Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Для обеспечения защиты прав потребителей в международном частном праве необходимо создать такие организационно-правовые формы защиты, которые были бы достаточно эффективными.
К ним относятся: контроль за выполнением предпринимателями обязательных требований к товарам, работам и услугам в ходе их деятельности и в случае нарушений, применение мер административного принуждения для пресечения правонарушений и наказания виновных (в случае нарушений, повлекших тяжкие последствия, применение уголовного законодательства); обращение с жалобами граждан, меры по удовлетворению их требований в административном и судебном порядке и т.д. Спектр инструментов защиты прав потребителей в международном частном праве чрезвычайно широк и направлен против мошенничества, нарушений правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, ложной рекламы и т.д.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия функционирования правовых основ защиты прав потребителя в международном частном праве.
Объектом исследования является процесс функционирования правовых основ защиты прав потребителя в международном частном праве.
Предметом исследования являются основы и принципы функционирования правовых основ защиты прав потребителя в международном частном праве.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для функционирования правовых основ защиты прав потребителя в международном частном праве.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть историю становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом;
- изучить понятие и сущность института защиты прав потребителей в Российской Федерации;
- детально проанализировать международное частное право и защиту прав потребителей в международной торговле, а также международные принципы защиты интересов потребителей;
- охарактеризовать международные правовые акты в структуре законодательства о защите прав потребителей.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Законодательство о защите прав потребителей появилось совсем недавно (в 20 веке), но некоторые его элементы можно найти в важнейших памятниках истории права. За основу была взята проблема взаимоотношений между покупателем и продавцом, заказчиком и подрядчиком. Этот сложный вопрос давно волнует не только юристов, но и философов.
Доказательством этого является раздел о торговле в одиннадцатой книге законов Платона. Например, если цена покупки составляла пятьдесят или более драхм, продавец в обязательном порядке информировал покупателя о месте его проживания и в случае "законного возврата покупки" должен был ждать в городе десять дней. Существуют также признаки "законного или незаконного" возврата товаров на примере покупки и продажи рабов [17].
При определении самых ранних норм защиты прав потребителей необходимо обратиться к одному из самых старых договоров - договору купли-продажи, который регулировал отношения между потребителем (покупателем) и продавцом. Так, по законам царя Хаммурапи обвешивать покупателей было запрещено.
Однако Римская империя сыграла особую роль в разработке и развитии законов о защите прав потребителей. Римским частным правом достаточно детально были регулированы права покупателя и обязанности продавцов в случае недостатка проданных товаров. Уже здесь имеются нормы, которые присущи ныне действующему законодательству по защите прав потребителя. К примеру, продавцом должно было быть гарантировано право покупателя по защите от эвикции (истребования вещей их действительными собственниками). Продавец также должен предупредить покупателей о скрытом недостатке вещей, которые не могут быть обнаружены при первичном осмотре.
В более позднем развитии истории немецкое феодальное право также установило ответственность за обман покупателей. Так, например, "Основное право" (первая из двух книг Саксонского Зерцала) в третьем абзаце тринадцатой книги второй статьи указывает на то, что преступник должен быть повешен за неправильные меры и весы, за мошенничество в торговле (если оно будет раскрыто) [4].
Во французском Гражданском кодексе 1804 года [21] уделено особое внимание вопросу об изъятии определенной вещи. Очевидные дефекты вещи, в которых покупатель мог убедиться сам, не приводили к ответственности продавца, но продавец был обязан предоставить гарантию на скрытые дефекты продаваемого товара. В начале 20-го века защита прав потребителей вышла на качественно новый уровень.
Именно в это время появился термин "потребитель". Потребительское право - сложная область права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения, направленные на защиту и удовлетворение моральных, материальных и иных ценностей граждан. В западноевропейских странах уже в 30-е годы были созданы так называемые "лиги покупателей", которые, естественно, стали прообразом современных потребительских обществ.
Основная цель таких организаций, как в прошлом, так и в настоящем, - оказывать влияние на производителей и продавцов потребительских товаров и услуг. В прежние времена Лига покупателей составляла определенные списки, в которые входили добросовестные предприниматели, придерживающиеся определенных принципов в своих отношениях с потребителем. Что, несомненно, стало стимулом для других трейдеров, поскольку общественное мнение создало хорошую репутацию и, следовательно, прибыльную торговлю. Однако одного общественного давления было явно недостаточно [17].
Выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США вначале 60-х считается официально подтверждающим необходимость государственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан. При это его целью выступало облачение в нормативную форму прямого вторжения в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок. В результате были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современных законов о защите прав потребителей:
- право на безопасность, которое включает в себя безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и тот факт, что продукт не наносит вреда имуществу потребителя при нормальных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации
- право на информацию, гарантирующее потребителю достоверную и полную информацию о каждом приобретенном продукте. Конечно, право выбора связано с правом потребителя на информацию, поскольку информация является критерием принятия правильного решения.
