Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения возрастных и индивидуальных особенностей восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью значительно возросла в последнее время. Это обусловлено тем, что современное общество стремится к инклюзивности и интеграции, предоставляя равные возможности обучения и развития для всех детей, независимо от их физических или умственных особенностей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Анализ понятия «восприятие» в психолого-педагогической литературе
Восприятие как психологический и педагогический феномен представляет собой одно из ключевых понятий, изучаемых в различных научных дисциплинах. Оно играет важную роль в процессах обучения, развития и социализации личности. Восприятие связано с получением и обработкой информации, поступающей через органы чувств, и имеет решающее значение для формирования картины мира у человека. В психолого-педагогической литературе восприятие рассматривается как многогранный процесс, влияющий на обучение, познание и адаптацию индивида в социальной среде.[13]
Восприятие в психологических науках традиционно рассматривается как процесс, посредством которого человек интерпретирует сенсорную информацию, чтобы получить понимание окружающего мира. Этот процесс включает в себя организацию, идентификацию и интерпретацию сенсорных данных. Восприятие не ограничивается только ощущением физических стимулов; оно также включает в себя когнитивные процессы обработки информации, что делает его более сложным и многогранным.
Среди известных ученых, изучавших восприятие, можно выделить Вильгельма Вундта, который считается основоположником экспериментальной психологии. Вундт рассматривал восприятие как активный процесс, в котором сенсорные ощущения трансформируются в целостные образы посредством психических механизмов.[20]
Осваивая идеи Вундта, психологи гештальт традиции, такие как Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка, делали акцент на целостности восприятия. Они утверждали, что восприятие организовано по принципу «гештальта» — целостности, которая больше, чем сумма ее частей. Такой подход сосредоточен на взаимодействии между различными компонентами восприятия и их интеграции в единое целое.
Ещё один важный вклад в изучение восприятия внес Джеймс Джером Гибсон, который предложил экологический подход. Гибсон считал, что восприятие напрямую зависит от среды и является процессом извлечения информации из окружающего мира без необходимости умственных репрезентаций. Он акцентировал внимание на доступности информации в окружающей среде и на активной роли перципиента в её восприятии.
Б. Ф. Ломов и А. В. Запорожец в своей деятельности обращали внимание на системность и динамичность процесса восприятия в контексте психолого-педагогических исследований. Они анализировали, как развиваются и модифицируются перцептивные процессы в условиях обучения и взаимодействия.[16]
В педагогической сфере восприятие играет ключевую роль в процессе обучения. Оно обеспечивает восприятие учебного материала, способствует развитию когнитивных способностей и является основой для успешного присвоения знаний. Восприятие, как педагогическая категория, изучается в связи с воздействием различных факторов, таких как мотивация, эмоциональный заряд и индивидуальные особенности.[1]
Опираясь на исследования Дж. Брунера, можно отметить значимость понятийных моделей в обучении. Он выделял восприятие как важный компонент учебного процесса, который определяется когнитивной активностью и стремлением к установлению связей между уже известной и новой информацией.
Развитие перцептивных способностей учеников является одной из главных задач педагогов. Современные образовательные технологии активно используют мультимедийные средства, интерактивные методы обучения, которые способствуют более эффективному восприятию и усвоению знаний.[11]
Восприятие как сложный многогранный процесс оказывает существенное влияние на когнитивное развитие и социализацию индивида. Исследования, проведенные различными учеными, позволяют глубже понять механизмы и факторы, определяющие особенности восприятия. Понимание восприятия важно для оптимизации педагогических стратегий и создания образовательной среды, способствующей эффективному обучению и развитию учащихся. В современных условиях важно учитывать как классические, так и современные подходы к изучению этого феномена, чтобы успешно интегрировать их в практику педагогической деятельности.[22]
1.2 Клинико-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
Одной из крупнейших категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с когнитивными нарушениями. Интеллектуальные недостатки связаны с перманентными и необратимыми нарушениями в познавательной сфере, вызванными повреждениями коры головного мозга.
Особенности таких нарушений затрагивают высшие психические функции, включая когнитивную и эмоциональную сферы, моторные навыки, речь, а также регуляцию поведения. В результате у детей с интеллектуальными нарушениями возникают трудности или полное нарушение социальной адаптации.
Современная дефектология выделяет широкий спектр причин таких нарушений, которые условно делят на внутренние и внешние. Внутренние (экзогенные) причины включают проблемы на стадии формирования плода, инфекционные заболевания у матери во время беременности, употребление алкоголя и наркотиков, а также травмы. Более трети случаев являются врожденными. Внешние (эндогенные) причины связаны с серьезными заболеваниями или травмами в раннем детстве.
