Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо образованного молодого поколения, владеющего абсолютно всеми достижениями культуры, созданной человечеством. Культура поведения, являясь составляющей общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и наряду с этим оказывает на него значительное влияние, она также содержит обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА
1.1 Понятие и правила этикета
Выработанные обществом нормы поведения и формы поведения объединяются в целостную систему, которая называется этикетом (с фр. ярлык, этикет). Эти нормы представляют собой историческую и изменчивую категорию. В каждом обществе они зависят от характера социальных отношений.
Этикет – это правила поведения, установленные повсюду. Это нормы отношений между людьми разного правового, социального и интеллектуального статуса. Это часть моральной культуры, которая ассоциируется с категорией прекрасного. Этикет как бы связывает внутренний мир человека с его внешним проявлением. Этикет регулирует, что приемлемо и приемлемо в данном обществе или данной группе людей, а что нет. Это связано с концепцией вежливости, культуры, интеллекта. Этикет основан на уважении к людям [2].
Этикет, как и любое явление, имеет свою историю, в которой отражено его становление и развитие.
В США был создан Институт этикета (1946). Он был основана Э. Поуст – «первой леди этикета», как ее называют. Целью создания Института было: сохранение традиций, изучение истории развития этикета, разработка новых форм поведения и распространение их в обществе. Э. Поуст и ее коллеги и последователи внесли значительный вклад в развитие не только в Соединенных Штатах, но и за их пределами.
Термин «этикет» появился во Франции в XVIII веке во время правления короля Людовика XIV. В буквальном переводе с французского (l'etiguette) – это визитная карточка, этикет, церемониал, норма поведения. На придворных приемах гостям раздавали карточки с изложенными правилами поведения. От названия «карточка» происходит слово «этикет». После его начали передавать в различные страны без перевода и комментариев.
Великий мыслитель древнего Китая Конфуций (551-479 гг. до н. э.) ввел понятие этикета как «мы – этикет» и отводил ему особую роль в формировании гармоничных отношений между людьми как регулятору поведения в различных жизненных ситуациях.
Достойное человеческое поведение высоко ценилось в древнем мире. Древнегреческий философ Аристотель (I век до нашей эры) определил, что приличное поведение бывает трех типов: «Первый тип – это обращение: как обращаются с теми, кого встречают и приветствуют, протягивая руку. Второй – это когда люди приходят на помощь каждому нищему. И, наконец, третий тип, гостеприимные хозяева». В произведениях древнеримского мыслителя Овидия можно найти предостережение о том, что следует и чего не следует делать. Например, за столом не следует, есть слишком жадно и много пить [10].
Этикет – это совокупность правил, норм и порядка поведения человека в обществе.
Этикет формировался у каждого народа с древних времен на основе культуры и традиций. Он отражает стандарт социальных и моральных норм каждого народа, его представление о добре, справедливости, красоте, порядке и удобстве домашнего очага.
1.2 Особенности развития культуры общения старших дошкольников
С раннего детства ребенок находится во взаимодействии с окружающими его людьми и приобретает опыт социального поведения. Необходимо начинать с детства формировать у детей поведенческие навыки, воспитывать осознанное отношение к делу. Умение жить в коллективе сверстников имеет большое значение для воспитанника [1].
Культура поведения – проявляется во всех ситуациях школьной жизни. Культура общения подразумевает умение воздерживаться от нежелательных действий и слов в данной обстановке. Ребенок учится замечать состояние и настроение окружающих его людей. Культура общения подразумевает культуру речи. Таким образом, речевая культура предполагает, что у ребенка есть запас слов, способность тактично выражать свою мысль.
Умение овладеть культурой речи способствует общению детей, предотвращает конфликты между ними.
В обучении основное место занимает формирование культуры поведения и общения.
Потребность в общении – одна из самых важных в жизни человека.
Изучение проблемы коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное в нашем обществе – это умение устанавливать и развивать контакты с другими людьми. Если у дошкольника нет сформированных навыков, ему будет труднее вовлекаться в общение и осваивать его стратегии и модели. Что особенно важно в этой проблеме, так это то, что дошкольники готовятся к поступлению в школу. Отсутствие коммуникативных навыков приводит к неготовности детей к школе в области общения и, как следствие, к плохой адаптации в школе.
О.Д. Щедрина отмечает, что большинству детей трудно общаться со сверстниками, несмотря на то, что цель ДОУ – сплотить детский коллектив, воспитать уважение и сочувствие к другим детям, а также развивать сотрудничество и взаимодействие между ними [17].
