Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мода представляет собой способ самовыражения, и полностью избежать её влияния невозможно, поскольку она является частью современной культуры. Каждый человек сам решает, насколько значимы для него модные тенденции. В этом вопросе можно наблюдать крайности: от полного игнорирования влияния моды на поведение и образ жизни до её доминирующей роли в жизни индивида.
Модные тенденции из крупных городов распространяются по всей стране. В России на формирование и распространение этих тенденций влияют процессы, происходящие в фешен-индустрии городов-миллионников.
Санкт-Петербург, безусловно, всегда был уникальным культурным центром, способствующим зарождению и распространению модных направлений. В городе активно развиваются как дизайнерская мода с ограниченным тиражом, так и производство брендов, чьи товары уже на протяжении десятилетий продаются по всей стране.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что мода является неотъемлемой частью современного городского пространства, влияя на поведение людей и их потребительские привычки. Это становится ключевым аспектом при разработке концепций продвижения брендов производителей одежды.
Учитывая актуальность темы, цель исследования можно сформулировать следующим образом: проанализировать основные характеристики фешен-индустрии в современном культурном контексте Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Провести общую оценку фешен-индустрии в Санкт-Петербурге, включая анализ рынка, сегментацию, конкуренцию и расположение магазинов.
2. Изучить концепцию Melon Fashion Group, охватывая ее этапы развития и текущее состояние.
3. Определить недостатки концепции Melon Fashion Group и предложить пути для улучшения имиджа брендов компании.
4. Изучить модные коллаборации в Санкт-Петербурге (на примере ROGOV x ZARINA).
Объект исследования: Melon Fashion Group, модная коллаборация ROGOV x ZARINA.
Предмет исследования: концепция Melon Fashion Group и ROGOV x ZARINA в культурном контексте Санкт-Петербурга.
Теоретическую основу данного исследования составляют работы авторов, посвященные истории, социологии и философии моды, а также материалы из Интернета, результаты социологических опросов и исследования рынка одежды. Включены также ресурсы Melon Fashion Group и данные личных исследований авторов, касающиеся формирования концепции культурного кода бренда, который является объектом данного исследования.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. Общая характеристика фешен-индустрии в г. Санкт-Петербурге
1.1 Санкт-Петербург как центр фешен-индустрии
Современная фешен-индустрия в городском культурном пространстве имеет свои особенности, связанные с социально-экономическими изменениями последних пяти лет. Значительное воздействие на развитие модной индустрии оказала пандемия, когда большинство торговых центров и офлайн-магазинов закрылись, что способствовало активному росту интернет-торговли. Даже те, кто раньше скептически относился к покупке одежды и обуви онлайн, были вынуждены делать такие покупки, полагаясь исключительно на изображения и описания товаров на маркетплейсах.
После 2022 года, как и в других сферах бизнеса, на рынке модной одежды наблюдается тенденция к импортозамещению в связи с уходом иностранных брендов низкого и среднего ценового сегмента. В начале марта 2022 года руководство группы «Inditex» приняло решение приостановить свою деятельность в России. Позднее в Минпромторге РФ сообщили, что власти одобрили продажу российского бизнеса Inditex (АО «Новая мода»), включая магазины Zara, компании Fashion and More Management DMCC, зарегистрированной в одной из дружественных стран (Объединенные Арабские Эмираты).
В конце апреля 2023 года магазины Inditex начали открываться под новыми брендами: Maag (Zara), Dub (Pull & Bear), Ecru (Bershka), Vilet (Stradivarius).
В 2022 и 2023 годах продажи российских магазинов одежды, таких как «Спортмастер», GloriaJeans, Melon Fashion Group и Familia, увеличились примерно на 20-30%. Продажи дисконтных сетей также возросли более чем на треть, и эта тенденция продолжает сохраняться в 2024 году. Это свидетельствует о том, что ценовой фактор всё больше влияет на конкурентную динамику. В результате компании вынуждены активнее применять низкоценовые распродажи и более гибкую ценовую стратегию. Существуют несколько направлений, которые помогли стабилизировать российский рынок модной одежды на фоне ухода иностранных брендов.
Первым шагом, предпринятым с поддержкой российских властей, стала передача активов иностранных компаний, действовавших в российской фешен-индустрии, местным владельцам. Это произошло во многом с нарушением международного права, однако на фоне политической изоляции России этот факт остался без внимания. В результате произошел ребрендинг: известные десятилетиями марки получили новые, но созвучные названия и продолжили свою деятельность на тех же торговых площадках, что практически не сказалось на покупательском трафике [16].
Бренды, покинувшие российский рынок, также доступны для покупки через маркетплейсы. Однако остаётся открытым вопрос о подлинности этих брендов, особенно в сегменте «средний класс». Если ранее основным объектом незаконного копирования были товары класса «люкс», то с введением параллельного импорта контрафактная продукция стала встречаться и среди брендов среднего ценового сегмента.
Тем не менее, наибольшее положительное влияние на российский рынок может оказать развитие собственного производства и продвижение местных марок и брендов, как в сегменте «масс-маркета», так и в локальном. Это создаёт новые рабочие места и повышает конкурентоспособность отечественной швейной отрасли.
Ставка на локальные бренды и местные производства в своё время значительно способствовала развитию модной индустрии в Италии. Однако на состояние фешен-индустрии, помимо факторов производства, также влияет экономическая ситуация. В последние годы инфляция в России достигает рекордных уровней и значительно опережает рост среднедушевых доходов. В таких условиях происходит перераспределение потребительских расходов в пользу товаров первой необходимости. Экономия на одежде становится одним из первых направлений сокращения затрат, и потребители всё чаще обращают внимание на комиссионные магазины и секонд-хенды. Падение доходов совпало с резким ростом цен на продукцию отечественных фешен-брендов, которые ранее считались доступными.
