Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С появлением государственности одной из главных сфер деятельности государства является формирование и распределение средств бюджетной системы для постоянной и высокоэффективной работы органов государственной власти. Нынешняя ситуация на мировом рынке приводит к нестабильности финансовой системы регионов, которая в свою очередь накладывает ограничения на возможности развития [10, с. 63].
Государственные органы власти отвечают за создание баланса в бюджете, установление сбалансированности между доходами и расходами, что в настоящее время востребовано и актуально.
Первое бюджетное правило было создало Министерство финасов в нашей стране в 2004 году. За период 2004-2022 гг. в РФ было разработано четыре версии бюджетного правила. Вариант, действующий с 2018 года, включал в себя покупку валюты в Фонд национального благосостояния (ФНБ) при ценах на нефть Urals выше $40 за баррель. Цену ежегодно индексировали на 2%, и в 2022 году она была $44,2 за баррель. Если нефть ниже этих значений и бюджет недополучает доходы, то валюту продавали.
Созданный в 2004 году Стабилизационный фонд был поделен на Резервный фонд и ФНБ для накопления и управления частью доходов от экспорта нефти и газа страны в 2008 году. Он является одним из инструментов бюджетной политики РФ и направлен на обеспечение финансовой устойчивости страны в условиях колебаний мировых цен на нефть и газ. ФНБ управляется Центральным банком РФ и финансируется за счет части доходов от экспорта нефти и газа, выше установленного порогового уровня. Доходы свыше порога направляются в ФНБ, который в свою очередь инвестирует их в различные финансовые инструменты, включая государственные облигации, акции и другие активы
Целью данной работы является рассмотрение специальных бюджетных фондов в России.
Задачи:
- рассмотреть сущность бюджета;
- произвести анализ основных показателей исполнения планов по привлечению доходов и расходов в федеральный бюджет;
- описать резервный фонд Российской Федерации и Фонд национального благосостояния;
- рассмотреть резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций);
- описать динамику изменения объема ФНБ 2008-2023 гг;
- рассмотреть перспективы развития ФНБ.
Объект исследования – специальные бюджетные фонды в России.
Предмет исследования – перспективы развития специальных бюджетных фондов в России.
Глава 1. Государственный бюджет и особенности его структуры в России
1.1 Сущность бюджета
Согласно Бюджетному кодексу РФ «бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].
В БК также прописаны виды бюджетов, к ним относятся:
1. федеральный бюджет;
2. бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
3. местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Доходы и расходы государственного бюджета играют важную роль в социальноэкономическом развитии страны. В бюджет страны поступают доходы, которые затем в соответствие с заранее составленным планом перераспределяются на покрытие расходов государства и местного самоуправления. Государственный бюджет – это самый крупный и централизованный фонд денежных средств, который имеет форму и формируется Правительством РФ на будущий год, то есть с 1 января по 31 декабря.
Государственный бюджет имеет доходы и расходы. Доходы – это денежные средства, которые поступают в бюджет страны на основании БК РФ, а также налогового кодекса РФ и законодательства об иных платежах. К доходам можно отнести налоги и сборы, неналоговые поступления (штрафы, доходы от использования муниципальной собственности и др.) и безвозмездные поступления (сюда же относятся и межбюджетные трансферты). Также, в качестве доходов можно считать эмиссию денег, кредиты и займы, приватизация. Все вышеперечисленное относится к структуре доходов государственного бюджета.
Основную часть доходов составляют налоги. Их роль в регулировании социально-экономического развития велика. Так, государство перераспределяет средства, поступающие в бюджет страны, и за счет этого стимулирует различные виды социально-экономической деятельности.
Что касается расходов государственного бюджета, то это средства, которые государство затрачивает на финансирование частного и государственного производства определенных товаров и услуг, а также на реализацию различных государственных планов и национальных проектов, которые предусмотрены бюджетным планом.
Структура расходов состоит следующих направлений: национальная оборона, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, обслуживание госдолга и другие [1]. Все расходы планируются Правительством на будущий год и принимают форму проектов, которые могут реализовываться как на государственном уровне (национальные проекты), так и на уровне субъектов (региональные проекты).
Важную роль играют расходы государственного бюджета в развитии экономики. Государство поддерживает малый и средний бизнес за счет предоставления льгот, субсидий и грантов. Например, льготное кредитование или налогообложение. Это имеет важное значение, так как способствует закреплению предприятия на рынке, открытию новых рабочих мест, а также каждое предприятие – это дополнительный источник налогов.
Также, вкладывая деньги в предприятия, государство способствует развитию отраслей, повышению уровня конкуренции, за счет чего улучшается качество товаров и услуг, разрабатываются более эффективные технологии.
