Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значение проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста приобретает все большую актуальность в современных образовательных системах. Современный мир быстро меняется, требуя от нового поколения гибкости, креативности и умения работать в команде. В этих условиях проектная деятельность становится незаменимым компонентом образовательного процесса, позволяя развивать в детях навыки и компетенции, необходимые для успешной интеграции в общество.
Первостепенная значимость проектной деятельности заключается в ее способности формировать у детей навыки исследовательской деятельности, критического мышления и самостоятельного принятия решений. Сегодня, в эпоху информационного общества, умение анализировать, критически оценивать информацию и строить на ее основе собственные выводы являются ключевыми навыками. Известный педагогический деятель Лев Выготский утверждал, что дети "не являются пассивными получателями знаний, они активные строители своего обучения и развития", и именно через проектную деятельность они могут наиболее полно реализовать свои потенциалы.
Изучение значения проектной деятельности в возрасте старшего дошкольника важно особенно сейчас, когда учителя и родители должны адаптироваться к быстро меняющемуся миру и новым требованиям общества к образованию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается, что реализация проектной деятельности способствует развитию у дошкольников коммуникативных, познавательных и регулятивных навыков. Эти навыки формируют основу успешного обучения в школе и последующей жизни в сложном и многосложном мире.
Актуальность изучения проектной деятельности в контексте дошкольного образования не оставляет сомнений. В условиях динамично изменяющегося мира она представляет собой средство для развития будущего поколения, способного активно участвовать в жизни общества и эффективно решать возникающие перед ним задачи.
Проблема исследования состоит в осознании недостатка теоретических и методических подходов, которые могли бы эффективно поддержать педагогов в организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В то время как много исследований посвящено развитию отдельных навыков у старших дошкольников, ценный синергетический эффект интеграции различных компетенций в рамках проектной деятельности остается недостаточно изученным.
Новизна исследования заключается в том, что предлагается систематизация существующих подходов к проектной деятельности в контексте дошкольного образования, а также разработка новых методик, которые акцентируют внимание на развитии междисциплинарных навыков у детей. Проектная деятельность рассматривается как средство не только учебного, но и личностного развития, что является современным вектором развития дошкольного образования.
Целью исследования является раскрытие значения проектной деятельности для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста и обоснование новых методических подходов к ее реализации в образовательной практике.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, участвующие в проектной деятельности.
Предметом исследования являются методы и формы организации проектной деятельности, способствующие развитию ключевых навыков у детей данного возраста.
Задачи:
1)Проанализировать понятия «проектная деятельность» в научной литературе
2)Рассмотреть особенности развития детей старшего дошкольного возраста
3)Проанализировать опыта педагогов ДОУ в значения проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.
4)Разработать практические рекомендации по развитию детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Теоретическую основу работы составляют идеи таких педагогов и психологов, как Л. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, которые подчеркивали значимость целостного подхода к обучению и воспитанию детей, когда знания и умения приобретаются не изолированно, а в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Методы исследования включают анализ педагогической и психологической литературы, наблюдение, а также педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы значения проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ понятия «проектная деятельность» в научной литературе
Проектная деятельность в последние десятилетия приобрела особое значение в различных сферах социальной и экономической жизни. Этот термин используется как в образовательных учреждениях, так и в бизнес-среде, что свидетельствует о его универсальности и актуальности. В научной литературе проектная деятельность рассматривается с разных точек зрения, включая педагогическую, экономическую и управленческую, что делает данное понятие многогранным и богатым на интерпретации.