Таким образом, россияне все чаще отдают предпочтение бюджетным российским брендам одежды, что приводит к значительному увеличению конкуренции в этой сфере.
Развитие модной индустрии в городе можно наблюдать по уровню спроса на свободные торговые площади в центральной части. Старо-Невская зона находится на этапе активной трансформации после закрытия магазинов международных брендов, реставрации фасадов и снижения пешеходного потока, что существенно изменило её облик [6].
Большое количество свободных площадей, доступных для аренды в начале 2024 года, уже к осени нашло своих арендаторов. К концу сентября вакантными остаются лишь 8,4% площадей.
Среди фэшн-ритейлеров, открывших свои магазины на Невском проспекте с начала 2024 года, только один бренд является международным – Eleventy из Италии. Треть всех новых открытий в сегменте одежды, обуви и аксессуаров составляют локальные петербургские марки, такие как Norppa, Bat Norton, Griol и другие. Также на рынок вышли два сибирских фэшн-ритейлера: Suborbia и Achers, предлагающие повседневную и женскую одежду соответственно. В то же время количество временно закрытых магазинов международных брендов уменьшилось с шести в начале года до двух в сентябре, среди которых Comme des Garcons и Brunello Cucinelli.
С января наблюдались несколько отдельных случаев «миграции» бутиков из одной фэшн-локации в другую. Например, магазин лимитированной одежды, обуви и аксессуаров Nikita Efremov переехал со Старо-Невского проспекта на Большую Конюшенную улицу, а магазин Radical Chic – на Большой проспект.
Тенденцию роста локальных брендов можно считать успешной, однако основной спрос на торговые площади по-прежнему формируют крупные концерны одежды, одним из которых является «Melon Fashion Group» (АО «МЭЛОН ФЭШН ГРУПП»).
АО «МЭЛОН ФЭШН ГРУПП» представляет собой компанию, которая включает в себя пять брендов: ZARINA, Befree, LOVE REPUBLIC, Sela и IDOL. При этом последний из брендов был представлен на рынке лишь в 2023 году.
1.2 Модная индустрия Петербурга в период пандемии
Пандемия внесла изменения в планы Петербурга стать модной столицей
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Артемцева, Н. Г. Отношение к моде как проявление адаптации молодежи в условиях мегаполиса и в регионах / Н. Г. Артемцева // Человек. Искусство. Вселенная. – 2024. – № 1. – С. 152-158.
2. Виниченко, И. В. Прогнозирование спроса в модной индустрии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11-1. – С. 140-142.
3. Герасимова, Ю. Л. Концепции моды : учебное пособие / Ю. Л. Герасимова, Г. В. Дегтярева. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 138 с.
4. Дана, Т. Fashionopolis: Цена быстрой моды и будущее одежды : практическое пособие. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022. – 352 с.
5. Долженко, И. Б. Цифровой маркетинг транснациональных корпораций индустрии моды // Журнал прикладных исследований. - 2021. - № 2-4. - С. 27-33.
6. Жалсанова, Б. М. Креативные индустрии в условиях творческой экономики / Б. М. Жалсанова. – Текст : электронный // Дизайн, мода, культурные индустрии : материалы VI Международной научно-практической конференции, Чита, 11–12 ноября 2019 года / отв. редактор М. И. Гомбоева. – Чита : Забайкальский государственный университет, 2019. – С. 148-153.
7. Заболотская, Е. А. Современные модели информационного потребления в сфере моды / Е. А. Заболотская – М. :Перо, 2022. - 24 с.
8. ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ К РАЗВИТИЮ ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ «МОДА (Материалы. Одежда. Дизайн. Аксессуары)», посвященная Фёдору Максимовичу Пармону: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Часть 2. – М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2021. – 239 с.
9. История моды: влияние иконических дизайнеров на современные тенденции. [Электронный ресурс]. URL: https://ltcollection.ru/help/news/istoriya_mody_vliyanie_ikonicheskikh_dizaynerov_na_sovremennye_tendentsii/ (дата обращения: 10.11. 2024 г.).
10. Каюмова, Р. Ф. Инновации как основа сотрудничества брендов в индустрии моды // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-4 (96). С. 125-128.
11. Каюмова, Р. Ф., Первушина, А. А. Быстрая мода: за и против //Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – №. 1-2 (91).
12. Конина, Н. Ю. Тенденции развития цифрового маркетинга и его влияние на рыночные позиции компаний потребительского сектора // Экономические науки. - 2023. - № 227. -С. 62-69.
13. Королева, Л. В. Западные тренды и петербургская мода // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 3. С. 28–35.
14. Люй, Я. Современные тенденции развития предпринимательства: творческая и коммерческая составляющие индустрии моды / Я. Люй, Н. В. Василенко // Креативная экономика. – 2019. – Т. 13. – № 11. – С. 2279-2288.
15. Люксовый ритейл: абсурд или сколько мы переплачиваем за раскрученные бренды. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/blogs/45615/19833 (дата обращения: 10.11. 2024 г.).
16. Музалевская, Ю. Е. Вестиментарная мода как культурно-эстетический феномен / Ю. Е. Музалевская // Вестник культуры и искусств. – 2024. – № 2(78). – С. 83-90.
17. Тюменев, Ю. Я. Материалы для процессов сервиса в индустрии моды и красоты : учебное пособие / Ю. Я. Тюменев, В. И. Стельмашенко, С. А. Вилкова. - 3-е изд., стер. – М. : Дашков и К°, 2023. – 399 с.