Далее рассмотрим роль государственных расходов в социальной сфере. Государство финансирует такие сферы жизни общества, как образование, здравоохранение, наука, культура, а также жилищные вопросы, поддерживает отдельные слои населения и многое другое. Например, существуют различные гранты и стипендии для студентов. За счет такой поддержки студенты могут реализовать свой потенциал в воплощении своих проектов, продвижении своих идей. Такой вид выплат государства способствует приобщению людей к науке. Финансирование в сфере здравоохранения предполагает такие цели, как, например, снижение уровня смертности, увеличение количества поликлиник и больниц и обеспечение их квалифицированными кадрами, повышение качества медицинских услуг в целом. Также важной частью является финансирование исследований в области медицины.
Перейдем к таким понятиям, как дефицит и профицит государственного бюджета.
Эти термины отражают связь доходов и расходов бюджета страны. Дефицит – ситуация, при которой сумма предполагаемых расходов государственного бюджета больше суммы налогов и платежей, которые возможно получить. Профицит – ситуация, когда при составлении бюджета сумма планируемых расходов меньше, чем сумма, которую можно получить за счет сбора налогов и платежей. Сбалансированность – наиболее оптимальное положение, когда расходы бюджета равные его доходам.
Существует несколько причин дефицита: чрезвычайные обстоятельства, вызванные стихийными бедствиями, войной и т.д., кризисное положение экономики, проблемы в финансовом законодательстве и др. [1]
Для того, чтобы покрыть дефицит, существуют определенные источники:
1. Государственные займы (внутренние и внешние);
2. Эмиссия денег.
Также выделяют такие способы, как пересмотр расходов государственного бюджета и повышение налогов и сборов.
Бюджетное правило – это инструмент фискальной политики, который помогает правительству управлять государственными расходами и контролировать бюджетный дефицит. Оно представляет собой правило, согласно которому уровень государственных расходов должен быть ограничен определенным уровнем, который зависит от доходов государства. Механизм бюджетного правила состоит из нескольких ключевых этапов.
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 08.11.2024)
2) Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" от 21.11.2022 N 448-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431759/ (дата обращения 08.11.2024)
3) Балахонцев С. В., Шурчанова И. И. Фонд национального благосостояния Российской Федерации: проблемы и тенденции развития//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 36. С. 1845-1850
4) Бенасси, Ж. Макроэкономическая теория: учебник / Жан-Паскаль Бенасси; перевод с англ. И. М. Агеевой, М. И. Левина; под науч. ред. М. Левина. Москва: Дело (РАНХиГС), 2022. 592 с
5) Быков А. Ю., Инфляция как феномен экономики // Наш современник. — 2022. — № 1. — С. 189-190
6) Гиниятуллина С.А. Фонд национального благосостояния России и его значение в экономике страны// Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики и информатики: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Бирск, Республика Башкортостан, 22-24 ноября 2023 г.). Часть I. - Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. С. 99-101
7) Голубенко Н. В. Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования// СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С, 74-79
8) Долженков А., Силуанов не испугался высоких ставок // Эксперт. — 2022. — № 6. — С. 44-46
9) Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы управления средствами Фонда национального благосостояния РФ и пути их решения. // Научные ведомости. — 2019. —No 4. — С. 652-654
10) Захаренко З.Т. Теоретические основы формирования регионального бюджета//СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей X юбилейной международной научной конференции. Курск, 2023. С. 63-67
11) Иванова Н. Г., Канкулова М. И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2023. 398 с.
12) Кислова Елена Геннадьевна РОЛЬ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ // Вестник экспертного совета. 2020. No2-3 (21-22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fonda-natsionalnogo-blagosostoyaniya-v-sovremennoy-ekonomike-rossii (дата обращения: 09.11.2024)
13) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение// https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения 09.11.2024)
14) О новой нормативной структуре средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте и золоте// https://minfin.gov.ru/ru/press-center?id_4=38327 (дата обращения 09.11.2024)
15) Пашихина Е. В. Совершенствование управления средствами ФНБ России на основе зарубежного опыта//В МИРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 91-93
16) Пуэн А. Е., Плотников В. А. Государственный бюджет и особенности его структуры в России// МЕНЕДЖМЕНТ И ФИНАНСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ. Сборник научно-практических статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Волгоград, 2024. С. 275-278
17) Радошнова Н. А. Резервные фонды местных администраций//НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 июня 2023 г., г. Тюмень). - Уфа: Аэтерна, 2023. – С. 79-80
18) Тимошенко Е.Г., Хорошева Е.И. Оценка структуры доходов и расходов государственного бюджета // Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики. 2023. С. 178-181.