Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важность темы заключается в том, что теория управления правоохранительной деятельностью возникла как самостоятельная концепция во второй половине XX века. Объектом изучения данной концепции стал орган внутренних расследований (ОВД). Данный факт свидетельствует о том, что правоохранительная система имеет множество функций, задач, подразделений, структурных единиц, кадровых, материальных и технологических ресурсов, совокупность которых делает ее более совершенной по сравнению с другими правоохранительными органами.
1.Общая характеристика организации системы управления в правоохранительных органах
1.1. Понятие, цели управления в правоохранительных органах
Сегодня правоохранительные органы по-разному называются властями разных уровней: кто-то называет их «правоохранительными органами», кто-то - «органами силового блока», кто-то - «спецслужбами» и так далее.
Некоторые ученые называют нотариат, адвокатуру и суды в Российской Федерации правоохранительными органами, другие считают, что нотариат, адвокатура и суды в Российской Федерации не являются правоохранительными органами. В связи с этим понятие правоохранительной деятельности и вопрос о наделении правоохранительных органов отдельными государственными полномочиями остаются актуальными и требуют дополнительного рассмотрения. Как известно, деятельность государственных учреждений в целом охватывает различные социальные сферы.
Понимание управления в органах внутренних дел и таможенных органах, как и характер управления оперативной деятельностью в силовых структурах, во многом пронизано кибернетическими концепциями.
Так, по мнению Г.А. Туманова, управление в органах внутренних дел - это сознательные и волевые действия органов внутренних дел и их структурных подразделений по повышению эффективности их функционирования для решения задач по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью.
1.2. Закономерности, принципы и проблемы управления в правоохранительных органах
Закономерности управления в правоохранительных органах - это основные зависимости между главными целями управления и различными условиями, необходимыми для их достижения, соблюдение которых руководителями гарантирует успех служебной деятельности исполнителей и функционирование организационных связей.
Знание, понимание и использование менеджерами таких закономерностей во многом определяет актуальность (на научном уровне) и, главное, устойчивый успех практической управленческой деятельности.
К сожалению, многие менеджеры воспринимают это как должное. Такое отношение во многом связано с тем, что большинство учебных и научных изданий не содержат информации о закономерностях управления. Те закономерности, которые иногда рассматриваются в теории управления, не всегда каким-либо образом доказываются. Чаще всего они просто предполагаются.
Исходя из сущности и назначения управления, его типологии и целей, а также учитывая положительный опыт управленческой деятельности в правоохранительных органах, можно сформулировать ряд управленческих закономерностей, образующих определенную систему:
1) Достижение целей административно-организационного управления определяется эффективностью формально организованной организационной структуры и функционирования организационных связей, их своевременным совершенствованием и развитием в соответствии с изменениями внутренних условий и внешней среды;
2) Достижение целей управления персоналом и ресурсами определяется эффективностью, своевременной поддержкой и развитием использования интеллектуального, психофизического и морального потенциала работников для выполнения задач, плановых заданий и разовых поручений;
3) процессный - достижение целей организационного управления определяется эффективным регулированием процессов исполнительской деятельности исполнителей (организационных единиц), их своевременным совершенствованием и развитием с учетом накопленного опыта.
Содержание планомерности административного организационного управления определяется следующими объективными условиями, то есть при соблюдении требований однонаправленности, профессионализма и последовательности в деятельности организационных единиц эти единицы могут более или менее успешно реализовываться для достижения тех целей, ради которых они, собственно, и создавались и функционируют.
Однонаправленность заключается в том, что конкретные цели (направленность) деятельности отдельных организационных единиц должны быть в конечном итоге подчинены общим целям (направленности) деятельности правоохранительной организации в целом.
Специализация проявляется в том, что деятельность отдельных организационных единиц должна быть направлена на достижение определенных конкретных целей или ограничиваться применением определенных средств (методов) для достижения тех же конкретных целей.
Согласованность» выражается в том, что деятельность отдельных организационных единиц должна осуществляться в определенном порядке, в определенной логической последовательности во времени и пространстве, в соответствии с их характером и интенсивностью.
«Эффекты регулярности» порождаются вышеперечисленными факторами, которые являются основой для формализации организационных связей, их структуры и функционирования, которые должны постоянно поддерживаться и обновляться под воздействием изменяющихся внутренних и внешних условий.
