Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Закупочная работа является основой оптовой деятельности в торговле. По сути, с нее и началась предпринимательская работа. В силу своей экономической природы закупки - это оптовая торговля, осуществляемая оптовым субъектом с целью последующей перепродажи приобретенных товаров.
Правильно организованные оптовые закупки позволяют формировать необходимые виды товаров для снабжения населения или розничных торговых сетей, воздействовать на товаропроизводителей в соответствии с требованиями потребностей потребителей и обеспечивать снабжение для эффективной работы торговых предприятий.
Актуальность выбранной темы обусловлена современной ситуацией с организацией закупочной деятельности, которая претерпела кардинальные изменения в условиях рыночной экономики. Эти изменения включают в себя тот факт, что речь идет не о плановой экономической централизованной системе управления распределением товарной стоимости, а о концентрации покупателей на поставщиках, национальной стабильности цен, неравенстве хозяйствующих субъектов, строгом контроле за поставками товаров, отсутствии независимости.
Цель исследования: провести исследование рынка закупок и сбыта товара в оптовой торговле на примере деятельности предприятия ООО «Уктус».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, роль и значение закупочной работы на предприятия.
2. Рассмотреть изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров.
3. Раскрыть особенности организации закупочной деятельности в оптовой торговле.
4. Изучить общую организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Уктус».
5. Привести оценку организации закупок и эфективности системы управления закупочной деятельности ООО «Уктус».
6. Разработать мероприятия по оптимизации закупочной деятельности предприятия.
7. Дать оценку экономического эффекта от предложенных мероприятий.
Объект исследования: ООО «Уктус»
Предмет исследования: исследование рынка закупок и сбыта товара в оптовой торговле.
Методы исследования: сравнительный метод, историко-теоретический метод, метод сопоставления данных, метод дедукции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсовых, научных и иных работах по схожей проблематике.
Структура. Работа включает в себя введение, основную часть (теоретическую, аналитическую, рекомендательную часть), заключение, список источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯ
Сферу обеспечения готовой продукции традиционно называют управлением закупками. Чаще всего на предприятиях розничной или оптовой торговли эта сфера деятельности называется «логистика» («logistics») - поставка товаров. Однако в последние годы эту сферу стали определять как закупочную логистику .
Целью закупочной работы является удовлетворение потребностей организаций в товарах с максимальной экономической эффективностью. Эта цель может быть достигнута при соблюдении следующих условий:
- соблюдать разумный период времени для закупки товаров;
- обеспечить точное соответствие между количеством предложения и спросом;
- соответствовать стандартам качества.
Деятельность по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях должна основываться на принципах современного маркетинга. С помощью маркетинговых методов корпоративные сотрудники, менеджеры и руководящие работники корпораций получают информацию о том, какие продукты и по каким причинам потребители хотят покупать, какие цены потребители готовы платить.
Исследование и прогнозирование потребностей клиентов являются необходимыми маркетинговыми условиями для успешной работы в сфере закупок товаров. Наука маркетинга разработала полный набор средств и методов для изучения и прогнозирования потребностей клиентов, и эти методы следует использовать для организации массовых закупок товаров. Поэтому покупка товаров должна начинаться с изучения спроса, потребностей покупателей товаров, намерений совершить покупку и других факторов, определяющих спрос.
Торговые предприятия, обслуживающие определенные территории и экономические регионы, в основном изучают потребительский спрос на определенные виды товаров и, в некоторых случаях, структуру спроса. С этой целью используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. Эти методы включают в себя бизнес-учет продаж товаров и движения товарно-материальных запасов за прошедший период, исследование и обобщение требований и заказов предприятий розничной торговли в отношении спроса и предложения товаров, учет и анализ неудовлетворенных потребностей оптовых покупателей .
В условиях рыночной экономики основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей материального производства с максимально возможной экономической эффективностью. Для того чтобы производство шло бесперебойно, необходимо наладить надежную логистическую поддержку (MTO), которая осуществляется на предприятии через агентство логистических поставок (MTС).
Основной задачей закупочной работы компании является своевременное и оптимальное снабжение производства необходимыми материальными ресурсами с соответствующей целостностью и качеством. При решении этой проблемы закупочная организация должна изучить и учесть спрос и предложение на все материальные ресурсы, потребляемые предприятием, уровень и изменения цен на них, а также услуги посреднических организаций и выбрать наиболее экономичный товар.
Сегодня система MTO компании называется закупочной логистикой. Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения компании материальными ресурсами. Каждая компания имеет службу, отвечающую за закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.
Логистическая поддержка является важной частью промышленного производства и/или производственных объектов или другой непроизводственной производственной, мобильной и технологической деятельности. Ее содержание направлено на обеспечение сопутствующих товаров необходимыми средствами (материалами, энергией, компонентами, запасными частями и т.д.).
В условиях перехода на рыночные принципы изменилось содержание логистики: вместо так называемой «реализации выделенных средств» это часть централизованного распределения материальных ресурсов. В этих условиях при закупке материалов у поставщиков и других субъектов товарного рынка предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, а также равенством партнеров в деловых отношениях.
