Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема школьной неуспеваемости. Эта проблема всегда была юудет для учащихся, учителей, родителей и общества в целом.
Неуспеваемость в школьном образовании можно определить как несоответствие образовательных результатов учащихся стандартным критериям, которое является результатом неспособности ученика полностью усвоить учебный материал и выполнить учебные задачи.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы профилактики школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте
1.1 Сущность понятия «школьная неуспеваемость»
Понятие неуспеваемости в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному, но в целом можно сказать, что неуспеваемость - это несоответствие уровня подготовки учащихся требованиям, предъявляемым школой к приобретению знаний, навыков и умений. Также неуспеваемость может быть связана с отсутствием у учащихся интереса к учебе или с проблемами в их личностном развитии [1, C.7].Для профилактики неуспеваемости важно своевременно выявлять и устранять все ее причины и факторы. Это может включать в себя работу с учащимися, направленную на улучшение их мотивации, помощь в преодолении трудностей в обучении, поддержку психологического здоровья и благополучия, а также решение любых проблем, связанных с социальными или медицинскими аспектами жизни учащихся.
Хотя в литературе не существует единого определения неуспеваемости, есть множество работ, посвященных методам ее решения. Один из таких методов — это анализ недостижимых условий, который помогает выявить причины неуспеваемости и разработать стратегии для ее преодоления.Таким образом, М. А. Данилов — российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, с 1959 года член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР – объясняет неуспеваемость мотивацией учебного процесса и его противоречиями. Согласно этому положению, неуспеваемость наступает тогда, когда нарушается противоположное единство способностей учащихся и требуемых от них [8, С.10].
Похожие мысли имеет и В. Оконь, известный своими работами в области дидактики, истории образования и психологии обучения. Автор говорил, что неуспеваемость — это нарушением взаимоотношений между учениками, преподавателями и внешними условиями [13, С.52].
П.П. Блонский, являвшийся одним из основоположников советской педологии, под неуспеваемостью понимает поведение и результаты обучения не соответствующие образовательным и дидактическим требованиям школы [3, С.233].
В психолого-педагогическом словаре: неуспеваемость учащихся – негативное отражение педагогической действительности, выраженное в глазах учащихся, не освоивших программу учебного года в общеобразовательном учреждении и имеющих задачу преподавания по двум и более предметам [5, С.76].
Поэтому главное направление Федерального государственного стандарта начального общего образования – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться [19].
Дубровина И. В. – советский и российский психолог, специалист по возрастной психологии. Доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО говорит о несоответствии обязательных требований школы в воспитании учащихся, развитии умений, формировании опыта творческой деятельности и развитии познавательных отношений. Мы выбрали это определение как рабочее [9, С.102].
Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный. А. А. Бударный занимался изучением отдельных аспектов проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников.Он пришёл к выводу о необходимости дифференциации обучения школьников путём выделения в классе трёх наиболее характерных по степени восприятия и понимания учебного материала групп учащихся.В основу деления была положена степень развития учебных возможностей школьников, которая определяется сочетанием способности к учению (обучаемости) и работоспособности.На основе дифференциации возможностей школьников А. А. Бударный разработал и принципы их обучения.Большое внимание он уделял необходимости создания классов для учащихся с низким уровнем учебных возможностей, описал содержание и методику работы в таком классе.
А.А. Бударный различает два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость - недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования [16, С.88].
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст приходится на период от 6 до 10 лет. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Мухина Т.К. отмечают, что в данном возрасте психические процессы учащихся радикально изменяются. Происходит изменение рода выполняемой деятельности: образовательная деятельность заменяет игровую, но игровая деятельность по-прежнему играет важную роль. Формируется позитивное отношение к учебе, укрепляются познавательные мотивы к обучению. По мере роста ребенка развиваются его интеллект, моторика, навыки социального взаимодействия и, конечно же, знания. Все это является благоприятным для развития навыков чтения в начальной школе [2].
Смена ведущего вида деятельности – с игрового на учебную – определяет значительные перестройки в развитии внимания обучающихся начальной школы. Младшему школьнику теперь необходимо сидеть в течение определенного количества времени и слушать учителя, при этом выполняя его различные задания.
В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе возбудительные процессы доминируют над процессом торможения. Дети младших классов очень эмоциональны и непоседливы.
