения, организацию диалоговых взаимодействий, творческую деятельность, а также личностное развитие каждого обучающегося.
По мнению О.Г. Лысака позволяют инновационным технологиям обучения объединить целевой и содержательный аспекты образования, эффективно и адаптивно обращаться к ним в ходе образовательного процесса при реализации дидактических и педагогических функций, задавать формы взаимодействия учащихся в векторе выполнения поставленных задач. в рамках дизайна урока [2]. Ю.Р. Лутфуллин и его соавторы подчеркивают, что инновационные технологии обучения в контексте профессионального образования формируют аспекты вариативности и гибкости, которые позволяют перепроектировать среду подготовки специалиста в соответствии с текущими образовательными потребностями. Автор расширяет список К.С. Першина предложила инновационные технологии обучения и указывает на важную роль таких технологий, как интерактивные технологии, кейс-методы, обучение, симуляции с использованием ИКТ-технологий и других [1].
Н.Н. Шаханова считает, что внедрение инновационных технологий обучения в условия подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования, наряду с творческой деятельностью, воссоздает все условия для развития умений мышления студентов и в целом параметры повышения. определена эффективность образовательной практики. При этом автор отмечает, что основным принципом, на который должен опираться педагог при организации взаимодействия, является построение диалога [7].
Учитывая вышеперечисленные факторы и мнение исследователей, а также накопленный автором опыт педагогической практики внедрения инновационных технологий обучения, можно выделить ряд существенных преимуществ их использования в образовании:
- высокий потенциал стимулирования обучающегося, обеспечивающий мотивацию к обучению;
- Желание развивать и расширять познавательный интерес в ходе образовательного процесса, влияя не только на уровень мотивации, но и прививая культуру самообразования, непрерывного обучения и самостоятельности;
- Формирование социокультурных аспектов образовательной практики;
- Ориентация на творческую деятельность и возможность превращения творчества в действительно применимый продукт деятельности;
- практический характер применения в сочетании с восстановлением условий трудовой практики;
- возможность оптимизации времени, затрачиваемого на процесс формирования общих и профессиональных компетенций;
- эффективное сочетание с другими технологиями обучения, возможность гибкой настройки параметров дидактической системы, замена внутренних компонентов каждой отдельной технологии, унификация и сравнение с другими;
- широкая информационная насыщенность технологий за счет направленности на обеспечение познавательных процессов с параллельным обновлением содержательных аспектов (обновление теоретических знаний
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2010. – 400 с.
2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Юрайт, 2014. – 456 с.
3. Ломакин, В.К. Мировая экономика : учебник / В.К.Ломакин. - Изд. 4-е перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 671 с.
4. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С.Булатова, Н.Н.Ливенцева. - Изд. с обновлениями. - М.: МАГИСТР : ИНФРА-М, 2012. - 654 с.
5. Международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. В.Е.Рыбалкина. - 9-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2012. - 647 с. - (Золотой фонд российских учебников).
6. Раджабова, З.К. Мировая экономика: учебник для вузов / З. К. Раджабова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.
7. Слагода В.Г. Экономическая теория: Практикум. – М.: Москва, 2014. - 176 с.
8. Экономика предприятия (фирмы). Учебник под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина - М.:ИНФРА - М, 2009.
9. Экономика предприятия. Учебник для вузов; под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2010.
10. Экономика предприятия: Учебник. / Под. ред. В.М. Семенова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр экономики и маркетинга,2009.-312с
11. Экономика сельского хозяйства: Учебник / Под ред. Н. Я. Коваленко. – М.: Юркнига, 2010. – 384 с.
12. Лутфуллин, Ю.Р. Применение инновационных технологий в профессиональном образовании / Ю.Р. Литфуллин, Ю.Я. Рахматуллин, А.Б. Имангулов, Д.В. Редников // Инновации и инвестиции. - 2020. - №4. - С. 18-20.
13. Лысак, О.Г. Роль инновационных технологии в процессе обучения математическим дисциплинам в формировании профессиональных компетенций / О.Г. Лысак // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. -№1 (82). - С. 292-294
14. Маркова, С.М. Системный подход к технологии профессионального обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 155-158
15. Першина, К.С. Роль инновационных образовательных технологий в системе СПО / К.С. Першина // Педагогика и современное образование: традиции и инновации: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 11 июля 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 48-55.
16. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 8. - DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2020-8-2-4
17. Усеинова, Л.Ю. Анализ результатов применения инновационной технологии на уроке теоретического обучения в СПО / Л.Ю. Усеинова, З.С. Аблязова // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. - 2016. - № 2. - С. 183-189
18. Шаханова, Н.Н. Роль инновационных технологий в современном образовании / Н.Н. Шаханова // HHF/S&R. -2022. - №1 (9). - С. 82-85