При закупке сырья и материалов учитывается экономическая ответственность, конкуренция между поставщиками и возможность выбора экономически выгодных поставщиков .
Закупочная логистика - это одна из основных логистических подсистем, изучающая процесс перемещения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок на склад компании.
Стандартное определение общей цели отдела закупок заключается в том, что компания должна получать сырье необходимого качества и в необходимом количестве от надежного поставщика в нужное время и в нужном месте. Поставщик выполняет свои обязательства в срок, обеспечивает качественное обслуживание (до и после продажи) и предоставляет услуги по льготным ценам.
Таким образом, можно выделить следующие существенные цели закупочной работы:
1. Необходимо обеспечить непрерывный приток сырья, поставку комплектующих и предоставление услуг, необходимых для деятельности компании. Нехватка сырья и комплектующих может привести к сбоям в производстве, что влечет за собой большое количество косвенных издержек - увеличение эксплуатационных расходов из-за постоянных издержек и невозможности удовлетворить требования клиентов по срокам поставки продукции.
2. Следует минимизировать инвестиции и расходы, связанные с запасами. Одним из способов обеспечить непрерывный приток материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение больших запасов этих ресурсов и продуктов. Запасы предполагают использование капитала, который не может быть инвестирован в другие предприятия. Ежегодно текущая стоимость запасов может составлять от 20% до 50% от общей стоимости активов.
3. Поддерживать и улучшать качество. Производство продукции или предоставление услуг должно соответствовать признанным требованиям, что приводит к значительному увеличению производственных затрат .
4. Найти способных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от умения находить поставщиков и развивать с ними отношения, анализировать их возможности, выбирать подходящих поставщиков и затем сотрудничать с ними для постоянного совершенствования совместной деятельности.
5. Приобрести как можно больше многофункциональных товаров. Если проект может быть приобретен в процессе закупок для выполнения функций, ранее выполнявшихся двумя или тремя проектами, компания получит выгоду от:
- низкой первоначальной стоимости, обусловленной скидкой на проект; более низких инвестиционных затрат на складские запасы без ухудшения качества обслуживания;
- более низких затрат на обучение сотрудников и связанных с этим затрат с техническим обслуживанием оборудования в процессе эксплуатации и возросшей конкуренцией между поставщиками.
6. Соблюдать принцип «цена-качество» в процессе закупок. Закупочная деятельность требует большого объема оборотных средств, поэтому необходимо предоставлять товары и услуги по минимальной общей стоимости и поддерживать соответствующий уровень качества, количества, условий поставки и обслуживания.
7. Повысить конкурентоспособность. Если компания сможет контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры, чтобы избежать мероприятий, требующих дополнительного времени, и т.д., компания будет конкурентоспособна. Для этого требуется оптимизация затрат, изменение планов дистрибуции, внедрение технологических достижений и т.д.
Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями и сотрудниками компании: отделом технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделом маркетинга, дизайна, инжиниринга и т.д. Если закупочная деятельность будет неустойчивой, административные расходы Отдела закупок будут слишком высокими .
Состав задач логистики закупок зависит от специализации компании (промышленность, торговля, сфера услуг), степени развития и/или сложности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Закупочная логистика: учебник. - М.: ТК Велба, 2022. - 432 с.
2. Белявский И.К. Основы коммерции: учебное пособие / Московский государственный университет. - М.: МЭСИ, 2020. – 229 с.
3. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика оптового предприятия России. - Минск: Высшая школа, 2021. - 299 с.
4. Волгин В. В. Склад: организация, управление, логистика. - М.: Изд. «Дашков и К», 2022. - 736 с.
5. Голиков Е. А. Оптовая торговля: Менеджмент. Маркетинг. Логистика. – М.: Экзамен, 2021. - 350 с.
6. Гордон М. П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2022. - 208 с.
7. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М.: Экономика, 2022. - 362 с.
8. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли: Практический курс. - СПб.: Нева - Ладога - Онега, 2021. - 345 с.
9. Дашков А. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. – М.: Дашков и Ко , 2022. – 758 с.
10. Залманова М. Е. Закупочно – распределительная логистика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2020. - 283 с.
11. Курноскина О. Правовое регулирование торговой деятельности. – М.: Альфа-Пресс, 2021. – 265 с.
12. Карпова Е. В. Ресурсы торгового предприятия. – М.: КноРус, 2023. – 256 с.
13. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 252 с.
14. Менеджмент организации / под ред. В.Е. Ланенкина. - Таганрог: ТРТУ, 2020. – 369 с.
15. Неруш Ю. М. Коммерческая и оптовая логистика: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2023. - 245 с.
16. Памбухчиянц О. В. Организация и технология оптовой деятельности. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2023. – 292 с.
17. Панкратов Ф. Г. Коммерческая и оптовая деятельность. - М.: Дашков и К о , 2022. – 504 с.
18. Петухова С. В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект. – М.:ОМЕГА-Л, 2020. – 171 с.
19. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес логистике. - М.: ЮНИТИ, 2022. – 258 с.
20. Слепов В. А., Николаева Т. Е. Ценообразование. - М.: ИНФРА-М, 2023. – 256 с.