Младший школьный возраст характеризуется повышением физической выносливости и работоспособности, но это развитие весьма относительно, поскольку для этого возраста нормальны повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и слабость. Учителя начальной школы знают, что после 20-25-минутного урока успеваемость детей значительно падает. Учащиеся устают от занятий, требующих активного участия [2]. Таким образом, построение образовательного процесса должно полностью основываться на особенностях возраста учащихся. Поэтому мы считаем необходимым кратко описать возрастные особенности младших школьников.
Из-за низкого развития внимания младшим школьникам бывает сложно сосредоточиваться и выделять существенное и несущественное, выделять признаки, что характерно для мыслительных операций. Поэтому младших школьников пугают новые и непонятные им задания.
Ситуация несформированности внимания в младшем школьном возрасте, описанная нами, практически не меняется в течение первых нескольких лет обучения в начальной школе. Но ближе к 3 классу наблюдается скачок развития произвольности внимания. Это напрямую определяется общим когнитивным и психическим развитием младшего школьника [8].
Волевое регулирование внимания развито слабо. Значительно лучше обстоит дело с непроизвольным вниманием, т. к. дети любопытны и любознательны, но и оно непродолжительно. Во время учебной деятельности, которая становится для них основной, дети приучаются к систематическому труду, но при этом нужно развивать как непроизвольное, так и произвольное внимание [1].
Средняя продолжительность концентрация внимания у младшего школьника колеблется в пределах 15-20 минут. Исследования психологов показали, что третьекласснику легче дается удерживать внимание при выполнении внешних действий (физическая активность, действия с предметами) нежели в процессе выполнения умственных операции [11].
1.3 Причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте
В данном разделе мы рассмотрим различные психологические аспекты, оказывающие влияние на успеваемость младших школьников.
Мотивация и интерес к учебе:
Мотивация и интерес к учебе - один из наиболее важных психологических аспектов, определяющих успеваемость младших подростков. Интерес к учебе является внешним мотиватором, который привлекает внимание ученика к изучаемому материалу и вызывает желание узнать больше. [2, С.115].
- Мотивация: Ученики, обладающие высокой учебной мотивацией, склонны более активно участвовать в учебном процессе и стремиться к достижению успехов. Снижение мотивации может быть связано с разными факторами, такими как отсутствие интереса к учебе, страх перед оценками или негативным опытом.
- Интерес к учебе: Уровень интереса к учебе напрямую влияет на мотивацию ученика. Когда обучение вызывает у ребенка увлечение и радость, он более склонен к активной деятельности и успешному учебному процессу [1, С.10].
Психологические особенности:
Индивидуальные психологические особенности каждого ученика могут оказывать значительное влияние на его успеваемость [2, С.154].
Глава 2. Практические аспекты работы учителя математики по профилактике неуспевающими среди младших школьников
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования заключалась в выявлении причин школьной неуспеваемости у обучающихся младшего школьного возраста. Исследование проходило на базе образовательного учреждения - МОУ «Туркинская СОШ», начальные классы.
В нем приняло участие 26 обучающихся 4 класса.
Учитывая многочисленные и вариативные причины школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте, анализ всех из них в рамках настоящей курсовой работы не производился. Но нами были выявлены несколько центрирующих причин, которые в большинстве своей могут стать причинами школьной неуспеваемости.
Среди психологических причин основной является мотивация к учению.
Для выявления школьной мотивации использовалась методика «Анкета для оценки школьной мотивации» Н. Г. Лускановой [12, C.96].
Процедура диагностики: реализация процесса осуществлялась в групповом формате; вопросы были даны в устной форме. Респондентам было предложено выбрать тот вариант ответа, который им казался наиболее подходящим.
Описание. Методика подразумевает классификацию мотивации к учебной деятельности на пяти основных уровнях:
2.2. Анализ результатов исследования
По результатам диагностики оценки уровня школьной мотивации выявились следующие результаты (Рисунок 1).
Рис.1. Результаты уровня школьной мотивации по Н. Г. Лускановой (в %)
Согласно полученным диагностическим данным, можем говорить о том, что для учеников 4 класса характерен третий уровень школьной мотивации (31%), который имеет средний показатель учебной мотивации. Порядка 15% учеников демонстрируют низкий уровень мотивации к обучению, что свидетельствует о их незаинтересованности в школе, трудностях в процессе успеваемости и усвоения материала. Двое из респондентов выполнили тестирование неверно, при этом уточнений от них не последовало. Это свидетельствует о том, что дети не желают выполнять задания по инструкции взрослого и выявляет низкий уровень мотивации к образовательной деятельности в целом.
