Фрагмент для ознакомления
2
История становления системы хореографического образования берет свое начало в первой половине XVIII века, когда указом императрицы Анны Иоанновны 4 мая 1738 года была создана «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». Ее идейным вдохновителем в те годы стал француз танцмейстер Жан-Батист Ланде. В комнатах Зимнего дворца в Петербурге, которые были специально оборудованы, началось обучение 12 русских мальчиков и девочек.
Императрица Екатерина II, очень любившая театр, в 1766 году учредила дирекцию придворных театров. Ее первый директор, И. П. Елагин, в 1779 году вместе со своим помощником Бибиковым составил и представил на подпись императрице документ, которым определялись все заведения, относящиеся к театральной дирекции (включая балет), назначались пенсии артистам, а также утверждалась Императорская театральная школа (позднее – Императорское театральное училище).
До этого момента на придворной сцене помимо приглашенных иностранных артистов и крепостных крестьян играли ученики Шляхетского корпуса, в котором с приходом на руководящую должность в 1766 году И. И. Бецкого преподавалась музыка, танцы, поэтическое и театральное творчество, а также талантливые в театральном искусстве воспитанники Петербургского воспитательного дома, организованного тем же Бецким в 1770 году. Московский филиал воспитательного дома (основан в 1763 году) позднее стал базой зарождения московской балетной школы.
После революции петербургское училище было расформировано на два учебных учреждения: балетное (хореографическое училище) и драматическое (Школа актерского мастерства, сегодня Российский государственный институт сценических искусств). Для работы на императорской сцене в России в XVIII-XIX веках приглашались представители европейского балета. Их школа усваивалась отечественными исполнителями, одновременно дополняясь русским стилем, национальной свободой и грацией. В итоге русская школа впитала в себя все самое лучшее из французской и итальянской балетных техник. Приглашенным представителем французской школы был Христиан Иогансон (ученик Августа Бурнонвиля), итальянской – Энрико Чекетти в Петербурге и Хосе Мендес в Москве [8].
Педагогическая система Агриппины Яковлевны Вагановой сформировалась в период значительных перемен в русском балетном искусстве конца XIX – начала XX века. Этот период был отмечен переходом от западноевропейских стандартов и канонов к формированию собственного, уникального стиля, который в дальнейшем станет известен как «русская школа» балета. В то время русское балетное искусство активно развивалось и стремилось к самостоятельности, ищущей свой выразительный язык, что сыграло значительную роль в формировании методики Вагановой.
Исторический контекст педагогической системы Вагановой заключается в том, что в XVIII–XIX веках для работы на русской императорской сцене были приглашены представители европейского балета. Их школа творчески усваивалась отечественными исполнителями, обогащаясь русским национальным стилем, эмоциональностью, высокой грацией и свободой. Было взято всё лучшее из французской и итальянской школ.
Затрагивая вопрос методики преподавания классического танца в XIX веке, здесь уместно обратить внимание на мнение самой Агриппины Яковлевны, когда в период пребывания в Императорском театральном училище с 1889 по 1897 года она обучалась в классах пяти учителей, где каждый «учил так, как ему заблагорассудится».
Более того, нельзя отрицать и тот факт, что французская методика, как считает сама А. Я. Ваганова, к концу XIX – началу XIX в. стала проявлять «черты упадка», в частности, преподаватели слишком много времени тратили на отработку изящества, благородства и мягкости исполнения, что в результате отразилось на вялости поз, бездушности рук с провисшими локтями, а также слабости исполнения виртуозных движений.
Начало XX века стало временем крупных реформ в системе подготовки танцовщиков. Русские балетные школы, включая Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге, стали активно пересматривать традиционные методы преподавания, которые зачастую не учитывали физиологические и психологические особенности танцовщиков. В это время стали подниматься вопросы о необходимости новых подходов, которые бы не только совершенствовали технические навыки артистов, но и развивали их как выразительных художников сцены. Эти поиски привели к появлению нового взгляда на тренировочный процесс и способствовали внедрению более глубоких и системных методов подготовки, к числу которых относится и методика Вагановой.