Суть регулярности управления-организации можно выразить следующей управленческой формулой
Успех = однонаправленность х профессионализм х последовательность. Проанализировав эти ситуации, можно вывести универсальную формулу успешного управления. Успех деятельности зависит от того, насколько исполнитель «знает», «умеет», «успевает» и «хочет» выполнять свои должностные обязанности, плановые задания и разовые поручения.
Во-первых, элемент «знать» предполагает, что исполнитель знает реальную внутреннюю ситуацию, свои должностные обязанности и права, цели, методы, средства, место, время, последовательность и интенсивность выполнения этих обязанностей, а также плановых и разовых заданий.
Элементы «может делать» и «располагает временем» означают, прежде всего, что исполнитель обладает необходимой компетенцией, навыками, временем и другими ресурсами, а также достаточными правами и дисциплиной для выполнения служебных обязанностей, плановых и разовых заданий.
Элемент «готовность» означает, прежде всего, заинтересованность исполнителя в эффективной трудовой деятельности, которая достигается путем активного использования различных стимулов и поощрения сознательного и творческого отношения к выполнению служебных обязанностей, плановых заданий и временных поручений.
Смысл организации человеческих ресурсов и ресурсов можно отразить в следующей формуле науки управления
Успех = знание х возможность х желание х готовность х время х готовность.
Содержание процессно-организационной закономерности управления предопределено тем объективным фактом, что только при эффективной предварительной подготовке и последующей координации, и инновации исполнители (организационные единицы) могут более или менее успешно реализовать различные процессы сервисной деятельности.
2. Особенности организации системы управления в правоохранительных органах
2.1. Принятие и организация исполнения управленческих решений в правоохранительных органах
Управление правоохранительными органами - сложный процесс, состоящий из двух основных этапов: выработки управленческих решений и их реализации. Любое, даже хорошее, управленческое решение бесполезно, если оно неправильно реализовано и исполнено.
Организация исполнения включает в себя деятельность, направленную на реализацию управленческих решений. Ее можно охарактеризовать как неотъемлемую часть процесса управления (управленческого цикла).
Теория организации часто описывает управление как деятельность, состоящую из ряда последовательных задач:
- Выдвижение управленческих гипотез;
- сбор, накопление, изучение и анализ информации
- Формулирование и принятие управленческих решений
- Доведение управленческих решений до исполнителей;
- Организация выполнения управленческих решений
- Управление реализацией управленческих решений, учет результатов управленческой деятельности
- Изменение первоначальных управленческих решений, принятие новых управленческих решений, корректировка системы управления по результатам контроля, учета и анализа реализации управленческих решений.
Под реализацией управленческих решений в правоохранительных органах следует понимать деятельность органа управления, организованную в соответствии с определенными требованиями и направленную на достижение поставленных в решении целей в определенных условиях деятельности и с помощью различных методов и форм управления.
Реализация управленческих решений в правоохранительных органах - это многогранная деятельность целого ряда должностных лиц. Она включает в себя не только индивидуальную практическую деятельность всех исполнителей (соответствующих подразделений), но и организационную деятельность лиц и организаций, ответственных за реализацию управленческих решений.
Таким образом, реализацию управленческих решений можно условно представить, как совокупность элементов одного из этапов управленческого цикла: организация выполнения управленческих решений и реализация мероприятий по выполнению поставленных задач.
Механизм принятия управленческих решений включает в себя предмет, требования, методы, формы и сам процесс реализации решений.
Субъектами, организующими реализацию управленческих решений в правоохранительных органах, являются руководитель, его заместитель и руководитель структурного подразделения.
Деятельность по организации исполнения управленческих решений (организационные задачи) завершается выполнением ими своих обязанностей.
Степень эффективности усилий практиков и результаты их работы оцениваются начальством при принятии общих управленческих решений, руководителем организации-исполнителя при разработке и декомпозиции общих управленческих решений, а также теми, кто непосредственно руководит практиками при решении конкретных задач для отдельных сотрудников правоохранительных органов.
В связи с большим разнообразием методов реализации управленческих решений их можно разделить на две основные группы: когнитивное программирование, которое применяется в основном на этапе формулирования и принятия управленческих решений, и организационное регулирование, которое применяется на этапе их реализации.
