Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конструктивные умения выступают важным направлением в развитии ребенка, закладывают фундамент для формирования словено-логического мышления и, как следствие подготовки к обучению в школе, все эти направления задокументированы в том числе в ФГОС ДО. Аппликация, в свою очередь, обладает весьма значительным потенциалом в развитии изобразительных умений, воображения мелкой моторики, социальных навыков.
Особенности формирования у детей дошкольного возраста конструктивных умений изучались такими учеными как П. Г. Саморукова, В. Р Лисина и др. В психологии этому вопросу уделяли внимание А Р. Лурия, Н. Н. Поддъяков, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук и др. Использование сенсорных материалов для развития конструктивных умений рассматривались в работах М. Монтессори, Фребеля, Шлегера. Вопросами использования аппликации в образовании дошкольников занимались несколько ученых. П.М. Якобсон исследовал влияние аппликации на творческие способности, Н.А. Ветлугина акцентировала её значимость в образовательном процессе, а К.В. Тарасова изучала методы для развития моторики. О.С. Ушакова анализировала влияние аппликации на эстетическое восприятие, Г.В. Глазунова работала над интеграцией аппликации в программы, А.Г. Тамбовцева рассматривала её влияние на познавательные процессы, а Т.В. Кудрявцев акцентировал внимание на формировании конструктивных умений.
Как мы видим, довольно обширное количество ученых занималось изучением отдельных аспектов, связанных с нашей темой, но конкретные условия не сформулированы. Исходя из этого мы видим противоречие между необходимостью использования аппликации в качестве средства развития конструктивных умений дошкольников 5-6 лет и недостаточной теоретической проработанностью данного вопроса.
Это противоречие порождает проблему нашего исследования, которая формулируется следующим образом: «Каковы педагогические условия использования аппликации в качестве средства развития конструктивных умений детей 5-6 лет?»
Цель исследования: выявление педагогических условий использования аппликации как средства развития конструктивных умений.
Объект исследования: процесс развития конструктивных умений детей 5-6 лет.
Предмет исследования: педагогические условия использования аппликации в качестве средства развития конструктивных умений детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наиболее эффективное использования аппликации в качестве средства развития конструктивных умений будет при соблюдении следующих условий:
1) Учет гендерных различий между детьми 5-6 лет
2) Использование игровых технологий в процессе организации аппликации
Задачи исследования:
1) Определить сущность и особенности процесса развития коммуникативных умений у детей 5-6 лет
2) Дать характеристику педагогических условий использования аппликации в качестве средства развития конструктивных умений
3) Выявить уровень развития конструктивных умений у детей 5-6 лет и особенности реализации педагогических условий развития конструктивных умений у детей в старшей группе ДОУ
4) Разработать и апробировать методические рекомендации для воспитателей по использованию аппликации в качестве средства развития конструктивных умений детей 5-6 лет
Теоретико-методологическими основами исследования выступили труды следующих ученых:
• Проблемы развития пространственного мышления и ориентации в ходе конструирования (Т. С. Комарова, Л. А. Венгер, Л. В. Куцакова, Л. А. Парамонова, В. Н. Гурвиц и др.).
• Сущность конструктивных умений и пути их развития (Т. С. Комарова, И. В. Новикова, Е. В. Фешина, Л. В. Куцакова, А. Н. Давидчук и др.).
• Аппликация в образовательном процессе детского сада (Т. М. Бабушкина, М. Гусакова, С. М. Нуриева, С. П. Сарова и др.)
Методы исследования:
• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы
• Диагностическая методика изучения конструктивных умений у дошкольников по программе «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера
• Наблюдение по критериям Е. В. Фешиной
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ процесса развития конструктивных умений у детей 5-6 лет в аппликации; раскрыты основные условия и методы, способствующие формированию этих умений в образовательном процессе. Определены требования к использованию аппликации как средства развития творческих и конструктивных навыков, а также выявлены ключевые аспекты, способствующие интеграции аппликации в занятия с дошкольниками.
Практическая значимость заключается в том, что разработанную диагностическую программу и методические рекомендации возможно использовать в образовательном процессе детского сада.
Базой эмпирического исследования является муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 города Кирова.
Курсовая работа состоит из содержания, введения, основной части из двух глав, заключения, библиографического списка. Работа представлена на 58 страницах (включая приложения), содержит 2 таблиц, 4 рисунка. Библиографический список включает 31 источник.
Глава 1. Теоретические основы развития конструктивных умений у детей 5-6 лет в аппликации
1.1 Сущность и особенности развития конструктивных умений детей в 5-6 лет
Конструктивная деятельность представляет собой процесс создания, построения или преобразования объектов с использованием различных материалов и инструментов. Этот вид деятельности играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, способствуя формированию различных навыков и умений. В данной статье рассматриваются сущность, значение и особенности конструктивной деятельности, а также методы и приемы ее организации.
Термин «конструирование» (происходящий от латинского слова construere, что означает «строить» или «сооружать») можно охарактеризовать следующим образом: это организация различных компонентов и элементов таким образом, чтобы они образовывали единое целое. Конструирование включает в себя процесс создания зданий и сооружений, который обеспечивает правильное расположение деталей и их соединение.
Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, «конструировать» означает «создавать конструкцию чего-либо, строить или вообще создавать что-то» [24].
Основные компоненты конструктивных умений: [27]
1) Мелкая моторика. Развитие мелкой моторики является ключевым аспектом конструктивных умений. Дети учатся управлять мелкими предметами, такими как карандаши, ножницы, кисточки и строительные блоки. Это способствует улучшению координации рук и глаз, а также точности движений.
2) Пространственное мышление. Конструктивные умения требуют от ребенка понимания пространственных отношений и ориентации в пространстве. Дети учатся распознавать формы, размеры и расположение объектов, что способствует развитию пространственного воображения.
3) Творческие способности. Конструктивные умения позволяют детям выражать свои идеи и фантазии через создание различных объектов. Это способствует развитию креативного мышления и воображения.
4) Навыки решения проблем. В процессе конструирования дети сталкиваются с различными задачами и препятствиями, которые требуют поиска решений. Это способствует развитию навыков критического мышления и умения находить нестандартные подходы к решению проблем.
В. Б. Косминская подчеркивает, что конструктивная деятельность занимается не только формированием знаний, но и развитием самостоятельного мышления у детей. Она отмечает, что взаимодействие детей с окружающим миром через решение конструктивных задач способствует формированию умений анализировать, обобщать и создавать новое. Косминская акцентирует внимание на том, что такая деятельность создает условия для активного участия детей в учебном процессе, что в свою очередь ведет к глубокому усвоению материала и личностному росту. Она описывает детское конструирование как процесс, в рамках которого дети изготавливают игровые объекты, такие как игрушки или сооружения, используя для этого различные материалы, включая бумагу, картон, дерево, а также специализированные конструкторы и строительные наборы [18, с. 209].
А. В. Белошистова определяет конструирование как процесс материального воплощения моделей, которые отражают разнообразные объекты, идеи и их взаимосвязи [4, с. 189].
Э. М. Галямова подчеркивает, что конструирование предполагает создание моделей, организацию и установление связей между отдельными элементами, частями или предметами, приводя их в упорядоченную систему [8, с. 78].
Н. М. Конышева акцентирует внимание на том, что конструирование – это в первую очередь интеллектуальный процесс, связанный с разработкой и творческим созданием, что отличает его от простого выполнения задач [17, с. 137].
Конструктивная деятельность включает в себя широкий спектр задач, направленных на создание или изменение объектов. Это может быть строительство моделей из конструктора, лепка из пластилина, рисование, создание поделок из бумаги или природных материалов и многое другое. Конструктивная деятельность требует от ребенка планирования, выбора материалов, выполнения задач и оценки результатов [14].
Планирование является первым этапом конструктивной деятельности. Ребенок определяет цель и задачи своей деятельности. Это может быть создание конкретного объекта, например, дома или машины, или выполнение творческого задания, такое как рисование картины. На этом этапе ребенок формирует представление о конечном результате и разрабатывает план действий [14].
Выбор материалов и инструментов — следующий шаг. Ребенок выбирает необходимые материалы и инструменты для выполнения задачи. Это могут быть строительные блоки, пластилин, бумага, ножницы, клей и другие материалы. Важно, чтобы материалы были доступны и соответствовали возрасту и уровню развития ребенка [14].
Выполнение — это этап, на котором ребенок начинает непосредственно создавать или преобразовывать объект. Он следует заранее запланированным шагам, используя выбранные материалы и инструменты. На этом этапе ребенок учится работать с различными материалами, развивает мелкую моторику и пространственное мышление.
Оценка результата — заключительный этап конструктивной деятельности. После завершения работы ребенок оценивает результат своей деятельности, сравнивает его с запланированным и, при необходимости, вносит коррективы. Этот этап помогает ребенку развивать критическое мышление и умение анализировать свои действия.
Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности в зависимости от возраста ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) дети только начинают осваивать конструктивную деятельность, и их действия носят преимущественно исследовательский характер. Они учатся использовать простейшие материалы, такие как кубики или крупные детали конструкторов, для создания элементарных построек, например башен или дорожек. Постройки в этом возрасте схематичны и часто выполняются по образцу, предложенному взрослым. Дети больше увлечены самим процессом, чем результатом, что способствует развитию мелкой моторики, координации движений и пониманию простых пространственных отношений, таких как «верх», «низ» и «рядом» [9].
В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) конструктивная деятельность становится более осознанной и самостоятельной. Дети начинают создавать более сложные постройки, используя разнообразные материалы, включая деревянные блоки и конструкторы с мелкими деталями. Появляется интерес к созданию построек по собственному замыслу, а не только по образцу. Дети начинают планировать свои действия, заранее представляя, что хотят построить. Постройки усложняются: дети комбинируют детали, создают композиции, такие как дома с окнами или гаражи для машин. Также в этом возрасте развивается интерес к коллективному конструированию, что способствует формированию навыков совместной деятельности со сверстниками [9].