Ваганова, пройдя обучение в Императорском театральном училище, впитала и переосмыслила существовавшие методики классического танца, включая принципы, привнесённые такими педагогами, как Энрико Чеккетти и Мариус Петипа. Однако её система отличалась от них, так как Ваганова, основываясь на российской балетной традиции, стремилась не только к высокой технической подготовке, но и к достижению баланса между техническими и артистическими элементами танца. Её методика предлагала комплексный подход, включавший детальное изучение движений и акцент на развитие координации, пластичности и выразительности.
Создание системы Вагановой произошло в 30-е годы, когда была поставлена задача систематизации знаний в разных областях. Агриппина Ваганова занялась обобщением того, что на протяжении десятилетий использовали балетные педагоги, и накопленного ею собственного опыта, тем самым заложив основу академической методики преподавания.
Таким образом, исторический контекст педагогической системы Вагановой включал в себя потребность в более универсальном и выразительном подходе к подготовке балетных артистов, что обусловило её стремление к созданию методики, сочетающей техническое совершенство с артистической самобытностью [3].
1.2 Биография Агриппины Яковлевны Вагановой
Агриппина Яковлевна Ваганова родилась 26 июня 1879 года в Санкт-Петербурге. Она была младшей из трех дочерей. Ее отец, Акоп Ваганов, служил унтер-офицером в Астрахани, а в столицу переехал после отставки. В Санкт-Петербурге он работал капельдинером в театре. Семья жила в стесненных обстоятельствах, им приходилось ютиться в одном из подвалов на Офицерской улице. В 1889 году Ваганова поступила в Императорское театральное училище, где начался её путь в балете. Первым учителем Вагановой стал Александр Облаков. Сначала Ваганова не выделялась среди сверстников, однако благодаря трудолюбию и настойчивости постепенно развивала свои способности.
В 1895 году Ваганова окончила училище, получив на выпускном экзамене 11 баллов из 12. Однако ей пришлось остаться здесь до 17-летия: в театр до этого возраста не принимали. Она занималась хореографией в классе Павла Гердта.
После выпуска Агриппина Ваганова стала артисткой Мариинского театра (в то время – Императорского балета). У Агриппины Вагановой не было природных задатков, нужных, чтобы стать балериной: она не была высокой, изящной, пластичной. Ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Ваганова постоянно оттачивала свою технику: изучала приемы виртуозной итальянской школы и французского балета с его мягкой изящной пластикой. Занимаясь с Николаем Легатом классическим танцем, балерина начала вырабатывать свой собственный стиль. Особенностями ее техники специалисты называли «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения. Николай Легат поставил для своей ученицы сольную партию [12].
Сценическая карьера Вагановой была успешной, но ей редко поручали ведущие партии, и она в основном исполняла роли второго плана. В эти годы Ваганова познакомилась с отставным полковником Андреем Померанцевым и стала его гражданской женой. В 1904 году у танцовщицы родился сын Саша. Когда ее сестра умерла, они с мужем взяли в семью оставшихся сиротами племянников.
В 1914 году Агриппине Вагановой предложили станцевать партию в «Шопениане». Вышло это случайно: Тамара Карсавина, исполнявшая в постановке главную роль, подвернула ногу. Однако даже после триумфа на организованные Сергеем Дягилевым. Русские сезоны ее не пригласили. Только через год ей дали сольную партию в балете «Ручей», который имел оглушительный успех. Потом Ваганова играла Одетту–Одиллию в «Лебедином озере» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке» [14].
В 1914 году артистке исполнилось 36 лет. Ее карьера в Мариинском театре закончилась «за выслугой лет». С наступлением 1917 года в жизни Вагановой начались тяжелые времена: ее муж не смог смириться с политическими потрясениями в стране и покончил с собой. Чтобы прокормить детей, Ваганова выступала с концертами и начала преподавать. Устроившись преподавателем хореографии в частную школу, она поняла, что учить танцам – это ее призвание.
В 1921 году Ваганова начала преподавать в родном Императорском училище (позднее Ленинградское хореографическое училище). Здесь она и разработала свою методику, в которой соединила лучшие элементы российской и западной балетных школ, уделяя особое внимание координации, выразительности и пластике движений. Её работа стала новой вехой в балетном искусстве, и уже к концу 1920-х годов Ваганова приобрела признание как выдающийся педагог.
С именем Вагановой связано становление и развитие советской балетной школы, а также сохранение и приумножение традиций русского классического танца в сложный исторический период. В 1923 году Агриппина Ваганова выпустила своих первых учениц – Ольгу Мунгалову и Нину Млодзинскую, через год – Наталью Камкову и Елену Тангиеву. В 1925 году на сцену вышла Марина Семенова.