Суть понятия "проектная деятельность" тесно пересекается с такими научными категориями, как "проект", "деятельность" и "творчество", которые проявляются многогранно с точки зрения различных научных областей и методологических уровней. Это понятие объединяет аспекты из педагогики и психологии. Обучение проектной деятельности требует учета педагогических закономерностей и психологического содержания.[1]
Комплексные исследования, такие как работы А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова и других, посвящены теоретическим вопросам организации обучения школьников проектной деятельности и подчеркивают ее междисциплинарный характер. Проектирование рассматривается как деятельность по изменению окружающей среды (Дж.К. Джонс), управление развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо) и создание проекта-эскиза будущего (В.А. Моляко). Все исследователи отмечают его творческий и преобразующий характер. Также выделяются понятия, связанные с проектной деятельностью: проектная ситуация (В.И. Аверченко, К.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов) и проектное моделирование (Н.Н. Нечаев).[12]
Анализ исследований этих и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности как о самостоятельной. Она понимается в педагогике как социально и экономически обусловленная потребность в создании прогностических ситуаций для преобразования мира (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко). И.И. Ляхов отмечает её духовно-практическую активность, направленную на изменения. Процесс проектирования отличается инновационностью и системностью.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, сосредоточенная на достижении заданной цели и создании личностного результата в определённый временной период. Она даёт учащимся возможность проявить себя в обществе, развивает новую социальную позицию и помогает освоить навыки планирования, раскрыть творческие способности и развить личностные качества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 2018. — 464 с.
2.Веракса, А. Н. Проектная деятельность в дошкольном образовании / А. Н. Веракса. — М.: Вита-Пресс, 2019. — 96 с.
3.Виноградов, В. Г. Основы педагогической деятельности / В. Г. Виноградов. — М.: Просвещение, 2018. — 320 с.
4.Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2021. — 544 с.
5.Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Эксмо, 2019. — 528 с.
6.Гуткина, Н. И. Развивающее обучение в дошкольных учреждениях / Н. И. Гуткина. — СПб.: Речь, 2021. — 240 с.
7.Дьюи, Д. Опыт и образование. — Москва: Альпина Паблишер, 2021. — 192 с.
8.Дьяченко, О. М. Психология игры / О. М. Дьяченко. — М.: Академия, 2016. — 224 с.
9.Зимняя, И. А. Психология развития и возрастная психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2020. — 176 с.
10.Казакова, И. В., Смирнова, Е. А. Игровая деятельность в дошкольном воспитании. — Москва: Просвещение, 2021. — 224 с.
11.Каменская, В. Г. Методы проектного обучения в дошкольном образовании / В. Г. Каменская. — М.: Баласс, 2019. — 128 с.
12.Карачева, А. А. Проектная деятельность в дошкольном образовании: методические рекомендации. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. — 144 с.
13.Комарова, Т. С. Проектная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. — М.: Вентана-Граф, 2022. — 112 с.
14.Кондаков, Н. А. Психологические основы развития личности / Н. А. Кондаков. — М.: Институт психологии РАН, 2020. — 288 с.
15.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 2015. — 304 с.
16.Ломов, Б. Ф. Методология и теория деятельности. — Москва: Наука, 1984. — 312 с.
17.Моляко, В. А. Педагогические аспекты проектной деятельности. — Киев: Освіта, 2022. — 160 с.
18.Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2019. — 456 с.
19.Новиков, А. М., Новиков, Д. А. Методологические основы учебного проектирования. — Москва: Либроком, 2021. — 256 с.
20.Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. — Москва: Эксмо, 2020. — 496 с.
21.Поддьяков, Н. Н. Теория и практика проектной деятельности / Н. Н. Поддьяков. — М.: Сфера, 2021. — 152 с.
22.Рубцов, В. В. Социальное взаимодействие и познание. — Москва: Педагогика, 2011. — 142 с.
23.Смирнова, Е. А., Казакова, И. В. Проектная деятельность в системе дошкольного образования. — Москва: Педагогический университет, 2021. — 168 с.
24.ФГОС ДО: комментарии и рекомендации для педагогов. — Москва: Вентана-Граф, 2021. — 128 с.
25.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). — Москва: Просвещение, 2021. — 48 с.
26.Шамаев, В. А. Воспитание и обучение в младшем дошкольном возрасте. — Москва: Владос, 2019. — 180 с.
27.Шишкин, С. В. Проектная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста. — Новосибирск: Наука, 2020. — 214 с.
28.Эйр, К. Дошкольное образование: современные подходы и методы. — Москва: Просвещение, 2021. — 112 с.
29.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
30.Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сфера, 2021. — 128 с.