Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одним из путей решения проблемы успешного обучения в любой образовательной системе является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе, проектных. Всё большее количество педагогов используют в своей образовательной практике проектные образовательные технологии, в том числе, работу над социальными проектами.
Глава 1. Теоретические основы процесса разработки социальных проектов в условиях реализации ФГОС
1.1. Анализ понятия проектные технологии в современной образовательной среде
В современном образовании, в условиях требований ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузами, присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать, что трансляции педагогом знаний по своему предмету сегодня в образовательном процессе будет недостаточно. Главная задача педагога сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность субъекта [4].
К целям проектной деятельности относят следующие цели:
-формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;
-переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
-формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;
-развитие психических процессов школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и др.);
-воспитание у школьников ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
-эффективное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
Компетентный педагог имеет высокий уровень научно-теоретической и практической подготовленности к творческой педагогической деятельности и
эффективному взаимодействию с учениками в педагогическом процессе на основе использования современных образовательных технологий для достижения высоких учебных результатов. Учитель несомненно хорошо представляет необходимость использования таких образовательных технологий как: коллективный способ обучения, проектный метод обучения, игровая технология, проблемное и модульное обучение и др. Сегодня практически все учителя используют в образовательном процессе мультимедиа [13].
1.2. Особенности разработки социального проекта в условиях реализации ФГОС
В ходе работы над проектом, задача педагога заключается в формировании личностного потенциала каждого ученика. Это именно то, что отличает инновационную образовательную модель от традиционной, классической модели образования, когда педагог сам выступал в роли источника информации. Инновационные технологии позволили перейти на проблемно-ориентированное обучение. В этом процессе образовательные задачи решаются на основе реально существующих проблем [10].
Все основные педагогические инновации связаны с применением интерактивных форм и методов обучения и это никак не зависит от конкретного названия той, или иной, инновационной образовательной технологии. Внедрение интерактивных форм и методов обучения в учебный процесс в настоящий момент является одним из важнейших направлений совершенствования обучения школьников. Сегодня выделяют три формы взаимодействия педагога и школьника:
1. Пассивная форма.
2. Активная форма.
3. Интерактивная форма.
При пассивной форме взаимодействия все основные действия и инициативы исходят от педагога. Ученики при этом лишь слушают учителя. Нельзя говорить о том, что эта форма взаимодействия сегодня полностью исключена из образовательной среды. При активной форме взаимодействия учитель и ученики являются равноправными участниками педагогического процесса. Такого рода взаимодействие называется субъект – субъектными отношениями и именно такие отношения сегодня регламентирует ФГОС.
При интерактивных формах взаимодействия происходит общение не только между учеником и учителем, но и между самими школьниками. Здесь важно отметить, что эти взаимодействия доминируют в образовательном процессе и это связано со степенью активности субъектов образования. Ведущей задачей преподавателя при этом является создание условий, которые были бы комфортными для каждого из учеников. Лишь в этом случае каждый почувствует свою успешность в процессе обучения [9].
В целом, можно говорить о том, что современные образовательные технологии, которые реализуют сегодня в образовании, включают в себя следующие аспекты:
-наличие информационно - коммуникационных технологий;
-обучение учеников в сотрудничестве, что подразумевает их командную и групповую работу;
-наличие технологий игрового, делового и ролевого характера;
-дистанционные технологии обучения и др.
В самом образовательном процессе большую роль играет исследовательская составляющая. Исходя из этого обязательного требования ФГОС, сегодня педагоги большое значение придают исследовательским и проектным методам обучения. Метод проектов – это один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков, их практическому применению во взаимодействии с окружающим.
Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Он позволяет сочетать коллективное и индивидуальное, в педагогическом процессе. Это технология, которая обеспечивает рост личности ученика и позволяет фиксировать этот рост. Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности учеников. Темы проектов учащихся должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности [18].
Глава 2. Практические аспекты разработки социального проекта по популяризации здорового питания
2.1. Педагогические условия разработки социального проекта по популяризации здорового питания
При работе над социальным проектом можно выделить основные 4 этапа:
1. Поисковый – выдвижение проблемы и поиск информации.
2. Конструкторский – выбор лучшего варианта.
3. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.
4. Заключительный – оформление и защита проекта.
Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках, часто называются творческими. Таким образом, проект – это 6 «П». Проблема. Поиск информации. Проектирование. Продукт. Портфолио. Презентация.
