Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшим аспектом любой современной организации является человеческий капитал. Именно от качественных характеристик персонала и эффективности его трудовой деятельности зависит успешность организации. Работники, которые обладают необходимой квалификацией, максимально продуктивно исполняют трудовые обязанности, способны решать как типовые, так и нестандартные задачи в обычных и стрессовых ситуациях, все больше ценятся на рынке труда. В таких условиях перед службами управления персоналом возникают дополнительные задачи, связанные с созданием таких условий труда, при которых трудовая деятельность персонала будет наиболее эффективной. Ключевым фактором является создание высокой мотивации труда и разработка мер для ее поддержания на максимальном уровне, возможность привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов.
Стимулирование – это процесс использования различных приемов для мотивирования людей, где стимулы выполняют функцию рычагов воздействия. Руководители всегда осознавали, что необходимо стимулировать людей к работе. Однако многие ошибочно полагают, что для этого достаточно обычного материального вознаграждения. Но добиться эффективной деятельности человека можно только при его желании и хорошей мотивации. Овладев современными возможностями мотивации, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации [1] Одним из методов, с помощью которых можно осуществить мотивирование, является моральное стимулирование. Мотивация побуждает сотрудников к целенаправленному поведению и желанию прилагать усилия и достигать конкретных целей и задач Сегодня к данной проблеме проявляют интерес отечественные и зарубежные ученые и исследователи, к которым следует отнести таких как С. В. Абрамова, М. А. Гулиева, И. С. Данилова, В. Н. Едронова, Р. И. Бутина, И. В. Лойлова, Л. Г. Миляева, М. В. Прохорова, О. М. Овсянникова и многих других. В современных условиях работы этих авторов актуальны для исследования особенностей совершенствования системы стимулирования труда персонала на предприятии.
Затронутые проблемы в области стимулирования труда, описанные выше, формируют цель исследования, которая состоит в разработке эффективных методов совершенствования стимулирования работников предприятия.
Предмет исследования - методы стимулирования трудовой деятельности персонала.
Объектом исследования являются различные категории персонала на предприятие на примере "Центр социальной помощи семье и детям г. Качканара".
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
1. Рассмотреть понятие стимулирование труда.
2. Выделить виды и инструменты стимулирование труда.
3. Оценить эффективность стимулирование труда.
4. Рассмотреть характеристику Центра социальной помощи семье и детям г.Качканара.
5. Провести анализ количественного и качественного состава.
6. Провести анализ стимулирования труда в "Центр социальной помощи семье и детям г. Качканара".
7. Предложить рекомендации по совершенствованию системы стимулированию труда
В процессе исследования использовались методы социологического и статистического анализа, наблюдения, синтеза, сравнения и обобщения, аналогии и абстрагирования.
Проблемы стимулирования работников предприятий остаются весьма актуальными в настоящее время, поскольку результаты деятельности предприятий зависят от развитой системы мотивации, особенно при внедрении инновационных технологий и научно-технического прогресса в производство. «Мотивация» и «стимулирование» - два близких понятия, однако если понятие «стимул» используется преимущественно для обозначения материального или морального поощрения, то «мотивация» используется более широко и охватывает все аспекты поведения сотрудников. В деятельности предприятия стимулирование играет огромную роль, поскольку оно направлено на мотивацию работника к выполнению эффективного и качественного труда, что не только покрывает затраты работодателя на организацию производственного процесса и оплату труда, но и предполагает выгоду.
Ситуация осложняется также тем, что современные организации требуют от персонала новых качеств (например, проактивность, умение работать в условиях неопределенности, высокая обучаемость, стрессоустойчивость и др.). В свою очередь, персонал (включая новое поколение, выходящее на рынок труда) требует от менеджмента внимания к своим возрастающим потребностям. В ситуации «кадрового голода» организации вынуждены балансировать между этими тенденциями, что ведет к пересмотру традиционных подходов к разработке и реализации систем мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
До недавнего времени существовало убеждение, что для высокой мотивации труда важно обеспечить удовлетворение материальных потребностей. Другие потребности персонала рассматривались по остаточному принципу, либо вовсе не попадали в фокус внимания. В итоге работник, являясь полимотивированной личностью и имея разнообразные иерархически структурированные потребности, мог испытывать чувство неудовлетворённости, застоя в профессиональном развитии, что вело к снижению производительности труда и даже к увольнению.
