Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Сфера общения – это мощнейший источник, определяющий психическое развитие и становление человека как личности. В то же время общение является наиболее важным фактором, определяющим эмоциональные состояния. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Таким образом, эмоциональные отношения, как составляющая межличностного взаимодействия, органично входят в структуру общения, представляя его эмоциональную составляющую.
В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные типы отношений с окружающими его людьми, что определяет развитие его личности. Взаимодействие ребенка с родителем – это первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе существует культура отношений и взаимодействия между родителями и детьми, социальные стереотипы, отношения и взгляды на воспитание в семье, и не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Отношения или позиции родителей являются одним из наиболее изученных аспектов отношений между родителями и детьми. В то же время под родительскими установками принято понимать систему или совокупность эмоционального отношения родителей к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. Например, "принятие и любовь" способны создать у ребенка чувство защищенности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как "явный отказ" ведет к агрессивности и эмоциональной недоразвитости.
Таким образом, отмечаем немалую значимость семейных отношений как фактора гуманистического взаимодействия с окружающим миром.
Цель исследования – изучение и анализ опыта семейных отношений как фактора гуманистического взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
1. Рассмотреть научное представление о гуманизации в психологической литературе.
2. Описать психологию семейных отношений.
3. Провести обзор теоретических и эмпирических публикаций, посвященных опыту семейных отношений как фактора гуманистического взаимодействия с окружающим миром.
Объект исследования – процесс формирования гуманистического отношения детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Предмет исследования – опыт семейных отношений как фактор гуманистического взаимодействия с окружающим миром.
Теоретические аспекты исследуемой проблемы, нашли отражение в работах: Л. С. Выготский, А. П. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн и другие (психологические аспекты, процессы и механизмы формирования активности детей, которые лежат в основе психологии и гуманистического образования); педагоги, занимающиеся вопросами гуманистического образования, формирования образа личности, духовности и т.д. (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Р. А. Валеева, З. Г. Нигматова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и другие).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1.1 Научное представление о гуманизации в психологической литературе
Научная концепция гуманизации в психологической литературе связана с гуманистической психологией, тенденцией в западной, в первую очередь американской, психологии, которая сформировалась в шестидесятых годах двадцатого века.
Основные принципы гуманистической психологии:
Основной темой исследования является личность как единая целостная система, которая является не чем-то заранее данным, а "открытой возможностью" самореализации, присущей только человеку.
Каждый человек уникален и является архитектором своего поведения и жизненного опыта.
Человек обладает определенной степенью свободы от внешнего определения благодаря значениям и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
Представители гуманистической психологии считают основным источником личностного развития врожденные тенденции к самореализации.
По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается на протяжении всей жизни.
Гуманисты считают, что человек обладает полной свободой воли: человек осознает себя, осознает свои действия, строит планы, ищет смыслы жизни.
Фундаментальные гуманистические принципы включают убеждения: люди свободны и добры по своей природе; люди – это прежде всего люди; взаимодействие с людьми возможно только в том случае, если удается вступить с ними в трансперсональные (а не межличностные) отношения [2].
Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении, что человеческая личность является высшей ценностью общества, и это определяет необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.
Гуманистические направления обучения основаны на приоритетном положении личности и признании ее главной ценности, наделенной правами на свободное и всестороннее развитие и раскрытие своих природных талантов. При этом человек рассматривается как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве [1].
Гуманистический подход к пониманию человека сложился в результате выявления недостатков и непродуктивности других направлений. Фундаментальной основой подхода является единство общечеловеческого и естественнонаучного направлений научного знания, а также поддержка философских учений. Гуманистический подход предполагает приоритетное внимание к проблемам человеческого существования, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, разработку новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, разработку новых научных направлений. Рассмотрение способностей и способностей человека выбирать, направлять, управлять и контролировать свое собственное развитие занимает приоритетное место.
Гуманистическое направление исследований личности заменило психоанализ и сосредоточилось на разработке инновационной концепции личности, направленной на построение более эффективной, полезной и продуктивной теории жизни [15].
Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, потребность в ее формировании, совершенствовании и развитии. Такой человек должен обладать навыками саморазвития, самореализации, самоанализа, самосовершенствования.
Гуманистические теории понимания личности основаны на следующих принципах:
1. Расставление приоритетов в важности осознанного опыта.
2. Принцип целостного характера человеческой природы.
3. Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
4. Принцип исследования различных направлений, факторов и условий жизни человека.
Гуманистическое направление исследований определяет ценности и философские предпосылки, лежащие в основе его подхода к человеческой личности.
Личность и ее переживания находятся в центре внимания исследования и объясняются на основе собственного осознания каждой личностью своего "Я" и своего места в обществе. Особое внимание уделяется изучению самореализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности является высшей фундаментальной ценностью [10].
Гуманистический подход направлен на исследование семантической структуры человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к красоте, нравственных свойств развития, межличностного общения.
Гуманистический подход к пониманию личности основан на трех основных теориях:
Теории самореализации А. Маслоу.
Теория личностных качеств Олпорта.
Теория личности Роджерса.
Теория самореализации А. Маслоу [6]
Эта теория основана на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природой является социальность, которая является основой всех процессов и направлений развития.
Согласно теоретической концепции Маслоу, социальный порядок, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и воспитания определяют поведение человека и его развитие. Антисоциальное поведение не является результатом естественного развития, а обусловлено именно социальными свойствами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антонова, Б. В. К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте / Б. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 88-90.
2.Амерханова, Н. Э. Гуманизация образовательного процесса / Н. Э. Амерханова, О. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 11-14.
3.Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2014. — 244 с.
4.Антуфьева, М. П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы / М. П. Антуфьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 204-206.
5.Иванова, Е. А. Семья как фактор психологического здоровья детей / Е. А. Иванова, А. Е. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 385-387.
6.Исабекова, А. А. Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу / А. А. Исабекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.1 (81.1). — С. 133-134.
7.Комарова, О. Н. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2022. – №1. – С.75-83.
8.Котлярова, В. В. Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы / В. В. Котлярова, В. Д. Медведь, Ю. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 404-407.
9.Кошманова, А. А. Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений / А. А. Кошманова, В. В. Котлярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 85-87.
10.Лакизенко, Е. Д. Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества / Е. Д. Лакизенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 418-421.
11.Михальченко, К. А. Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса / К. А. Михальченко. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 5-11
12.Мишечкина, Н. А. Семейные и детско-родительские отношения в психологической консультации / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 155-157.
13.Расулова, С. Ш. Влияние ценностей в семье на становление и развитие личности ребенка / С. Ш. Расулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 64-66.
14.Уварова, Л. Н. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / Л.Н. Уварова, Р.Р. Ягафарова // E-Scio. – 2021. – №6 (57). – С. 279-282.
15.Шинкарёва, Н. А. Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях / Н. А. Шинкарёва, Ю. А. Прыткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 858-861.