Поведение в классе:
Активность: Во время наблюдения за учебными занятиями младших подростков отмечалась различная степень их активности. Некоторые учащиеся проявляли более высокий уровень активности, участвуя в уроке, отвечая на вопросы учителя и энергично выполняя учебные задания, в то время как другие проявляли более пассивное поведение.
2.3 Особенности работы учителя математики по профилактики неуспеваемости обучающихся
Выявление причин школьной неуспеваемости позволяет определить меры воздействия на их предупреждение.
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности [6].
Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
– в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
– сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход [6].
Рассмотрим выделенные положения более подробно.
Начальная школа является определяющим периодом во всей дальнейшей школьной успеваемости. Именно от заложенной учителями базы будет зависеть дальнейшие учебные успехи младших школьников.
На уроке необходимо обеспечить психологический комфорт для каждого обучающегося. Учителю необходимо обращать внимание на каждого ученика, в особенно если у него имеются трудности в обучении.
Для повышения мотивации к урокам математики можно использовать игровые технологии. Игровые задания способствуют не только повышению интереса к уроку, но и стремление быстрее выполнить задание. Младшие школьники во время игры более внимательны.
Одним из основных подходов к решению проблемы неуспеваемости является внедрение в практику математического образования психолого-ориентированных концепций обучения математике. Основными отличиями психолого-ориентированных подходов от традиционной практики математического образования являются процессы дифференциации и индивидуализации обучения математике. В этих подходах «каждый учащийся умен по-своему» (М. А. Холодная). Теоретические положения, разработанные в этих концепциях, являются методологическими основаниями для построения психолого-педагогического сопровождения школьников, не успевающих по математике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании рассмотренного теоретического материала по проблеме школьной неуспеваемости обучающихся младшего школьного возраста было установлено, что неуспеваемость – сложное и неоднозначное явление школьной действительности, которое влечет за собой различные подходы при его изучении.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулина, А.В. Педагогическая коррекция неуспеваемости учащихся начальных классов / А.В. Акулина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 6-3. - С.6-12.
2. Бабанский, Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости / Ю.К. Бабанский. – Ростов — на – Дону: Феникс, 1972. – 379 c.
3. Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский. — М.: Просвещение, 2006.- 548 c.
4. Вавилов, Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю.П. Вавило// Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №2. - С.19-24.
5. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М. : Просвещение, 2004. 326 с.
6. Гизатуллина, А.В. Предупреждение неуспеваемости младших подростов в процессе преподавания иностранного языка: автореферат дисс. кандидата педагогических наук / А.В. Гизатуллина. - М., 2008. - 82 с.
7. Головей, Л. Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Е. Головей. - М.: Юрайт, 2016 .374с.
8. Данилова, О.В. Школьная неуспеваемость. Психологические методы решения проблемы. Комплексное развитие психических свойств ребенка / О.В. Данилова // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С.91-99.
9. Дубровина, И. В. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей младших школьников / И. В. Дубровина // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М.: 1988. – 166 с.
10. Круглова, Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения / Н.Ф. Круглова. – М.: Вербум, 2004. – 120 с.
11. Курапова, Т.Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе / Т.Ю. Курапова// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2010. №8. URL: http://www.jurnal.org/articles/2010/ped36.html (дата обращения 21.03.2024).
12. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Фолиум, 1999. - 268 с.
13. Майорова, Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособие для школьного психолога / Н.П. Майорова. - СПб., 1988.
14. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. М..URL: https://school3.kchr.eduru.ru/media/2020/02/11/1250875158/Profstandart_Pedagog.pdf (дата обращения 20.10.2024).
15. Подгорнова, С.Ю. Причины неуспеваемости младших школьников / С.Ю. Подгорнова // Научный журнал. - 2017. - №7. - С.109-111.
16. Славина, С. С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина. - М. : Просвещение, 1986.- 217 с.
17. Тончеева, А.В. Причины неуспеваемости в школе / А.В. Тончеева // Профессиональная педагогика: новые вызовы и перспективы развития: сб.науч.тр. - М. Чебоксары: АПСН, 2011.- С. 99-103.
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 20.10.2024).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286. 59 с. URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 21.10.2024).
20. Цетлина, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлина. - М., 2007. - 120 с.