В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балета Мариинского театра. Спустя два года она поставила на его сцене «Лебединое озеро». Балерине присвоили звание народной артистки РСФСР (1934 год), балет шел в Мариинке еще 10 лет. В 1934 году она опубликовала свой знаменитый труд «Основы классического танца», который систематизировал её методику и стал классическим учебным пособием. Книга переиздавалась шесть раз и была переведена на многие европейские языки. Книгу называли «трудом, который должен попасть на книжную полку каждого артиста балета».
В 1937 году Ваганову освободили от должности художественного руководителя и предложили вернуться к преподаванию. Она вновь искала новые приемы, совершенствовала свою педагогическую методику. После эвакуации Ленинградского хореографического училища в Пермь Агриппину Ваганову вызвали преподавать в Большой театр. Через два года она вернулась в Ленинград и продолжила работу в училище. За достижения в области искусства Агриппина Яковлевна Ваганова в 1946 году стала Лауреатом Сталинской премии I степени.
Агриппина Яковлевна Ваганова ушла из жизни 5 ноября 1951 года, оставив после себя богатое педагогическое наследие и целую школу, которая на протяжении многих десятилетий является образцом балетного мастерства. В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу было присвоено её имя, и с тех пор оно известно, как Академия русского балета имени А. Я. Вагановой [11].
2 Основные принципы системы А. Я. Вагановой
2.1 Методические аспекты преподавания
Педагогические задачи в области педагогики балета имеют конкретный характер и конкретное выражение. Наиболее узко их можно свести к изучению новых движений классического танца и совершенствованию исполнения ранее пройденных на фоне постоянного развития природных физических способностей, координации, музыкальности и артистизма. Все это происходит в рамках учебного процесса во время ежедневных уроков классического танца, которые представляют собой необыкновенно сложную трудоемкую и рутинную работу, наполненную бесконечными повторениями в различных сочетаниях новых и ранее пройденных движений.
В балетной педагогике нашей страны, да и многих стран мира, такой опорой является система, выработанная профессором Агриппиной Яковлевной Вагановой, которая теоретически сформулировала и практически подтвердила важнейшие принципы выполнения поз и движений классического танца. Эта гениальная система, аналогов которой нет по сей день, была зафиксирована в бессмертном труде «Основы классического танца» в 1934 году.
Методические аспекты преподавания Агриппины Яковлевны Вагановой отражают её уникальный подход к обучению классическому танцу, который ориентирован на достижение гармонии между техническим мастерством и артистической выразительностью. Ваганова разработала систему, сочетающую детальный анализ движений, строгую дисциплину и акцент на эстетическое восприятие танца. Её методика была построена на глубоких знаниях анатомии тела и его возможностей, что позволяло танцовщику не просто овладеть техникой, но и двигаться естественно, пластично, избегая травм и чрезмерного напряжения.
Осмысленность – один из основных принципов методики Вагановой. Она приучала своих девочек не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Ваганова стремилась объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим.
Еще один основополагающий принцип методики Агриппины Яковлевны Вагановой заключался в том, что сначала девочка должна была освоить основные приемы хореографии строго канонически, выполнять их четко, без малейшей неточности. И лишь когда это было достигнуто, Ваганова, идя от личных особенностей каждой ученицы, начинала вместе с ней работать над выявлением индивидуальной окраски, присущей только этой начинающей танцовщице.
В основе системы Вагановой лежат несколько ключевых методических аспектов:
1. Формирование корпуса и координация. Ваганова уделяла особое внимание правильному положению корпуса, спины и плечевого пояса. Она считала, что центр тела – это основа для выполнения движений с максимальной точностью и устойчивостью. Правильная работа корпуса, как учила Ваганова, позволяет танцовщику достигнуть необходимого баланса, облегчает выполнение сложных движений и придает танцу выразительность.
2. Развитие выразительности движений. Один из важнейших аспектов методики Вагановой – это работа над выразительностью танцовщика. Она стремилась к тому, чтобы каждое движение передавало эмоции и смысл, обучая своих учеников чувствовать музыку и следовать её ритму и характеру. Ваганова уделяла внимание мелкой моторике и использованию рук, головы и взгляда, что помогало создавать цельный художественный образ.