Этапы работы ученика над проектом:
1. Введение в проектную деятельность. Знакомится с требованиями. рекомендациями, планом выполнения. Получает первичную информацию о проектной деятельности.
2. Определение и утверждение тематики проектов. Ученик выбирает тему проекта и утверждает ее.
3. Составление графика работы над проектом. Ученик составляет план-график работы над проектом.
4. Подбор и анализ литературных источников и других материалов. ученик обсуждает с различными специалистами ход выполнения проекта и посещает промежуточные консультации.
5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта. Оформляет проект и отвечает на вопросы в Листе контроля.
6. Контроль за оформлением проекта. Ученик предварительно защищает проект в группе.
7. Организация и проведение предзащиты проекта. Доработка проекта.
8. Контроль за доработкой проекта.
9. Защита проекта.
10. Обсуждение результатов работы.
11. Подведение итогов.
Работа над проектом. Актуальность проблемы. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать. Предположим, что ученик выбрал тему социального проекта по популяризации здорового питания. На начальном этапе ученик рассматривает несколько идей по проблемам и вопросам здорового питания, поскольку здесь может присутствовать достаточно много факторов. Речь может идти о режиме дня, способах длительной сохранности продуктов и др.
Продвигаясь в ходе проекта от общего к частному, ученик останавливается на одной из выбранных тем (пример: сохранность продуктов с помощью фторполимерных плёнок и др.) и далее работает над актуальностью рассматриваемой проблемы. Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели и корректирует работу. Вариант проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями. Собирается и обсуждается информация по теме.
После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется карта разработки проекта, подбираются инструменты, материалы и др.
Учитель корректирует последовательность действий работы над проектом в каждой ученической группе.
2.2. Методические рекомендации по разработке социального проекта по популяризации здорового питания
Каждый субъект должен осознавать, что именно понимается под результатами его личной учебной творческой деятельности, её цели и перспективы. Педагог, в процессе проектной деятельности формирует у обучающихся критическое мышление и объективное отношение к миру, нацеливая при этом каждого обучающегося на созидательные и творческие процессы. Это позволяет говорить о формировании рефлексивных способностей младших школьников.
Прежде чем приступить к работе над индивидуальным или групповым проектом, педагог рассматривает общие проблемы, к примеру, проблемы здоровьесбережения при увеличении срока хранения продуктов питания. Он обращает внимание учеников на то, что в настоящее время всё большее количество людей озадачены проблемами здоровьесбережения. В этом процессе существует множество факторов, которые оказывают непосредственное влияние на здоровьесбережение, но очевидно, что именно здоровое питание будет рассматриваться в первую очередь.
Заключение
В ходе анализа научной и психолого – педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Современный образовательный процесс на каждой ступени обучения регламентируется требованиями ФГОС. В современном обществе востребованы многие личностные качества субъекта, в частности, самостоятельность в решениях и преодолении задач, творческая самореализация, творческий подход, самоконтроль, самоактуализация, самооценка и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С. 299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению / Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 12.11.2024).
5. Гаврикова, Д.С. Анализ взаимосвязи здорового образа жизни населения и экономики России [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: V Междунар. студенческая электрон.науч. конф., 15 февр. - 31 марта 2013 г. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3429.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
6. Голикова, В.В. Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья школьника. Педагогический опыт: теория, методика, практика / В.В. Голикова // Чебоксары. - 2020. - N 1 (2). С. 136-137.
7. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 12.11.2024).
8. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 12.11.2024).
9. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.11.2024).
10. Емельянова, Т.В. Игровые и проектные технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 12.11.2024).
11. Иванова, Т.М. Упаковка и Сервис. Новый продукт. Реальность и перспектива 21 века // журнал «Пакет», 2010. - № 1. – С. 15-17.
12. Крючкова, В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – 148 с.
13. Кудрякова, Г.Х. Пищевые плёнки [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.solidwaste.ru (дата обращения: 12.11.2024).
14. Копылова, В.Б. Место и роль проектных технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 12.11.2024).
15. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – N 1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 12.11.2024).
16. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 12.11.2024).
17. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 12.11.2024).
18. Обдалова О.А. Учет когнитивных особенностей школьников как способ индивидуализации процесса обучения // Язык и культура. 2023. № 2 (22). С. 110–115. https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000463657/SOURCE1
(дата обращения: 12.11.2024).
19. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред. Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.11.2024).
20. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 12.11.2024).