Стимулирование трудовой деятельности стала стратегической функцией управления персоналом, целью которой является повышение производительности труда через воздействие на различные потребности, интересы и ценности работников, побуждение персонала к качественному выполнению трудовой деятельности. Такого рода побуждения могут быть связаны не только с материальным вознаграждением, но и с удовлетворением дополнительных потребностей работника [4].
Сегодня, когда трудовая деятельность для большинства населения перестала быть смыслом жизни, а стала средством выживания, роль стимулирования труда персонала резко возросла. Создание системы стимулирования, способной эффективно управлять сотрудниками и вдохновлять их, - задача не из легких. Создать систему мотивации, которая бы эффективно управляла сотрудниками, вдохновляла их на работу и способствовала их активности, - задача не из легких. Безусловно, нелегко создать систему мотивации, которая эффективно управляет сотрудниками, вдохновляет их на плодотворный труд и способствует активизации их деятельности. Во многих случаях сотрудники жалуются не на размер вознаграждения, а на резкие различия в том, как оно распределяется между людьми. Они недовольны не размером зарплаты, а резкими различиями в распределении зарплаты между аналогичными специалистами и несправедливостью оплаты труда. Следствием этого является нестабильность коллектива, текучесть кадров и значительные потери компаний на подготовку постоянно обновляющихся специалистов.
Стимулирование труда работников играет важную роль для развития экономики страны. В настоящее время кадровый вопрос недооценивается. Следует учитывать, что выходу из кризиса помогут высококвалифицированные специалисты. Их основная задача - не только улучшить управление человеческими ресурсами, но и разработать новые мотивационные модели, способствующие справедливой оплате труда, распределению социальных льгот и планированию карьеры сотрудников. Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно в организациях (предприятиях) позволяют в большей степени привлечь новых высококвалифицированных специалистов, способных управлять как небольшими, так и большими коллективами, ориентируясь прежде всего на индивидуальную мотивацию в соответствии с количеством и качеством труда сотрудника. Личные, коллективные и общественные интересы имеют противоположное направление [18].
Стимулирование выполняет ряд функций:
• экономическая - способствует повышению производительности труда и качества продукции и услуг;
• социальная - формирует уровень социальной структуры общества через различия в уровне доходов; во многом зависит от воздействия различных стимулов на людей;
• адаптация - стимулы выступают в качестве средства адаптации человеческих ресурсов к организационной культуре, условиям производства и обслуживания путем определения конкретных показателей и условий вознаграждения;
• функция управления тесно связана с функцией адаптации путем информирования сотрудников о целях, задачах и стратегии развития организации; организация вознаграждает сотрудников за установленные показатели, управляет рабочим поведением и деятельностью своих сотрудников, и сотрудники подчиняются этому, дают обратную связь о своей удовлетворенности рядом преимуществ, предоставляемых организацией.
Следует отметить, что, несмотря на большой интерес ученых к проблемам, связанным с построением системы оплаты и стимулирования труда персонала промышленных предприятий, не все их аспекты достаточно разработаны. Это связано не только с трудоемкостью и отраслевой спецификой исследования, но и с недостаточной проработанностью ряда методических вопросов, таких как, например, разработка методики формирования фиксированной части оплаты труда на основе принципа «сохранение рабочего места» в рамках тарифной системы оплаты труда, разработка методики формирования переменной части вознаграждения за труд на основе показателей эффективности профессиональной деятельности, а также разработка методики внедрения системы оплаты труда и стимулирования работников [2].