Формирование межличностного общения у старших дошкольников осуществляется в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста. Проблема воспитания детей дошкольного возраста, которая сегодня достаточно актуальна, затрагивалась многими учеными и педагогами. Они поставили перед нашим исследованием такие созвучные вопросы, как: общение дошкольников со взрослыми и их сверстниками (Я. Коломинский, М. Лисина, Г. Стеркина, Т. Репина); приобщение дошкольников к миру общечеловеческих ценностей, действующих в категориях добра и справедливости (Р. Буре, В. Нечаева, Т. Пономаренко); воспитание социальных эмоций, качеств отношений (Л. Артемова, Н. Дятлова, И. Княжева, А. Кононко); формирование готовности к восприятию моральных норм (переживанию, пониманию, осознанию) (Н. Мизерный); воспитание у детей положительного эмоционального отношения к моральным нормам и правилам поведения (Л. Артемова, А. Богуш, В. Белоусова, Л. Островская, С. Петерина, С. Русова, М. Федорова) [12].
Для старшего дошкольного возраста характерна повышенная произвольность поведения и психических процессов: внимания, памяти, восприятия. Дети начинают интересоваться морально-этическими отношениями человека и нормами поведения больше, чем жизнью животных или явлениями природы. Для них становится важным общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Таким образом, взрослые расширяют представление ребенка о человеке, выводя его за рамки воспринимаемой ситуации. Для дошкольников важна оценка взрослыми не их способностей, а личности в целом, поэтому они стараются все делать правильно, ищут сочувствия и взаимопонимания со взрослыми.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА
2.1 Методы и приемы формирования представлений старших дошкольников о правилах этикета
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи нравственное формирование личности, необходимость нравственного развития детей и создание условий для формирования у детей нравственной позиции. Именно в дошкольном возрасте формируются первые этические установки, то есть моральная картина мира. Развитие личностных качеств старших дошкольников осуществляется в культурном контексте через приобщение к культурному наследию, которое содержит представление моральных норм в виде сказок, поговорок и пословиц, они являются развитым, привычным и эффективным механизмом построения межличностных взаимодействий и отношений [13].
Благодаря сознательному и активному усвоению детьми старшего дошкольного возраста социального опыта, воплощенного в моральных и социальных нормах поведения и отношений людей друг с другом, происходит последовательное развитие моральной позиции личности.
Одной из важных задач педагога является поиск эффективных средств, методов и приемов реализации представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста старшего возраста. Потребность в организации среды развития мастерства обеспечивает стимуляцию необходимых элементов поведения. Он развивает моторное мышление, связанное с обучением, способность рассуждать о ситуациях, содержащих моральные конфликты, и способность обращаться к различным моральным нормам и правилам. Формирование норм, этических норм, важнейших моральных понятий осуществляется на занятиях. В игровой форме создаются наиболее благоприятные условия для усвоения детьми на занятиях моральных норм, умения поставить себя в положение другого и соблюдения социальных и моральных правил этикета. Каждое мероприятие включает в себя в качестве элемента примеры «народной мудрости» – пословицы, поговорки и добросовестные материалы, подтверждающие существование морально-этических правил в повседневной жизни. Эффективным средством ознакомления детей с разнообразием правил этикета является художественная литература. Особой техникой представления моральных норм, этических правил является использование юмора, рассмотрение ряда картин, отражающих ситуации. Беседы о правилах этикета с детьми проводятся в доступной и увлекательной форме. Семья, первая социальная общность, закладывающая основы личностных качеств ребенка, является примером этических норм и правил [12].
2.2 Деятельность педагога ДОО по формированию у старших дошкольников представлений о правилах этикета
Человек получает азы этикета в детстве, конечно же, в семье, и только потом социализируется в Детском саду и школе, где продолжает знакомиться с культурой поведения в обществе. Воспитанность и вежливость, уважительное отношение к людям, доброжелательность – это те качества, которые обязательно понадобятся ребенку для успешной и комфортной жизни в обществе.
Итак, основные правила поведения, которым стоит научить детей [4]:
• при встрече со знакомым человеком не стесняйтесь сначала поздороваться;
• не перебивать говорящего во время разговора;
• указывать пальцем некрасиво;
• ешьте с закрытым ртом и не разговаривайте с набитым ртом;
• садиться за стол можно только после приглашения;
• не забудьте произнести волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста и извините»;
• уважать пожилых людей.
В содержание работы по формированию представлений о нормах этикета у детей дошкольного возраста старшего возраста воспитателям ДОУ рекомендуем включить различные формы:
1. Проведение этических бесед: «Вежливость и доброта», цель которых – запомнить правила вежливости, во время беседы выяснить, что вежливый человек не только использует вежливые слова, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что способность хорошо относиться к окружающим дает возможность понять, что вежливый человек не только использует вежливые слова, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим и проявление к ним уважения называется образованием. «Мы посещаем и принимаем гостей», цель – помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальное поведение в обществе, помочь детям взаимодействовать с другими и чувствовать себя в безопасности в любой ситуации; «Об уважительном отношении к старшим», цель – продолжать воспитывать у детей чувство собственного достоинства, формирование у детей представлений о моральных нормах взаимоотношений с окружающими [9].
