Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время актуализируется проблема практической направленности процесса обучения младших школьников. В связи с введением новым стандартов процесс обучения смещается со знаний к умениям и навыкам. Что свидетельствует о необходимости формирования у обучающихся практических умений в рамках каждого учебного предмета.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ РАСТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1.1Психолого-педагогический механизм формирования у младших школьников умения определять растения
Общими целями каждого школьного учебного предмета являются усвоение обучающимися системы знаний и овладение определенными умениями и навыками.
Основная особенность курса «Окружающий мир» состоит в том, что он закладывает основу для широкого применения дисциплинарных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» также использует навыки и умения, полученные в области чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, техники и физкультуры, обучая детей пониманию рационально-научных и эмоциональных ценностей [9].
Цель курса «Окружающий мир» состоит в том, чтобы в ходе его изучения младшие школьники овладеют основами практических знаний о человеке, природе и обществе, научатся понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе в различных материалах бытового характера и культуры.
При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Чтобы выявить пути и механизмы формирования и развития умений учащихся, необходимо проанализировать само понятие «умение».
Научные понятия формируются посредством знания важных свойств. Но Н.Ф. Талызина говорит: «Невозможно показать основные черты понятия, изменить его характер, сформировать познавательную деятельность. Знание основных особенностей понятия может изменить его ход и характер, если эти особенности включают его в качестве инструкции, т.е. участвовать в решении задач, поставленных перед ребенком. Н.Ф. Талызина также отмечает, что «усвоение знаний всегда относительно» [17, c. 54].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что единого определения понятия «умение» в педагогике и психологии не существует. Данная категория считается психолого-педагогической. Отсюда и существуют различия в понимании понятия.
Если мы посмотрим на определение понятию «умение», данное в энциклопедиях, то увидим, что умение связано с определенным действием.
Педагогическая энциклопедия расширяет это определение: «Умение – это способность эффективно выполнять задачу в соответствии с целями и обстоятельствами, в которых работает человек» [2, 30]. При практическом обучении акцент следует делать на взаимосвязи знаний и умений. «Знания и умения связаны с абстрактным (идеальным) и конкретным (практикой) [2].
1.2Внеурочная деятельность как средство формирования у младших школьников умения определять растения на уроках окружающего мира
Урочная и внеурочная деятельность должны составлять единую систему, а наличие обязательного статуса во всех классах образовательного учреждения подчеркивает их важность в современном образовании.
Мы рассмотрим особенности внеурочной деятельности как образовательного процесса в рамках учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
В педагогической теории используются разнообразные формулировки «внеурочной деятельности», а такие понятия как «внеклассная работа, «внешкольная работа», «внеучебная деятельность» употребляются в контексте учебной деятельности и часто ассоциируются с личным желанием и готовностью классного руководителя заниматься этой деятельностью, вовлекать в нее учащихся. Используя термин «внеурочная работа» имеется ввиду целенаправленная деятельность субъекта воспитания [1], зачастую интерпретация этого понятия сводится к разнообразным воспитательно-образовательным мероприятиям [3], что не идет вразрез с первой позицией.
Специфика внеурочной деятельности может рассматриваться как средство школьной дезадаптации и как средство социального развития школьников.
Внеурочная деятельность является важным элементом целостной системы образования и воспитания.
Внеурочная деятельность по своему определению осуществляется после занятий, во время перемен, т.е. вне занятий. Исходя из этого, существуют существенные различия в целях, задачах и функциях от деятельности обучающихся на уроке. Принципы, содержание и формы также различны [1].
Под внеурочной деятельностью мы будем понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, осуществляемую в формах, отличных, от урочной.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности [12].
Стандартные образовательные программы диктуют направления внеурочной деятельности. Согласно современным представлениям, внеурочная деятельность должна обеспечивать всестороннее развитие каждого ребенка, опираясь на конкретный материал, отличающийся от учебной программы [1].
Цели внеурочной деятельности должны определяться ценностями, которые педагог хочет привить своим ученикам. Исходя из своего подхода к этой теме, В.П. Созонов определяет задачи организации внеурочной деятельности. На первый план такого подхода к организации внеклассной деятельности стоит необходимость учета потребностей учащихся [5].
Обращает на себя внимание и нестандартный подход к внеурочной деятельности, предложенный Н. Е. Шурковой [3]. По мнению исследователя, в процессе взаимодействия учителя с обучающимися в рамках развития знаний о жизненных проблемах, у обучающихся развивается способность самостоятельно решать проблемы, появляются новые точки зрения с учетом событий в политической, экономической и социальной жизни страны.
По мере развития социализации детей обеспечивается их сотрудничество, которое возникает в процессе творческой работы. В дальнейшем это позволяет обеспечить самостоятельную творческую деятельность каждого ребёнка, в процессе чего удовлетворяется потребность личности в самореализации. Это позволяет развить стремление ребёнка к творческому восприятию мира, причём, именно в том направлении, к которому ребёнок тяготеет наиболее сильно, поскольку внеурочная деятельность имеет достаточно большое количество направлений и может удовлетворить интерес каждого отдельно взятого ребёнка. В рамках внеурочной деятельности могут быть использованы многочисленные специализированные методики и технологии, призванные помочь детям принимать правильные решения в самых разнообразных ситуациях [5].