Современный специалист - это экономически активный член общества: он ищет работу, которая будет приносить ему не только удовлетворение, но и справедливое вознаграждение и признание коллег. Все это вместе становится актуальной моделью мотивации сотрудников, готовых продавать свое рабочее время и развиваться профессионально.
Редко какой руководитель не стремится привлечь в свою компанию компетентного и вдумчивого специалиста, но зачастую такой сотрудник впоследствии становится лишь инструментом получения прибыли, а его личные качества отходят на второй план. Такая прибыль, основанная на неграмотной эксплуатации персонала, просуществует недолго: рано или поздно сотрудник уйдет, и компания снова будет искать человека на вакантную должность, теряя время, материальные ресурсы и прибыль [13].
Сегодня мотивация труда является одной из важнейших функций управления, которая предполагает стимулирование сотрудника или группы сотрудников работать над достижением целей компании путем удовлетворения собственных потребностей. Стимулирование труда состоит из двух элементов - материального, наиболее понятного всем группам работников, занятых в различных сферах деятельности, и морального, означающего признание личных качеств человека.
Основной целью стимулирования труда является реализация интересов предприятия, в том числе увеличение доходов, интенсификация продаж, повышение производительности труда и снижение издержек производства. Для определения того, насколько достигнута цель предприятием, экономисты проводят анализ эффективности стимулирования трудовых ресурсов, который показывает, насколько оправданы затраты на материальное и моральное стимулирование работников, если имело место увеличение в производстве, или если себестоимость снизилась [4].
На эффективность профессиональной деятельности работника в любой отрасли народного хозяйства влияет множество факторов, главными из которых являются мотивации работника к удовлетворению собственных потребностей, основанные на принципах применения [5]:
• подавляющее большинство потребностей может быть удовлетворено только за счет сочетания нематериальных (в том числе организационных, т. е. интегрированных в систему управления) и материальных факторов;
• разные категории работников должны быть по-разному мотивированы;
• определение связи между различными мотивирующими факторами предполагает формулирование целей компании, конкретного подразделения или работника в контексте общих целей компании. При этом система оплаты труда и стимулирования труда должна основываться на принципе баланса между удовлетворением интересов и потребностей работодателя и отдельного работника. Потребности человека всегда уникальны, что учесть в рамках бизнеса довольно сложно.
Однако при разработке системы оплаты и стимулирования работников всегда можно типизировать объекты по сходным характеристикам и использовать различные методы и формы оплаты труда, а также стимулы. В рамках данного исследования рассмотрен один из вариантов пирамиды потребностей Маслоу, который позволяет путем ее трансформации (ротации на 90%) принять новый подход в определении места и роли факторов, стимулирующих труд.
Мотивация персонала - одно из самых сложных направлений деятельности высшего руководства, поскольку без компетентного и квалифицированного персонала, без эффективной модели стимулирования персонала, ее постоянного рассмотрения и оценки, без обратной связи с сотрудниками предприятие не сможет конкурировать на рынке труда, поскольку такая система стимулирует конкретного сотрудника и коллектив в целом на достижение личных и общих целей.
Мотивация труда - это «процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов» [5, с.150].
Традиционно выделяют внутреннюю и внешнюю стимулирование трудовой деятельности: внутренняя реализуется через устойчивую личную заинтересованность в процессах и результатах труда, внешняя - через систему вознаграждений за надлежащее выполнение трудовых обязанностей (премии, награды, публичное признание заслуг, карьерный рост и т.п.), либо через систему санкций за ненадлежащее их выполнение (выговоры, замечания, публичная критика, лишение стимулирующих выплат, понижение в должности и т.п.).
Как показывают результаты различных исследований последних лет, в современных условиях роль внутренней мотивации возрастает, в то время как внешняя мотивация во многом утрачивает свои ведущие позиции [1, 6, 7].