Согласно МКБ-10, нарушения интеллекта (умственная отсталость) классифицируются на четыре степени: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая (F70-F73). В педагогике также применяется классификация М.С. Певзнера, которая включает различные формы умственной отсталости, такие как нарушения нейродинамики и личностные расстройства.[23]
У детей с такими нарушениями наблюдаются проблемы с распределением внимания и речи. Отставание заметно на ранних этапах развития – оно проявляется в замедленном темпе и стереотипности действий, отсутствии спонтанной речи. Сюжетно-ролевые игры и воображаемые ситуации недоступны для них из-за несформированного абстрактного мышления.[17]
К концу дошкольного возраста дети с интеллектуальными нарушениями практически не справляются с задачами на воображение. Также характерны трудности с самоконтролем: дети импульсивны и не придерживаются социальных норм. Их самооценка и саморегуляция слабо развиты.[3]
1.3 Особенности восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью
У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью начальный этап развития перцепции оказывается едва начавшимся. Интерес к вещам и игрушкам пробуждает у ребёнка попытки изучения их свойств и взаимосвязей. Исследования показывают, что слабые и медлительные нервные процессы у таких детей препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию с взрослыми в первый год жизни, что выражается в отсутствии интереса к игрушкам и неактивности в хватании (Е.Н. Мастюкова, А.А. Катаева). Это в свою очередь приводит к неразвитости зрительно-двигательной координации и слабой ориентировке на свойства вещей.[8]
Интеллектуальные нарушения часто связаны с недостаточным развитием поверхностных слоев коры головного мозга, что приводит к проблемам с восприятием, включая сенсорно-перцептивные отклонения. Л.В. Занков отмечает, что у дошкольников с отставанием в интеллектуальном развитии наблюдаются проблемы с проприоцепцией, тактильными и болевыми ощущениями, недифференцированностью ощущений и затруднениями в адаптации органов чувств.
Согласно данным Т.Н. Головиной, дети с интеллектуальными нарушениями часто испытывают затруднения с распознаванием цветов. При этом эта способность у них развивается крайне медленно. Основные цвета малыши различают правильно, но описание сложных и слабонасыщенных оттенков вызывает сложности.[24]
Процесс восприятия у таких детей замедлен. Для усвоения информации, как визуальной, так и вербальной, им требуется больше времени. Характерно пассивное восприятие: дети не стремятся тщательно изучать объекты. Их обращение с игрушками часто ограничивается манипуляциями, которые не позволяют получить полное представление об объектах. Иногда они долго фиксируют взгляд на объекте, но часто быстро переключаются, не стремясь рассмотреть его подробнее. Таким образом, целенаправленные исследовательские действия встречаются редко.
Во втором — третьем годах жизни часто недостаточно самостоятельных ориентировок в действиях с предметами (А.А. Катаева, Э. Кулеша).[4]
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Уровень восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью
Исследование уровня восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью является актуальной задачей современной психологии и педагогики. Интеллектуальные нарушения у детей могут значительно влиять на их общие когнитивные способности, в том числе и на восприятие, которое лежит в основе познавательной активности. Понимание специфики восприятия таких детей позволяет разрабатывать эффективные коррекционные программы и образовательные стратегии, способствующие улучшению их адаптации в социальной среде и развитии когнитивных навыков.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №123, исследование принимали участие 6 детей с интеллектуальной недостаточностью.
Целью данного исследования является выявление особенностей уровня восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и определение возможностей коррекционного воздействия для улучшения их когнитивных функций.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Провести анализ литературных источников по вопросам особенностей восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Выбрать и апробировать психодиагностические методики, позволяющие определить уровень восприятия.
Провести исследование уровня восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием выбранных методик.
Обработать и интерпретировать полученные данные, выявив уровни восприятия (высокий, средний, низкий).
Разработать рекомендации по коррекционной работе, направленной на развитие восприятия у данной категории детей.
Методики исследования
Для изучения уровня восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью были выбраны три методики, каждая из которых раскрывает разные аспекты когнитивной активности.
Методика «Классификация предметов»
Цель: Оценка способности ребенка к восприятию и классификации предметов по общим признакам.
Оборудование: Набор картинок с изображениями различных объектов (игрушки, фрукты, мебель и т.д.).
Обработка данных: На основе ответов детей оценивается уровень способности к классификации. Высокий уровень — ребенок правильно классифицирует все или большинство предметов; средний уровень — допускает некоторые ошибки; низкий уровень — классификация выполнена неправильно или не выполнена.
