Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обучения чтению учащихся начальных классов является одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день.
Формирование навыков чтения в период начального школьного обучения является основной основой и служит залогом успешного развития учебной деятельности в дальнейшем при ее включении в систематическое школьное образование.
Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, а также наличие некоторых навыков, которые не развиваются самостоятельно.
Трудности в процессе обучения чтению могут свидетельствовать о проблемах в развитии того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Недостаточное развитие навыков чтения приводит к нарушению мыслительных процессов и формирования памяти у детей. Этот тип нарушения приводит к медленной обработке информации и, как следствие, к низкому качеству обучения.
Актуальность работы заключается в формировании навыка чтения как совокупности сложных навыков и умений, которые базируются на знаниях и развиваются в ходе изучения всех школьных предметов. Развитие комплексных навыков чтения у учащихся начальных классов, обучение правильному, осознанному, свободному и выразительному чтению является одной из главных и, несомненно, актуальных задач начального образования.
Цель исследования - рассмотреть деятельность учителя по формированию читательского навыка на уроках литературного чтения в начальных классах.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «читательский навык» и его компоненты;
2. Описать психологические и физиологические особенности младших школьников для формирования навыка чтения;
3. Рассмотреть условия и приемы формирования читательского навыка у младших школьников;
4. Провести диагностику развития читательского навыка у младших школьников;
5. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию читательского навыка у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс формирования читательского навыка у младших школьников.
Предмет исследования - деятельность учителя по формированию читательского навыка на уроках литературного чтения в начальных классах.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных педагогов: Т.В. Ахутина, М.В. Ермолаева, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Р.А. Ткачева, Н.И. Жинкин, С.С. Мухина, М.Е. Хватцев, Т.А. Фотекова, Л.С. Цветкова.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, педагогическое проектирование.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, родителями, педагогами дополнительного образования для формирования беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения у младших школьников.
База исследования:
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1Понятие читательский навык и его компоненты
Чтение – это вид речевой деятельности. В соответствии с М.Р. Львовым «Чтение – это процесс кодирования графически написанного текста в звуковую речь, его понимания (при чтении вслух) или непосредственного кодирования в смысловые единицы (при самостоятельном чтении)» [19, c. 54].
Характеристика чтения – понимание текста, ее цель – решение конкретной задачи: узнать и повторить точку зрения автора, а затем читатель реагирует на эту точку зрения.
Нами были выделены три подхода в отношении сущности понятия «чтение», позиционированных тремя авторами:
По А.Н. Корневу чтение - это сложный вид деятельности, состоящий из ряда операций. В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (способ, правильность, беглость) и смысловую (осознанность) [11, с. 51].
Процесс чтения по А.Н. Корневу представляет собой:
― узнавание буквенного символа в его связи со звуком;
― соединение букв в слог (слогослияние);
― объединение слогов в слово;
― интеграция слов в законченную смысловую фразу [11, с. 67].
Л.С. Цветкова отмечает, что: «Современная психология рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом восприятия (зрительного) – с другой» [26, c. 98].
Р.И. Лалаева определяет чтение как сложный психофизиологический процесс, в его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы [13, с. 46].
Навыки чтения – это конкретные навыки и способности, которые необходимы обучающемуся в процессе прочтения и понимания текста. Это, прежде всего, понимание сказанного в тексте, правильное произношение слов, выразительное чтение, внимание к знакам препинания и содержанию, темп чтения [9, с. 14].
Навыки чтения состоят из таких компонентов, как осознанность (понимание), точность, экспрессия, темп (скорость) чтения и способ чтения. Выделенные компоненты по утверждениям М.Р. Львова, сначала формируется и используется ребенком как навык, а в процессе практики постепенно поднимается до уровня освоения, то есть с легкостью появляется автоматически. В результате возникают два аспекта навыков чтения - смысловой, который поддерживается процессом понимания прочитанного, и технический, который подчиняется первому и обслуживает его. Приоритетом здесь является смысловой аспект, то есть осмысление и понимание прочитанного текста [19, с. 58].
Осознанность является ключевым звеном во взаимопонимание между этими компонентами. Осознанность авторского замысла трактуется как понимание художественных средств, реализующих эту идею. Ее уровень зависит от необходимого жизненного опыта, понимания лексического значения слов, их сочетаемости и ряда методических условий. Понимание прочитанного тесно связано с пониманием значения каждой единицы языка: слов, словосочетаний, предложений.
Осознанность предполагает, что учащиеся овладели техникой чтения и процесс обучения продолжается без затруднений. Анализ проводится с точки зрения содержания и художественных средств, чтобы учащиеся поняли текст. Таким образом, важнейшим условием осмысленного чтения является понимание содержания [28, c. 35].
