Фрагмент для ознакомления
2
Теории принуждения. Внимательное изучение истории показывает, что только теория принуждения может объяснить возникновение государства. Сила, а не просвещенный личный интерес, является механизмом, с помощью которого политическая эволюция шаг за шагом привела от автономных деревень к государству. Точка зрения о том, что война лежит в основе государства, отнюдь не нова. Двадцать пять столетий назад Гераклит писал, что «война - отец всего сущего». Однако роль войны в становлении государства была выдвинута менее ста лет назад Гербертом Спенсером в его «Принципах социологии». Возможно, более известными, чем труды Спенсера о войне и государстве, являются теории завоевания континентальных писателей, таких как Людвиг Гумплович, Густав Ратценхофер и Франц Оппенгеймер. Оппенгеймер, например, утверждал, что «государство возникло, когда производственный потенциал оседлых земледельцев объединился с энергией скотоводческих кочевников в результате завоевания первых вторыми». Однако у этой теории есть два серьезных недостатка.
Традиционная теория происхождения государства состоит в том, что внедрение земледелия повысило продуктивность земли, что привело к производству излишков продовольствия. Этот избыток был предпосылкой для появления налоговых элит и, в конечном счете, государств.
«Одним из важнейших аспектов политологии является изучение государства. Только в хорошо организованном государстве люди могут жить цивилизованной жизнью. Существует несколько теорий о том, как возникло государство. В этом контексте разные ученые выражали разные точки зрения с помощью своих собственных теорий. Теория божественного происхождения и эволюционная, или историческая, теория - это две важные теории» .
Теория Божественного происхождения - самая древняя теория, которая пытается объяснить, как возникло государство. Теория божественного происхождения возникла еще до создания государства. Эта теория твердо верит в то, что государство - это божественно созданный институт. Эта теория утверждала, что на то, чтобы люди жили в политическом обществе, была Божья воля, и что в результате Бог создал государство, чтобы спасти человечество от вымирания. Предполагается, что действия и приказы короля справедливы и приносят пользу. Вся власть короля исходит от Бога, и сопротивление власти короля - это форма неповиновения Богу, а значит, и грех. Повиновение народа королю, согласно этой теории, является религиозным долгом.
Теория божественного происхождения государства была актуальна в древний период. Эта теория была отвергнута по целому ряду причин.
Ниже приведены некоторые из критических замечаний, высказанных в адрес этой теории:
1) Критики утверждали, что утверждение теории Божественного происхождения о том, что государство является божественным институтом, созданным Богом, не имеет отношения к текущему контексту, поскольку государство, по сути, является человеческим институтом.
2) Теория Божественного происхождения, которая пытается оправдать неограниченные и произвольные полномочия короля, может привести к появлению деспотических правителей.
3) Эта теория Божественного происхождения применима только к абсолютным монархическим правительствам. Однако в современном мире такое монархическое правление уже не актуально.
4) Теория Божественного происхождения отстаивает абсолютную власть короля над народом. Это отражает тот факт, что люди в таком государстве не имели личной свободы.
5) Хотя теория Божественного происхождения больше не действует, она была полезна в первобытный период, когда общество все еще было полуцивилизованным и не было власти для обеспечения соблюдения правил и предписаний. Теория божественного происхождения привила веру в то, что власть и законы короля были санкционированы религией, и, следовательно, повиновение государству является религиозным долгом. В результате, когда люди были не в состоянии управлять собой, эта теория учила их повиноваться королю. В такой ситуации теория Божественного происхождения помогала поддерживать порядок, утверждая веру в то, что король является представителем Бога и что люди должны повиноваться ему.
Теория силы состоит из двух компонентов: отрицательного и положительного. Отрицательная концепция теории силы утверждает, что государство было создано путем завоевания и насилия, т. е. путем насильственного подчинения слабого сильным. Мощная группа смелых и хитрых людей собралась вместе и стала господствовать над остальным обществом. Они завладели ресурсами общества, управляли им в своих интересах, тем самым сделав остальных людей своими слугами. Греческий софист Труси Махус однажды заметил: «Справедливость — это интерес сильного». Маркс в равной степени разделяет эту точку зрения, когда он соглашается с тем, что банда завоевателей навязывает свое господство побежденным. Макиавелли также был фанатичным сторонником теории силы, когда он увещевал каждого государя (лидера) сочетать силу с хитростью, чтобы удержаться у власти.
В некоторых отношениях можно утверждать, что Руссо также придерживается этой точки зрения, когда он утверждал, что «самый сильный никогда не бывает достаточно сильным, чтобы всегда быть господином, если он не превращает силу в право и послушание в долг». В межвоенные годы Бенито Муссолини и Адольф Гитлер использовали теорию силы, чтобы превратить Италию и Германию в полицейское и тоталитарное государства соответственно. Идея Муссолини о полицейском государстве является предшественником того, что сегодня известно как этатизм. По его словам, государство обладает мистическими свойствами; это центр жизни с несравненной целью и значением. Точно так же, как у человека есть личность и собственная воля, государство, утверждал Муссолини, черпает из каждого развитие личности и собственной воли. Таким образом, воля государства является мерилом ценностей, добродетели и мудрости. Как заявил покойный итальянский фашист: «Власть государства тотальна, и приверженность личности должна быть тотальной… все для государства; ничего против государства: ничего вне государства».