К организационным методам относятся смысловая, логическая и грамматическая интерпретация решений, устранение неоднозначных вопросов, разграничение и закрепление функций подразделений территориальной организации по реализации решений, децентрализация оперативных полномочий, установление целей, направлений и условий реализации решений путем создания схем, графиков и т. д. Он включает изучение качественного состава практиков, определение функциональных задач, распределение прав, критериев ответственности, распределение материальных и финансовых ресурсов, организацию системы отчетности о ходе выполнения решений, обучение и информационную поддержку практиков, рабочие заказы на начало выполнения работ, координацию усилий практиков, определение и осуществление контроля и т. д. Он также включает организационно-административные (административные), организационно-регламентные и организационно-технические методы, а также методы планирования сетей и программ. Каждый метод имеет свое содержание, характеристики и применяемые техники. Знание их определяет правильность выбора метода, что во многом соответствует специфике управленческих решений.
2.2. Проблемы организации управления в правоохранительных органах, пути совершенствования
В ходе проводимой институциональной реформы МВД России особое значение приобретает вопрос совершенствования структуры управления. Вместе с тем управленческая деятельность органов внутренних дел имеет свои особенности, которые проявляются в правоохранительном характере управления. В процессе управленческой деятельности органы внутренних дел осуществляют общие функции управления, такие как учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль. Кроме того, существуют и специальные функции, такие как защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности [4, с. 136].
Функции управления реализуются в конкретных действиях органов и персонала, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в конкретных формах управленческой деятельности. Существуют следующие группы форм управленческой деятельности: - легитимные формы: когда правовые действия влекут правовые последствия; - нелегитимные формы: когда правовые действия не влекут правовых последствий [5, с. 193]. К основным направлениям управленческой деятельности относятся организационная, информационно-аналитическая, контрольная и научно-методическая деятельность. Методы управления - это наилучшие способы достижения целей в конкретных условиях [1, с. 216].
Как правило, выделяют три группы методов управленческой деятельности в организациях органов внутренних дел: административные, организационно-распределительные и социально-психологические. Это связано с тем, что чем полнее совокупность методов воздействия на объекты управления, тем эффективнее может быть управление.
Заключение
Поэтому в современных условиях менеджмент в правоохранительных органах считается одним из важнейших факторов повышения эффективности служебной деятельности различных типов исполнителей - штатных, независимых, внештатных и нештатных - и достижения успеха различных организационных единиц. - Сами правоохранительные органы, их подчиненные органы (управления, отделы и т.д.) и ключевые звенья (штатные сотрудники, внештатные группы, бригады).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1 Бавсун И. Г. О возможностях совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на современном этапе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2016. -№ 14–1. — С. 216–217.
2 Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Городец, 2021.
3 Гриненко, А. В. Правоохранительные и судебные органы : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
4 Гриненко, А. В.Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020
5 Демиденко А. В. Проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2018. — С. 604–608.
6 Михаилов В. И. Некоторые вопросы организации управленческой деятельности в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2013. — № 2 (60). — С. 50–55.
7 Лиховицкая Е. П. Судоустройство и правоохранительные органы. Краткий курс. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2019. 224 с.
8 Маслеев А. Г., Бердюгина О. Г., Грибакина Э. Н. Профессиональная этика (в правоохранительных органах). — М.: Юстиция, 2020.
9 Орлова Ю. Ю. Сущность и содержание управленческой деятельности в органах министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 3. — С. 136–138.
10 Орлова Ю. Ю. Характеристика основных направлений управленческой деятельности в системе министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 8. — С. 192–196
11 Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2020.
12 Орлов Ю.К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Проспект, 2021.
13 Очаковский В. А., Баранов Д. О. Правила обращения сотрудников органов внутренних дел с гражданами // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 34. С. 19–23.
14 Пеньков М. В., Очаковский В. А. Проблемы применения мер административного пресечения // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 34-2. С.196–201. 5.
15 Правоохранительные органы России. Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2020.
16 Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2020.
17 Правоохранительные органы. Учебник и практикум / под ред. Поляков М.П. — М.: Юрайт, 2020.
18 Радченко, Н. С. Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел / Н. С. Радченко, А. И. Азарова, С. С. Грецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55757/