Правильность чтения – это чтение без ошибок, влияющих на смысл прочитанного. Развитие правильности чтения идет по двум направлениям:
- использование некоторых упражнений, направленных на улучшение зрительного восприятия, регуляцию дыхания и развитие артикуляционного аппарата;
- применение принципа многократного чтения при изучении художественных произведений. Предложен он был М. И. Омороковой, а описан В. Г. Горецким и Л. Ф. Климановой [28, c. 36]. Принцип заключается в том, что при анализе текста учащийся перечитывает семантически важные отрывки. Таким образом, они не только понимают идею произведения, но и получают быстрое и правильное прочтение [16, c. 214].
При оценке уровня понимания прочитанного текста проверяется понимание содержания текста (персонажи, диалоги, значение слов и т. д.) и идейный смысл произведения (что хочет сказать автор).
Беглость – это скорость чтения, определяющая понимание прочитанного текста. Эта скорость измеряется количеством печатных символов, прочитанных за единицу времени (обычно слов в минуту). Скорость чтения должна находиться в оптимальном диапазоне с учетом возраста и динамики умственной деятельности учащихся. При определении скорости чтения следует учитывать, что она зависит от темперамента ребенка [12, c. 82].
Выразительность – это способность посредством устной речи донести до слушателей основную идею произведения и отношение к нему. Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Л.А. Горбушина утверждает, что выразительно прочитать текст – значит найти язык, способный передать все мысли и чувства произведения согласно замыслу писателя [6, c. 85].
Способ чтения – необходимая составляющая техники обучения, влияющая на другие ее аспекты. Есть пять основных способов чтения [2, с. 69].
Продуктивные методы: плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Скорость (темп) чтения напрямую связана со способом чтения и понимания [14, с. 114].
Современные научные исследования показывают, что чтение – сложный психофизиологический процесс, который осуществляется разными анализаторами (зрительным, речево-двигательным, слуховым) и деятельностью разных систем мозга. Все это позволяет свидетельствовать, что процесс преодоления нарушения чтения носит сложный комплексный характер.
Т.Г. Егоров выделил три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации:
- аналитический, на котором осуществляются процессы восприятия, произношения и понимания, т.е. этап изучения букв, превращения букв в слоги и слова. Осуществляется послоговое чтение;
- синтетический – на данном этапе обучающийся уже способен читать целые слова. На данном этапе характерной чертой является возможность интонировании при чтении;
- этап автоматизации – характеризуется самостоятельным чтением, полным пониманием прочитанного.
По словам Т.Г. Егорова, младший школьник находится на первом этапе развития навыка - аналитическом. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте [8, с. 11].
Т.Г. Егоров также выделит особенности развития навыков чтения в младшем школьном возрасте (Рисунок 1) [8, с. 18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/ (дата обращения 07.11.2024).
2. Андреев, О.А. Учимся читать быстро / О.А. Андреев. - М.: «Университетское», 2012. - 192 с.
3. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: БАЛАСС, 2012. - 160 с.
4. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2010. - 360 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. - 476 с.
6. Горбушина, Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие для учителей / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
7. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие / Л.П. Доблаев. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. - 69 с.
8. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1953. - 264 с.
9. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя / В.Н. Зайцев. - М: Просвещение, 2012. - 32 с.
10. Канцева, М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения / М.Н. Канцева. - Оренбург. Изд. ООИУУ, 2013. -198 с.
11. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А.Н Корнев. – СПб: МиМ, 1997. – 141 с.
12. Кузнецова, Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. - С. 81-83.
13. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
14. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум для студентов высших педагогических уч. Заведений / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2019. - 512 с.
15. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
16. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и пед. Психологии / А.А. Леонтьев. - М.: Издательство МПСИ, 2004. - 535 с.
17. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: «Знание», 2010. - 96 с.
18. Лурия, А.Р. Язык и сознание, под ред. Е. Д. Хомской / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1979. - 319 с.
19. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская; под ред. М.Р. Львова. - М.: 2012. - 464 с.
20. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 2019. - 224 с.
21. Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для студентов высшей учебных заведений / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Акадения», 2020. - 288 с.
22. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.
23. Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания худ. текстов. дис…д-ра психолог. наук. : 19.00.07 / Л.А. Мосунова; Москва, 2006. - 291 с.
24. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: Просвещение, 2003. - 198 с.
25. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 7 томах / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - Т. 5. - 591 с.
26. Цветкова, Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
27. Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению / Г.Д. Боразнова // «Пачатковая школа». - 2014. - №10. - С. 36-38.
28. Бурдыко, Н.А. Совершенствование чтения младших школьников / Н.А. Бурдыко // Пачатковае навучанне. - 2003. - № 2.
29. Джежелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников / О.В. Джежелей // «Начальная школа». - 2021. - №1. - С. 33-38. 1
30. Ефросинина, Л.А. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе / Л.А. Ефросинина// «Начальная школа». - 2019. - №4. - С. 11-16.
31. Козырева, А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». - 2020. - № 3. - С. 67-75.
32. Колганова, Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой / Н.Е. Колганова// «Начальная школа». - 2019. - № 11. - С. 38-42.