К старшему дошкольному возрасту (5–7 лет) конструктивная деятельность становится еще более осмысленной и творческой. Дети способны создавать сложные и детализированные постройки, используя различные материалы, включая конструкторы, бумагу и природные элементы. Они начинают работать по схемам, чертежам и словесным инструкциям, что свидетельствует о развитии пространственного мышления и способности к планированию. Постройки становятся более реалистичными и функциональными: дети учитывают пропорции, симметрию и устойчивость конструкций. Творческий компонент играет важную роль: дети придумывают сюжеты для своих построек, объединяя их в тематические композиции, такие как город, ферма или космодром. Кроме того, развивается способность к анализу и оценке своей работы: ребенок может объяснить, что у него получилось, и что можно улучшить. Конструирование становится не только способом создания объектов, но и средством выражения собственных идей и фантазий [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс]: справочно-правовая система КонсультантПлюс // Документы. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 26.02.2025)
2. Бабушкина Т.М. Аппликация. Старшая и подготовительная группа. - Корифей. - Белгород. - 2010. - 45с.
3. Бадретдинова, Л.С. Теоретические основы изучения развития конструктивных умений дошкольников / Л. С. Бадретдинова, Е. А. Шанц // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2021. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026543 (дата обращения: 27.02.2025).
4. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников / А. В. Белошистая. – М.: Владос, 2013. – 300 с.
5. Буянова, Т. А. Аппликационная техника коллаж и её значение в развитии детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Буянова Т.А., С. Д. Каленчук // Актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований. материалы международной научно-практической конференции. - Москва, 2023. - С. 538-543.
6. Волкова, С. М. Педагогические условия сопровождения строительно-конструктивной игры дошкольников / С. М. Волкова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. сборник статей по материалам Третьей Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2023. - С. 79-84.
7. Высокова, Т. П. Особенности восприятия формы у детей дошкольного возраста / Т. П. Высокова // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики: психологическая и методическая поддержка субъектов образования в современных реалиях. Материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского в рамках XXIV международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «молодежь и наука XXI века». - 2023. - С. 14-16.
8. Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии: учебник / Э. М Галямова, В. В. Выгонов. – М.: Академия, 2013. – 176 с.
9. Голованова, Е. Г. Умение копировать образец как новообразование старшего дошкольного возраста / Е. Г. Голованова, О. В. Кузьменкова // Общество. - 2020. - № 2 (17). - С. 63-68.
10. Грибова, Е. П. Условия познавательного развития дошкольников / Е. П. Грибова, Т. В. Поштарева // Мультипликация кризисных сценариев в современном социуме и пути их преодоления: материалы международной конференции. Материалы международной конференции. - 2020. - С. 507-510.
11. Гурвиц, В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании / В.Н. Гурвиц // Наука и школа. – 2013. – №4. – С.125-127.
12. Гусарова, И. Л. Аппликация в детском саду / И. Л. Гусарова. - М.: Просвещение, 1968. - 64 с.
13. Дамба, И. Н. Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации / И. Н. Дамба, Ч. Б. Марзи, Ч. Т. Сагды // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 150-152.
14. Дятлова Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 536-537.
15. Жалолова, М. О. К. Характеристика восприятия в дошкольном возрасте / М. О. К. Жалолова, М. А. К, Тургунбоева // Психологическое здоровье населения как важный фактор обеспечения процветания общества. Материалы международной онлайн научной-практической конференции. - Екатеринбург - Фергана, 2020. - С. 301-303.
16. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.
17. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнерского образования: уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. М. Конышева. – М. : Академия, 1999. – 192 с.
18. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
19. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 154 с.
20. Лямина, М. С. Бумага и ножницы: творим чудеса / М. С. Лямина. - М.: Спарк. - 2010. - 398с.
21. Малышева, А. Н., Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 144 с.
22. Новикова, И. В. Конструирование из бумаги в детском саду / И. В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 96 с.
23. Нуриева, С. М. Аппликация в детском саду / С. М. Нуривева. - М.: Просвещение. - 2009. - 198с.
24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов– 4-е изд. – М.: ИТИ Технологии, 1997. – 944 с.
25. Осипова, М. Б. К вопросу о познавательном развитии детей дошкольного возраста / М. Б. Осипова // Вестник ТОГИРРО. - 2024. - № 3 (54). - С. 25-31.
26. Осмоловская, И. М. Дидактические идеи М. Н. Скаткина и их развитие / И. М. Осмоловская // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - №4 (25) – С. 55-62.
27. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования / Л. А. Парамонова. – М.: Мозайка-Синтез, 2017. – 234 с.
28. Программа "Развитие": (Основные положения) / Дет. центр Венгера. - Москва: Новая шк., 1994. – 63 с.
29. Слюсарская, Т. В. Не знаете, чем занять ребенка? Попробуйте аппликацию! / Т. В. Слюсарская // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы IX Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2023. - С. 381-384.
30. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В. Фешина. – М., 2017. – 131 с.
31. Фадеева, Е. Р. Развитие композиционных умений дошкольников в аппликации / Е. Р. Фадеева Е.Р., И. Н. Кожевникова // Методист дошкольного образовательного учреждения. - 2023. - № 43. - С. 50-56.