- право быть услышанным, что означает, что каждому потребителю гарантировано право на свободу слова и выражения мнений. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными способами.
- право на здоровую окружающую среду, которое включает в себя право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о его состоянии и компенсацию за ущерб, причиненный его здоровью или имуществу. Этот принцип стал основополагающим и для других международных и государственных правовых актов, в частности Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека.
В 70-х годах в Европейской комиссии был создан "Консультативный комитет по защите прав потребителей", а примерно десять лет спустя, в 80-х годах, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Директивы по защите прав потребителей в качестве резолюции, которые легли в основу законодательства о защите прав потребителей в большинстве стран. К ним относятся такие принципы, как: право голоса, право на безопасность, право на выслушивание, право на информацию, право на просвещение потребителей, право на предметы первой необходимости, право на качество; право на возмещение ущерба [17].
В России в то время защита прав потребителей была недостаточно развита, нормы, соответствующие принципам защиты прав потребителей, в основном содержались в гражданском праве, в частности в статье 246 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года "Права покупателя в случае продажи вещей ненадлежащего качества", статье 364 Гражданского кодекса РСФСР "Права клиента в случае нарушения контракта подрядчиком". Однако классическое гражданское право не было в полной мере способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и других ценностей граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года / Российская Федерация. Конституция (1993). — Москва : АСТ : Астрель, 2007. — 63 с. — Текст : непосредственный.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 08.11.1996 N 52-ФЗ (ред. от 05.06.2004) // СПС Консультант Плюс.
3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 О защите прав потребителей // СПС Консультант Плюс.
4. Саксонское зерцало: Памятник, комментарии, исследования / Отв. ред. В. М. Корецкий; авт. ст. Л. И. Дембо, Г. А. Аксененок, В. А. Кикоть; Институт государства и права АН СССР. — М.: Наука, 1985. — 272 с.
5. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей / Под ред. З.М. Фаткудинова. – М.: Юнити, 2018. – С. 240.
6. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие, ЮСТИЦИНФОРМ, 2009.
7. Гончаров В.В. Взаимодействие органов исполнительной власти и территориального общественного самоуправления современные проблемы и перспективы развития // Закон и право. - 2010. - № 5. - С. 9-12.
8. Гончаров В.В. Глобальный конституционализм: социально-философский анализ. - Москва, 2016. - 279 с.
9. Гончаров В.В. Конституционно-правовые основы общественного контроля. Академия труда и социальных отношений. - Москва, 2019. - 256 с.
10. Гончаров В.В. О некоторых вопросах влияния международных факторов на сохранение и развитие российской государственности // Адвокатская практика. - 2010. - № 3. - С. 2-6.
11. Гончаров В.В. О повышении роли наказания в механизме укрепления исполнительской дисциплины органов исполнительной власти // Российский следователь. - 2010. - № 3. - С. 25-28.
12. Гончаров В.В. Повышение исполнительской дисциплины в системе исполнительной власти как необходимое условие ее оптимизации // Бизнес в законе. - 2009. - № 5. - С. 9-12.
13. Гончаров В.В. Роль государственной идеологии в централизации власти в России: исторический опыт и современное состояние // История государства и права. - 2010. - № 4. - С. 31-36.
14. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право. - 2015. - № 5. - С. 19-25.
15. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Множественность конституционного порядка // Российская юстиция. - 2016. - № 3. - С. 5-9.
16. Жилин С.М., Гончаров В.В. Понятие и сущность государственной власти: конституционно-правовой анализ // Социология власти. - 2010. - № 1. - С. 148-157.
17. Жовницкая О.В., Барашян Л.Р., Актуальные проблемы защиты прав потребителей, II Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15-20 февраля 2010г.
18. Иванова Т.М., История становления и развития института защиты прав потребителей за рубежом// «Вестник Астраханского государственного технического университета», №3 2005г.
19. Ковалева Л.И. Корпоративные организации. Учебное пособие. – Смоленск, 2019. – 170 с.
20. Леонова Т.М. Договор розничной купли-продажи / Т.М. Леонова. - Просвещение. - М. - 1994 г. - 325 с.
21. Максимов А.А. Французский гражданский кодекс 1804 г.. Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 1994. - 273 с.
22. Смирных А.Г., Защита интересов добросовестного приобретателя "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2001 г.
23. Тельгарин Р., О свободе заключения договора присоединения. Анализ зарубежного и российского законодательства // "Российская юстиция", 1997, N 1
24. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. - 261 с.