2. Интегрированные занятия, включающие: художественную и речевую и музыкальную деятельность, социальную и коммуникативную, речевую и познавательную деятельность. На этих занятиях использовать элементы психогимнастики. В частности, такие упражнения, как: «Иностранец», «Расскажи о своем настроении», зарисовки: «Разговор через стекло», «Проявление эмоций» и т.д.
Кроме того, в речь детей были введены новые этические формулы, используемые в общении с взрослыми и сверстниками, разъяснен их смысл.
В ходе занятий разыгрывать конфликтные ситуации и моделировать выход из них. Например, предложить следующие ситуации:
• Вы пришли в Детский сад и познакомились с воспитательницей –
Викторией Олеговной. Как ты будешь с ней здороваться? Как еще можно поздороваться по-другому?
• В вашу группу пришла новая девочка. Ты хотел с ней познакомиться. Как ты собираешься это сделать?
• Вы поливаете цветы в групповой комнате. Один из них в шкафу, и ты не смог его достать. Как ты собираешься просить няню о помощи, что ты собираешься ей сказать?
• Вы играли с мячом возле клумбы. Ты увлекся игрой и случайно сломал мамин любимый цветок. Что ты собираешься сказать маме?
• Вы хотели быть капитаном корабля, но капитанский мостик уже занял другой ребенок. Что ты собираешься ему сказать? Что ты собираешься делать, если он не захочет уступить тебе свое место?
• Тебе нужно узнать, который час. Взрослый идет на встречу. Как к нему стоит обратиться?
Проблемные ситуации активно использовались во время занятий. Педагог приводит ситуацию, задача детей – продолжить рассказ. Затем это выполняется анализ [13].
3.Чтение и обсуждение художественных произведений (сказок, стихов, рассказов), из которых дети получали важную информацию об отношениях людей, приобретали опосредованный опыт социального взаимодействия, знакомились с моральными качествами персонажей. У детей развивалось эмоциональное отношение к различным ситуациям социального взаимодействия, чувство сопереживания персонажам литературных произведений (К. Чуковский «Федорино горе» и «Мойдодыр»; С. Маршак «Урок вежливости», В. Маяковский «Что хорошо, что плохо», Н. Носов «Огурцы», с Михалковым «Сашина каша», В. Осеева «Волшебное слово» и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в связи с особенностями социальной среды ребенка, в которой часто наблюдается дефицит образованности, доброжелательности и речевой культуры в отношениях между людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амирханова, З. З. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / З. З. Амирханова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2024. – № 11 (510). – С. 217-218.
2. Баринова, Е.В. Уроки вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. – Д.: Феникс, 2014. – 253 с.
3. Дениско, Ю. А. Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте / Ю. А. Дениско. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2024. – № 2 (501). – С. 319-321.
4. Зерщикова, И. В. Воспитание культуры поведения дошкольников / И. В. Зерщикова, Г. В. Соколова. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2015. – № 4 (4). – С. 31-32.
5. Коваль, А. Н. Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания / А. Н. Коваль, А. Н. Малыгина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 8.7 (112.7). – С. 15-18.
6. Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. – М.: Экон-информ, 2012. – 147 с.
7. Романова, Л. В. Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность / Л. В. Романова, Л. Ф. Степанова. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 8 (45). – С. 9-11.
8. Симакова, М. Н. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста / М. Н. Симакова, Т. Л. Некрут. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 19 (309). – С. 501-503.
9. Таубалдиева, Жуматай. Средства, методы и приемы обучения речевому этикету / Жуматай Таубалдиева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 1 (48). – С. 371-374.
10. Трошина, Е. А. Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста / Е. А. Трошина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 278-280.
11. Труфанова, Н. А. Формирование культуры поведения у дошкольников / Н. А. Труфанова, Т. М. Ширина. – Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 78-80.
12. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду 4-е изд., перераб. [Текст] / О.С. Ушакова.– М.: Педагогика, 2017 – 96 с.
13. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
14. Формановская, Н.И. Вы сказали «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем обществе [Текст] / Н.И. Формановская. – М.: Знание, 2010. – 160 с.
15. Шинкарёва, Н. А. Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, Н. А. Бутырина. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 138-139.
16. Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, Н. А. Бутырина. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 46-49.
17. Щедрина, О. Д. Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников [Электронный ресурс] / О. Д. Щедрина, Г. А. Бирюкова // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 86-87.