По данным В.А.Варфоломеевой и Э.Х. Муслимовой, исполнение рутинных трудовых обязанностей не вызывает повышения производительности труда и может приводить к потере интереса к трудовой деятельности [2]. Кроме преобладающего типа мотивации, у работников могут быть и другие, менее значимые, но оказывающие достаточное влияние на работу [1]. Поэтому важно выявлять реальные потребности персонала на основе индивидуального подхода, строить систему мотивации дифференцированно, учитывая интересы, мотивы, ценности различных категорий работников или даже отдельных специалистов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина, Л. Л. Использование управленческих технологий в становлении и развитии кадрового потенциала организации / Л. Л. Алехина, С. А. Легостаева // Вестник ОрелГИЭТ. - 2022. - № 3(61). - С. 30-35.
2. Аксенов В.А. Изменение организационной культуры и мотивов поведения персонала коммерческих предприятий в современной России. - В.А. Аксенов, И.В. Носаков, И.Б. Хмелев. - Текст : непосредственный // Финансовые рынки и банки. - 2022. - №5. - С.10-16.
3. Алехина, Л. Л. Оценка кадровых и мотивационных ресурсов в системе управления предприятием / Л. Л. Алехина, С. А. Легостаева // Актуальные вопросы развития современного общества : Сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 21-22 апреля 2022 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 25-29.
4. Альмаганбетова А.М. Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности предприятия / А.М. Альмаганбетова // Инновационная парадигма развития современной науки: сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2022. С. 65-71.
5. Аметова Э.И. Теоретические аспекты моделирования системы мотивации персонала предприятия / Э.И. Аметова, Э.Р. Карабаш // Инновационная наука. - 2022. № 3-1. 22-26 с.
6. Бабич, О. В. Обучение как эффективный метод профессионального развития персонала в организации / О. В. Бабич, Ю. Э. Кожухова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17, № 1. - С. 166-185.
7. Басюк, А. С. Мотивация, как механизм эффективного управления персоналом / А. С. Басюк, А. Д. Якименко, Л. В. Клаус // Социально-экономические и гуманитарные науки : сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 27 декабря 2020 года. Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2020. - С. 100-103.
8. Бондаренко В.В. Организационное поведение: учебное пособие для вузов. / В.В. Бондаренко - Москва: КноРус, 2022. 287 с.
9. Варфоломеева В.А. Современные инструменты и методы мотивации персонала / В.А. Варфоломеева, Э.Х. Муслимова. - Текст : непосредственный // Прогрессивная экономика. - 2022. - №2. - С.23-41.
10. Веснин Менеджмент: учебник, 3-е изд., переработанное и дополненное изд. «Проспект», 2018 год (512 с.). 51-53 с.
11. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика / Е. Ветлужских. // 5-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2018. 152 с.
12. Голоктионов Д.А. Роль мотивации в системе управления персоналом предприятия / Д.А. Голоктионов // Научные записки ОрелГИЭТ. - 2021. № 2 (12). 215-218 с.
13. Гончарова О.В. Современная мотивация и стимулирование персонала на сельскохозяйственных предприятиях / О.В. Гончарова, И.Н. Ермакова // В сборнике: Инновационные тенденции развития российской науки Материалы VII Международной научнопрактической конференции молодых ученых. - Красноярск, 2021. 207209 с.
14. Ду Г. Теоретические основы процесса мотивации персонала / Г. Ду // Теория и практика современной науки. - 2022. № 5(59). 177-179 с.
15. Евсеенко В.А. Моделирование системы мотивационного менеджмента предприятия / В.А. Евсеенко // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. XXII Национальная научная конференция с международным участием, Москва, 14-16 февраля 2023 года. - Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2023. - Вып. 18. - Ч. 1. - С. 622-625.
16. Егорова И.А. Анализ внешней и внутренней мотивации трудовой деятельности / И.А. Егорова, А.В. Яковенко // Электронный научный журнал «Век качества». - 2023. - №4. - С.178-196.