История также показала, что, хотя многие лидеры получили власть с помощью силы (революции), но не все смогли удержать власть, полученную таким образом, одними и теми же средствами. Из-за этого происхождения государство иногда рассматривается как злое изобретение, которому можно сопротивляться ради праведного дела. Гарольд Ласки (1982) придерживался этой точки зрения, когда описал бунт против государства как условную обязанность гражданина, особенно если он отходит от своей утилитарной цели. Таким образом, эта концепция государства воодушевила революционные группы, которые считают оппозицию государству достойным и альтруистическим делом. Таким образом, в истории мы видели неприятие учения о двух мечах (римско-католического учения) протестантами, а также вызов монархической тирании республиканцами.
Теория общественного договора. Существует множество версий этой теории. Однако суть теории в том, что правительство возникло благодаря договору между правителем (правителями) и управляемыми. Понимание состоит в том, что люди уступают свои права управлять собой правительству или официальной власти в надежде получить взамен безопасность и все необходимое для жизни. Однако, почему был заключен контракт или как это произошло, мнения расходятся.
Версия Томаса Гоббса. Его версия общественного договора появилась в его популярной книге «Левиафан». Согласно Гоббсу, вначале люди жили в «естественном состоянии», где жизнь была «бедной, одинокой, отвратительной, жестокой и короткой». Цель состояла в том, чтобы преобразовать естественное состояние с его ненадежностью жизни и собственности в гражданское общество, в котором царят мир и порядок. Так возник общественный договор или, как заметил Гоббс, создание великого левиафана. Гоббс написал «Левиафана» в Англии 17 века, чтобы оправдать восстановление династии Стюартов.
«Левиафан Гоббса был ответом на проблему социального порядка и был специально предназначен для регулирования отношений между обществом и человеком, а также между сувереном и гражданином. В Англии XVII века силы абсолютизма в союзе с англиканским традиционализмом соперничали с силами пуританской реформы, действовавшей в союзе с парламентской напористостью» . Чтобы оправдать абсолютную власть, которую он рекомендовал монарху или Левиафану, Гоббсу пришлось обратиться к естественному закону. «Существуют также версии теории общественного договора Джона Локка и Дж. Дж. Руссо, которые отличаются от версии Гоббса только акцентом, но не содержанием» .
Марксистская теория. Основное утверждение этой теории состоит в том, что вначале жизнь была не в естественном состоянии, а в мире. Не было эгоистичных людей, которые питали эгоистический интерес к присвоению ресурсов общества, для своих корыстных интересов, так как ресурсы общества распределялись справедливо поровну между каждым членом общества. По мнению марксистов, этот период был известен как коммунализм. Однако с крушением коммунализма пришел феодализм. Этот период стал свидетелем возникновения социальной раздробленности. Некоторые влиятельные лица приняли статус лордов и взяли на себя полный контроль над средствами производства. Другие члены общества были низведены до статуса крепостных и использовались помещиками в качестве орудий производства в их собственности. Эти крепостные не имели своей собственности, и феодалы присваивали себе все, что было произведено их трудом. В феодальную эпоху сеньоры образовали правительство, которое защищало их личную безопасность и собственность, а правительство держало своих крепостных в вечном подчинении.
Поэтому Маркс и Энгельс заявили в «Манифесте коммунистической партии», что «исполнительная власть современного государства есть комитет буржуазии». Все законы, принятые в каждом капиталистическом государстве, предназначены для защиты частной собственности или, точнее, для защиты имущества (банков, промышленности, автомобилей и т. д.) капиталистов. Буржуазия контролирует правительство и монополизирует инструменты принуждения для защиты своих частных интересов. Далее марксисты утверждают, что после падения капиталистического государства будет установлено социалистическое государство, при котором правительство будет навязывать свою диктатуру буржуазии. Однако после полной ликвидации всех очагов сопротивления буржуазии и несправедливости государство отомрет и уступит место диктатуре пролетариата.
Две основные теории, связанные с происхождением государства:
- теория Божественного происхождения и эволюционная, или историческая, теория.
Теория божественного происхождения предполагала, что государство является божественно созданным институтом. Согласно теории Божественного происхождения, Бог либо управляет государством напрямую, либо посылает для этого своего представителя. В результате Царь является представителем Бога, и в результате царь подотчетен Богу, а не народу. Теория Божественного происхождения благоприятствовала тому, чтобы король обладал абсолютной и неограниченной властью. Сопротивление власти короля, согласно этой теории, является грехом. Теория Божественного происхождения подвергалась критике за то, что она потенциально может породить деспотических правителей и противоречит свободе личности. Теория Божественного происхождения подвергалась критике, но в ранний период она служила определенной цели.