2.2 Программа по формирования уровня восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью
Программа формирования уровня восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью направлена на улучшение их адаптационных способностей и интеграцию в социокультурную среду. Основной целью программы является развитие сенсорных и когнитивных способностей через специально организованные комплексные занятия, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Восприятие является важнейшим процессом психики, влияющим на качество овладения знаниями и умениями, и дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают в этой области значительные трудности. Поэтому развитие восприятия становится первостепенной задачей в их обучении и коррекции.
Цель программы: улучшение уровня восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью для повышения их общей учебной и социально-бытовой адаптации.
Задачи программы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.
Укрепление слухового восприятия и различения звуков.
Содействие в развитии тактильного восприятия и осязания.
Улучшение процессов обобщения и систематизации воспринятой информации.
Повышение уровня мотивации и интереса к обучающему процессу через активные формы работы.
Продолжительность программы: 10 занятий.
Занятие 1: Знакомство с формами и цветами
Цель: развить навыки распознавания и различения основных форм и цветов.
Заключение
Исходя из анализа понятия восприятия, можно сделать вывод о его критической роли в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью. Понимание того, как такие дети воспринимают окружающий мир, является основой для создания эффективных педагогических методик, способствующих их развитию. Восприятие, как активный процесс, требует внимательного подхода, поскольку оно напрямую связано с обучением и социализацией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев Б. Г. Психология и методология изучения человека: Учебное пособие. – Москва: Просвещение, 2020.
2. Анохин П. К. Биологические корни психологии. – Москва: МГУ, 2021.
3. Бетелева Т. Г., Цехмистренко Т. А. Адаптация детей с нарушениями интеллекта: Практическое пособие. – Москва: Издательство МПСИ, 2018.
4. Бобкова, Н. В. Специфика восприятия детьми с интеллектуальной недостаточностью. – М.: Питер, 2022.
5. Васильева, И. П. Возрастные особенности восприятия. – СПб.: Наука, 2021.
6. Гальперин П. Я. Основы психологии: Курс лекций. – Москва: Наука, 1997.
7. Герасимова, Т. А. Психология детей с особенностями развития. – Екатеринбург: Урал. ун-т, 2020.
8. Д. А. Фарбер. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: теоретические аспекты и методические рекомендации. – Санкт-Петербург: Речь, 2010.
9. Добролюбов, С. В. Инклюзия детей с интеллектуальными нарушениями. – Казань: Казан. ун-т, 2023.
10. Запорожец А. В. Психология детского возраста. – Москва: Просвещение, 2021
11. Захарова, Л. Б. Индивидуальные различия в восприятии. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
12. Иванов, М. А. Психология детского восприятия. – М.: Академический проект, 2020.
13. Кузнецова, Е. Р. Адаптация учебного процесса для детей с особенностями. – Омск: ОмГПУ, 2022.
14. Лебедева, А. Ю. Мультисенсорное восприятие у детей с РДА. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 2021.
15. Ломов Б. Ф. Восприятие: проблемы индивидуальных и возрастных различий. – Москва: Наука, 2020.
16. Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Социальная адаптация детей с ОВЗ. – Москва: Речь, 2015.
17. Морозова, Т. С. Формирование восприятия у детей с интеллектом ниже среднего. – Челябинск: ЧелГУ, 2023.
18. Орлова, С. Н. Эмпатия и восприятие у детей с интеллектуальными нарушениями. – Санкт-Петербург: Институт психологии, 2019.
19. Переслени Л. И. Психология детского развития: Учебник. – Москва: Академический проект, 2018
20. Петрова, Д. И. Влияние окружения на восприятие детей с ИН. – Воронеж: ВГУ, 2022.
21. Рожкова Л. А. Дети с задержкой психического развития: Психологическая помощь. – Санкт-Петербург: Питер, 2012.
22. Романова, Т. В. Проблемы социального взаимодействия. – Хабаровск: Дальневосточный ун-т, 2020.
23. Рубенштейн Л.С. Общая психология. – Москва: Институт психологии РАН, 1999.
24. Смирнова, О. А. Эмоциональное восприятие у детей с ИН. – М.: Высшая школа, 2023.
25. Столяренко Л. Д. Восприятие и воспитание. – Москва: Наука, 2013.
26. Тихомиров Н. А., Коваленко С. А. Возрастные особенности восприятия у детей. – Москва: Издательство «Мир», 2019.
27. Тихомирова, Н. В. Интерактивные методы обучения детей с особенностями восприятия. – Ярославль: ЯГПУ, 2021.
28. Цехмистренко Т. А., Бетелева Т. Г. Общая и специальная психология детей: Учебное пособие. – Москва: Издательство «Феникс», 2019.
29. Шевченко М. С. Психология восприятия. – Москва: Академический проект, 2021.
Шереметьева, К. М. Психологические аспекты формирования восприятия. – Краснодар: КубГУ, 2022.