Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе развития общества необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни актуализирует важность проблемы воспитания самостоятельной и творчески развитой личности. Специфика развития человека и человеческого общества заключается в процессе периодического преодоления пределов знаний, существующих потребностей, имеющегося опыта и создания новых продуктивных знаний, новых переживаний и потребностей новых. Изменение содержания, усложнение условий обучения и воспитания привели к необходимости поиска новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Современная концепция начального образования подчеркивает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, рассматривая его как меру общечеловеческих ценностей и отмечает, что «общее развитие личности, формирование ее способностей остается одним из основных целей образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Искусство» [1].
Согласно ФГОС, основными задачами реализации содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» являются: развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования.
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития начального образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы образовательных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на уроках и внеурочных занятиях ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развития творческих способностей детей.
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин; педагоги: Д.Б. Кабалевский Т.С. Комарова, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр, и др.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей, учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность – это равноправный компонент учебного плана школы.
Творческие способности - индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности.
В последние годы для развития творческих способностей школьников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях по рисованию.
Нетрадиционные техники рисования — это способ создания новых и оригинальных произведений искусства, в которых гармонично сочетаются цвет, линия и сюжет. Это прекрасная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя. О.А. Белобрикина, Р.Г. Казакова обращались к вопросу развития нетрадиционных техник рисования. Большинство нетрадиционных техник относится к спонтанному рисованию, где изображения являются результатом игрового манипулирования, а не результатом использования специальных изобразительных техник. Кроме того, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, позволяют им глубже прочувствовать свой жизненный опыт, освобождают их от неприятных переживаний и ставят их в позитивную позицию «творцов».
К нетрадиционным приёмам и техникам прикладной изобразительной деятельности относят различные смешанные техники, инновационные технологии. Направления, редко применяемые в детских заведениях общего типа. В настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с солёным тестом, с глиной и многое другое.
Проблема исследования заключается в выявлении нетрадиционных форм обучения по изобразительной деятельности и декоративно прикладному искусству в начальной школе посредством внеурочной деятельности.
Объект исследования: нетрадиционных форм обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Предмет исследования: нетрадиционных форм обучения на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе
Цель исследования: выявить изучить использование нетрадиционных форм обучения на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия нетрадиционные формы обучения.
2. Рассмотреть нетрадиционные техники рисования.
3. Раскрыть роль внеурочной деятельность по изобразительному и декоративно – прикладному искусству при обучении младших школьников.
4. Рассмотреть нетрадиционных форм обучения по изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧКЕИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность понятия нетрадиционные формы обучения
Творческая способность является уникальной чертой человека, позволяющей не только воспринимать реальность, но и изменять ее. Образ, созданный детьми в процессе их творческой работы, нельзя сравнивать с художественным образом, который создается взрослыми, поскольку дети не способны к глубоким обобщениям. Изображения, созданные ими, имеют разную степень выразительности, что зависит от общего уровня развития их способностей и навыков. [1].
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
На занятиях по изобразительной деятельности и декоративно прикладному искусству проводится фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения занятий не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у младших школьников удовлетворение от самого процесса рисования [12].
Нетрадиционные формы занятий представляют собой один из методов организации учебного процесса и воспитания детей младшего школьного возраста. В настоящее время педагоги, занимающиеся изобразительным искусством, наряду с классическими подходами, активно внедряют нестандартные техники рисования, чтобы стимулировать творческий потенциал малышей. Использование таких нетипичных подходов помогает детям накапливать знания и представления о различных объектах, материалах, их характеристиках и способах использования. Под понятием «нетрадиционные» подразумевается применение материалов, инструментов и методов рисования, которые не являются привычными, общепризнанными методами. Искусство рисования включает в себя совокупность специфических знаний, инструментов и приемов, с помощью которых создаются художественные произведения, а также умение работать с материалами и инструментами и использовать их правильно.
Ребенок, попав в учебное заведение, привлекается в плодотворную познавательно-изобретательную деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные методы и приемы вливается в исследование художественного навыка; с другой стороны, пробует себя в роли художника-создателя. Это требует от него творческого воображения и разумных действий, самостоятельности, решительности, умения применять опыт в новых условиях, своеобразие, ответственно относиться к собственной деятельности и деятельности ровесника, а также к получаемому результату. Применение нетрадиционных техник в обучении детей элементам и основным положениям изобразительного искусства, соответствует основной педагогической задаче: помогает организации эстетики окружающей ребенка среды, побуждению его творчества, подготовке к жизни в окружающем обществе.
1.2 Виды нетрадиционные техники рисования и декоративно – прикладной деятельности в начальной школе
Рисование имеет огромное значение в система школьного образования. В процессе рисования у детей младшего школьного возраста формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.
Нетрадиционные техники рисования, как средство обучения младших школьников. На сегодняшний день ведется активная работа в направлении выработки новых технологий развития детей младшего школьного возраста для того, чтобы максимально реализовать их творческие возможности [13].
Термин «нетрадиционный» означает использование новых материалов, инструментов и методов рисования, которые являются обычными и привычными. Нетрадиционный способ также означает сочетание традиционных материалов и различных приспособлений, которые могут быть использованы для изображения чего-либо. Нетрадиционный подход — это подход с использованием нескольких техник одновременно, в то время как художники предпочитают один вид техники рисования. Техника — это набор методов или приемов для выполнения какой-либо деятельности [15].
Нетрадиционные техники рисования стимулируют воображение, творчество, независимость, спонтанность и выражение индивидуальности через использование новых материалов, инструментов и методов рисования. Чем больше разнообразие материалов и инструментов, тем больше возможностей для развития живого творчества и тем выше мотивация к творчеству и рисованию.
В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. https://shsazonovskayar19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
2. Амосова И. Ю. Развитие творческого воображения младших школьников //Современная педагогика. – 2019. – №. 5. – С. 1-1.
3. Антилогова, Л.Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №2 (24).
4. Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010. - С. 189
5. Баллон, А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2014. – 300 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 448 c.
7. Гаврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности младшего школьника / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. – 2017. – С. 44-49.
8. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2015. с.56
9. Иванова, Т. В. Развитие воображения младших школьников – Курск: Региональный открытый социальный ин-т, 2015. – 84 с.
10. Карпенко, Н.А. К26 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография / Н.А. Карпенко, Т.А. Пульянова. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. – 80 с.
11. Львова С. В., Аракелян К. А. Развитие творческого мышления и воображения младших школьников //ЦИТИСЭ. – 2017. – №. 2. – С. 13-13.
12. Никифоров О.И. К вопросу о воображении / О.И. Никифоров // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 67-77.
13. Николаенко Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
14. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер. М: Москва, 2019 – с.198
15. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника / А.Г. Рузская. – Москва // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / сост. И.В. Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва: Академия, 2016.
16. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психология. – Санкт Петербург: Питер, 2017. – 368 с.
17. Смирнова, Е. О. Детская психология. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 304 с.
18. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2020. – 192 с.
19. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. Санкт Петербург – 2014. – с. 95