17. Епанешников А.В. Сравнительный анализ российского и зарубежных подходов к мотивации труда / А.В. Епанешников //Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. Т. 9. № 5. С. 47-49.
18. Ерохина Е.В. Совершенствование системы управления и мотивации персонала в условиях инновационного развития / Е.В. Ерохина // Потенциал современной науки. - 2021. № 2 (19). 55-59 с.
19. Зверева Е.В. Формирование системы мотивации труда и оценка результатов деятельности персонала предприятия / Е.В. Зверева. - Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 6-3. - С. 149-152.
20. Зяблов А.А. Современные способы мотивации труда персонала предприятий / А.А. Зяблов, А.Е. Карева // В сборнике: День Науки Общеуниверситетская научная конференция молодых ученых и специалистов, сборник материалов. - 2021. 81-84 с.
21. Иост, И. А. Эмоциональный маркетинг как инструмент повышения вовлеченности сотрудников и развития внутреннего бренда компании / И. А. Иост, Л. В. Гирш, Д. В. Соловьева // Экономика. Право. Инновации. - 2022. - № 2. - С. 24-29.
22. Исакова, М. Н. Профессиональное развитие персонала в организации / М. Н. Исакова // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Орёл, 01 декабря 2022 года. - Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. - С. 117-120.
23. Исакова, М. Н. Совершенствование технологий обучения персонала компании / М. Н. Исакова, Ю. А. Звягинцева // Форпост науки. - 2023. - № 1(63). - С. 36-41.
24. Кибанов А. Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская. - М. : Проспект, 2022. - 409 с.
25. Кучина Е.В. Современные тренды мотивации труда специалистов IT-компаний / Е.В. Кучина. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2022. - Т.16, № 2. - С. 187-191. - DOI: 10.14529/em220239.
26. Марков, Р. А. Стратегия управления человеческими ресурсами на предприятиях IT-сферы / Р. А. Марков // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17, № 4. - С. 141-159.
27. Никифорова Ф.В. Имплементация зарубежного опыта мотивации труда в деятельность российских предприятий / Ф.В. Никифорова // Трибуна ученого. 2022. № 6. С. 256-267.
28. Носов, А. Д. Мотивация персонала / А. Д. Носов // Молодой ученый. - 2020. - № 21(311). - С. 158-163.
29. Парушина, Н. В. Анализ рынка труда и проблемы содействию занятости населения в Орловской области / Н. В. Парушина, Н. А. Лытнева // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17, № 4. - С. 84-103. - DOI 10.22394/2071-2367-2022-17-4-84-103.
30. Полякова, Е. К. Как корпоративная социальная ответственность может предотвратить проблемы социально-психологического характера работников / Е. К. Полякова, О. И. Дивина // Научные записки академии. - 2022. - № 3(43). - С. 5-9.
31. Симонова, Е. В. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства через развитие личностно-ориентированных качеств / Е. В. Симонова // Вестник ОрелГИЭТ. - 2022. - № 1(59). - С. 196-198.
32. Современные модели кадрового менеджмента в развитии стратегии процесса управления персоналом / И. Л. Авдеева, А. Г. Германович, Т. А. Головина [и др.]. - Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. - 192 с.
33. Тюрина К. А. Сравнительный анализ российского и зарубежных подходов к мотивации труда/ К.А. Тюрина// Вектор Экономики. 2022. №4. С. 88.
34. Уразалиев, И. А. Мотивация персонала в организациях / И. А. Уразалиев // Молодой ученый 2023. - № 15(462). - С. 151-153.
35. Цехла, С. Ю. Система социально-трудовых отношений в условиях цифровых трансформаций: структурные компоненты и содержание / С. Ю. Цехла, Н. Н. Орлова // Экономическая среда. - 2022. - № 1(39). - С. 78-83.
36. Шендрикова О.О. Особенности мотивации персонала на наукоемких предприятиях / О.О. Шендрикова. - Текст : непосредственный // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2023. - № 5(71). - С. 140-148.