3. Особенности тренировки ног. Методика Вагановой уделяет большое внимание выворотности ног и разработке силы стоп, поскольку эти аспекты считаются основой техники классического танца. Её система предполагает последовательное развитие выворотности и растяжки, с акцентом на осознанное выполнение каждого движения, что предотвращает ошибки и улучшает технику танца.
4. Развитие устойчивости и равновесия. Ваганова акцентировала внимание на правильной технике пируэтов и прыжков, требующей от танцовщика чувства равновесия и уверенности. Она ввела особые упражнения для укрепления мышц корпуса и ног, что позволяло её ученикам добиваться высокого уровня устойчивости.
5. Постепенность и систематичность обучения. Ваганова разработала программу, где упражнения и элементы балета изучаются и усложняются постепенно, по мере готовности танцовщика. Это позволяет ученикам овладевать техникой поэтапно, не перегружая физически, и формировать прочную техническую базу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. – 9-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2007. – С. 192.
2. Валукин, М. Е. Педагогический вклад А. Я. Вагановой в развитие школы классического танца // Вестник МГУКИ. – 2019. – №1 (63). – С. 216-219.
3. Громова, Е. В, Димура И. Н. Формирование профессиональной компетенции в сфере хореографического искусства: вперед к А. Я. Вагановой // Вестник Академии ру сского балета им. А. Я. Вагановой. – 2015. – №5 (40). – С. 81-87.
4. Громова, Е. В., Шивринская, С. Е. Педагогическое наследие А. Я. Вагановой как основа формирования профессиональных компетенций педагогов по классическому танцу // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2019. – №1 (42). – С. 138-140.
5. Дешкова, И. П. О Вагановой / И. П. Дешкова // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2021. – № 5(76). – С. 35-38.
6. Казанникова, О. В. Преподавание хореографических дисциплин в высших учебных заведениях. Изучение больших и малых классических поз на уроках по системе А. Я. Вагановой / О. В. Казанникова // Социализирующая роль танца в жизни человека: Сборник статей и материалов IV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 апреля 2022 года. – Санкт-Петербург: ООО "НИЦ АРТ", 2022. – С. 44-49.
7. Клименко, Н. А. Теоретическое наследие А. Я. Вагановой применительно к обучению классическому танцу в детских дошкольных образовательных учреждениях / Н. А. Клименко // Современные проблемы музыки и хореографии: Сборник статей и материалов I Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 сентября 2021 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – С. 23-26.
8. Нарская, Т. Б. Изучать прошлое - обеспечивать будущее / Т. Б. Нарская // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. – 2015. – № 4(40). – С. 45-46.
9. Папашвили, Г. А. Система А. Я. Вагановой в условиях современного образовательного пространства / Г. А. Папашвили // Теория, история и практика образования в сфере культуры: материалы XVII международной научно-методической конференции, Барнаул, 16 марта 2017 года. – Барнаул: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный институт культуры", 2017. – С. 105-109.
10. Попова, У. В. Сохранение и развитие системы хореографического образования. Становление в 20-е гг. Школы А.Я. Вагановой / У. В. Попова // Проблемы художественно-эстетического образования и воспитания в контексте социокультурных вызовов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 10 декабря 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 96-98.
11. Пушкина, И. А. А. Я. Ваганова: в зоне внимания - характерный танец / И. А. Пушкина // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2020. – № 2(67). – С. 53-61.
12. Силкин, П. А. Педагогическое наследие А. Я. Вагановой – урок классического танца. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – №. 1. – 2019. – С.75-78.
13. Старовойтова, Е. С. Пcихолого-педагогические методы и приемы обучения хореографии в системе профессионального образования / Е. С. Старовойтова // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция, Ереван, 25–26 октября 2019 года. – Ереван: Российско-Армянский университет, 2020. – С. 749-756.
14. Титова, О. А. А. Я. Ваганова у истоков обучения классическому танцу в России / О. А. Титова, Л. П. Сараева // Современные проблемы и тенденции развития хореографического образования: Сборник материалов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 16 декабря 2022 года / Отв. ред. О.Б. Буксикова, ред. М.Н. Амелина, Р.В. Трофимов, Д.В. Галушко. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023. – С. 159-165.
15. Черкашина, Т. В. Педагогические приемы развития мотивации в обучении классическому танцу. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2019. – №.3. – С. 197-201.