1.3Теоретическое обоснование совокупности заданий, направленных на формирование у младших школьников умения определять растения во внеурочной работе по окружающему миру
Процесс формирования умений в учебном процессе - процесс сложный и длительный. Он включает следующие этапы:
- введение в прием (постановка цели овладения умением, мотивация);
- ознакомление учащихся с составом умения (действиями, входящими в состав умения) в форме правила или инструкции;
- демонстрация образца выполнения умения (показ учителем образца выполнения умения, предупреждение о возможных ошибках);
- закрепление посредством выполнения умения (тренировочные упражнения) [9].
Приведенный выше алгоритм реализуется в учебниках по окружающему миру для обучающихся начальной школы.
Поэтому с целью дальнейшего исследования необходимо рассмотреть какие задания предлагаются обучающихся для формирования умений определять растения.
Анализ учебника для 2 класса по окружающему миру позволил нами выявить несколько видов заданий на формирования умения определять растение посредством логических приемов: сравнение, противопоставление, аналогия (перенос знаний в новую ситуацию), классификация (объединение в группы по сходным признакам), систематизация (расположение предметов и явлений в определённом порядке) и установление причинно-следственных связей (вопросы и задания типа «Почему?», «С чем связано?», «Объясни»).
Во втором классе обучающихся знакомят с различными растениями. В первую очередь, авторы учебника для обучающихся 2 класса знакомят младших школьников с различными формами растений (Рисунок 1).
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ РАСТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2.1 Диагностический инструментарий для выявления исходного уровня сформированности у младших школьников умения определять растения
В рамках темы настоящего исследования необходимо выявить уровень сформированности умения определять растения у младших школьников.
Задачи констатирующего этапа:
1. Выделить критерии и показатели сформированности умения определять растения у младших школьников;
2. Подобрать диагностические методики согласно выделенным показателям;
3. Апробироватьдиагностический комплекс в условиях группы испытуемых;
4. Представить качественную и количественную оценку результатов.
Для диагностики знаний о природе у младших школьников были составлены задания на основе методики Л.В. Моисеевой [10] и методики Е.А. Гриневой [6].
В качестве диагностических показателей нами были выделены следующие умения:
- умение определять основные признаки растения, умение относить растение к определенному царству;
- умение определять название и признаки растений по их месту произрастания;
- умение определять растение с помощью атласа-определителя.
Диагностическая работа осуществлялась в форме беседы. В рамках каждого показателями обучающемуся задавалось по 2-4 вопроса. За каждый правильный ответ ребенок получает балл в соответствии с эталоном.
Всего диагностическая работа включала 10 вопросов.
2.2. Программа реализации комплекса заданий, направленных на формирование у младших школьников умения определять растения во внеурочной работе по окружающему миру
Представленный нами обзор упражнений по формированию умения определять растения в рамках учебников по окружающему миру показал, что содержание учебника недостаточно для того, чтобы в полной мере сформировать умения определять растения. Поэтому учителю необходимо использовать различные формы организации учебной деятельности в частности использовать потенциал внеурочной деятельности в формировании умения определять растения. А также применять в своей работе различные методы и упражнения, способствующие знакомству обучающихся с растениями и формированию умению работы с различными источниками в целях их определения.
В рамках темы исследования целесообразна разработка кружка внеурочной деятельности по окружающему миру.
Представим примерное содержание внеурочного кружка «В мире растений».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследования было посвящено актуальной проблеме формирования умения определять растение в рамках обучения учебному курсу «Окружающий мир».
Решая задачи, поставленные в курсовой работе, мы пришли к следующим выводам:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 415 с.
2. Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат. – М.: Издательский Центр «Академия», 1999. – 224 c.
3. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / сост. Енин, А.В.– 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. - 288с.
4. Габдулинова, К.Г.Развитие у четвероклассников познавательного интереса в рамках проекта «Мир растений под микроскопом» / К.Г. Габдулинова, Е.А. Владыкина// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – №2 (50). – С. 114-118.
5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / пособие для учителя // Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. – 2011. – 223 с.
6. Гринёва, Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: метод. Пособие / Е.А. Гринева. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - 84 с.
7. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студентов учреждений высш. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
8. Колечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Колечиц, З.А. Кейлина- М.: Просвещение, – 2010. – 95 с.
9. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учеб.пособие для факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А. В. Миронов. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
10. Моисеева, Л.В. Экологическая педагогика / Л. В. Моисеева ;УрГПУ. Екатеринбург, 2006. – 148 с.
11. Островская,Е. Г. Строение растений. Условия, необходимые для роста и развития растений. 2 класс / Е. Г. Островская, Е. Г. Лузгина // Начальная школа. – 2013. – С. 19–22.
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-926 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // Вестник образования. – 2011. - №11.
13. Плешаков, А.А. Окружающий мир: 2-й класс: учебник : в 2 частях / А.А. Плешаков. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение. – 2023. - 145 с.
14. Плешаков, А.А. Окружающий мир: 3-й класс: учебник : в 2 частях / А.А. Плешаков. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение. – 2023. -161 с.
15. Поваренков, Ю.П. Психология учебной деятельности: современное состояние и перспективы развития / Ю.П. Поваренков, Ю.Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. –2017. – № 5.– С. 212-216.
16. Савенкова, В.В. Дидактическая игра как средство формирования естественно-научных знаний младших школьников / В.В. Савенкова // Начальное образование. – 2006. – №4. – С. 17–19.
17. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. – 7-е изд. / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с..
18. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. - М., 1984. – 175 с.
19. Селиверстова, Н. А. Знание, умения и навыки как элементы образовательного опыта молодежи [Электронный ресурс]// Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2015. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znanie-umeniya-i-navyki-kak-elementy-obrazovatelnogo-opyta-molodezhi (дата обращения: 11.11.2024).