Фрагмент для ознакомления
2
В основе правовой базы для борьбы с международным терроризмом лежат инструменты, принятые в рамках ООН. В данном разделе будут подробно рассмотрены усилия таких органов ООН, как Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН и Комиссия ООН по международному праву, направленные на создание международно-правовой базы для борьбы с международным терроризмом. Внимание также будет обращено на усилия Комиссии по международному терроризму, которая была создана по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1972 году. Эта Комиссия была традиционным форумом для обсуждения проблемы международного терроризма. Некоторые члены Комиссии утверждали, что определенные действия характеризуют терроризм, другие считали, что запрещенные цели занимают центральное место в определении терроризма, третьи полагали, что важна личность исполнителей преступных актов. Жаркие дебаты в конечном итоге не привели к каким-либо юридически значимым результатам [18, c.98].
Однако в 1984 году по инициативе Комиссии Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию "О политике государственного терроризма и неодобрении любых действий государств, направленных на подрыв социального и политического порядка и других суверенных государств".
За последние два десятилетия международные усилия привели к принятию международно-правовых документов и других мер на международном и региональном уровнях, которые обеспечивают правовую основу для борьбы с международным терроризмом. К ним относятся 20 международных и региональных документов, а также резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. В настоящее время Шестой (юридический) комитет и Комитет Ад-Науза, созданные в соответствии с резолюцией 52/210 (1996) Генеральной Ассамблеи ООН, продолжают свою работу по завершению переговоров по проекту всеобъемлющей конвенции по международному терроризму Индии [120, c.12].
Формат международных договоров является основной формой, в которой ООН осуществляет свою деятельность в области международного противодействия терроризму. Венская конвенция 1969 года устанавливает принципы соблюдения и толкования международных договоров. Конвенция предусматривает взаимодополняющие толкования договоров. Типичное толкование договора может постепенно превратиться в обычное международное право. Таким образом, международные договоры и конвенции сочетают в себе элементы материального уголовного права и международного обычного права.
Однако, международные договоры и конвенции как материально-правовая основа также имеют недостатки. В конвенциях и договорах оперативная часть превалирует над материальной. Эти договоры касаются конкретных проявлений терроризма или одобрены ограниченным числом государств, что позволяет преступникам скрываться в странах, не подписавших эти документы. Другая слабость заключается в том, что они содержат протекционистские положения и двусмысленные формулировки, что позволяет преступникам избежать наказания. И самой большой слабостью договоров, касающихся конкретных видов терроризма, является вопрос ратификации. Например, на момент принятия резолюции Совета Безопасности 1373 только четыре страны ратифицировали Конвенцию о финансировании терроризма, в то время как 46 других стран подписали ее.
Только события 11 сентября повлияли на процесс ратификации. В течение шести месяцев после трагических событий 20 стран ратифицировали Конвенцию, которая должна была вступить в силу 10 апреля 2002 года. Однако борьба с терроризмом должна быть деятельностью, прочно укорененной в международном праве. Поэтому в документах ООН постоянно подчеркивается важность подписания, ратификации и эффективного осуществления Конвенции ООН по борьбе с терроризмом. Новым событием стала Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, впервые принятая в ООН 14 апреля 2005 года по инициативе России [24, c.87].
Конвенция является первым универсальным договором как по мирному, так и по военному атому, направленным на предотвращение террористических актов массового уничтожения. Таким образом, Конвенция по предотвращению терроризма впервые под эгидой ООН открывает возможности для сотрудничества в борьбе с терроризмом с применением ОМУ. Принципиальная новизна Конвенции открывает путь для разработки новых международно-правовых норм в борьбе с международным терроризмом в условиях, когда негосударственные субъекты обладают стратегическим оружием государств. Хотя применить Антитеррористическую конвенцию к вооруженным силам непросто, меры, предусмотренные Конвенцией, могут эффективно сдерживать террористов, пытающихся получить доступ к ядерному материалу. Следует также учитывать, что, хотя деятельность ООН не является нормативной, она может способствовать нормотворчеству в борьбе с международной преступностью и международным терроризмом. В этой связи важно отметить декларации, принятые Генеральной Ассамблеей ООН. Особо следует отметить Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, принятую Генеральной Ассамблеей в декабре 1994 года. Декларация примечательна тем, что содержит ряд принципиальных положений, ставших для международного сообщества установленным инструментарием для решения проблемы международного терроризма сегодня.
Положения Декларации, хотя и не имеют обязательной силы, но носят принципиальный характер, которые легли в основу многих других международно-правовых документов и помогли сформулировать основные принципы борьбы с международным терроризмом. Эти положения были закреплены в Декларации ООН 1966 года.
1.2.Этапы развития сотрудничества государств по борьбе с терроризмом
В развитии международного уголовного права большую роль сыграла инициатива Комиссии ООН по международному праву по созданию международно-правовой базы для борьбы с международным терроризмом. Комиссия ООН по международному праву в 1954 году подготовила проект кодекса международных преступлений, который до сих пор не вступил в силу. Однако его работа продолжается, и очевидно, что этот документ сыграет важную роль в борьбе с преступлением международного терроризма.
И.И. Карпец в свое время высоко оценил эту идею, отметив, что она "очень значительна просто потому, что признает необходимость законодательства для защиты людей от преступных действий, которые наносят вред как международному сотрудничеству, так и отдельным государствам и лицам" [15, c.70].
Другим важным документом является Статут международного уголовного права, подготовленный Комиссией ООН по международному праву. Необходимость создания международного судебного органа в рамках ООН напрямую связана с высоким ростом международной преступности. Если международные преступные деяния нарушают верховенство закона и интересы многих государств, то виновных в этих преступлениях должно судить не одно государство, а международный суд. Хотя международный терроризм не был включен в окончательный вариант Пакта, признается, что Суд может рассматривать другие международные преступления, а не только те, которые включены в Пакт, исходя из параметров преступления.
Окончательное принятие Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, разработанных Комиссией международного права ООН, также имеет важное значение для международного уголовного права. В настоящее время они приняты в качестве приложения к резолюции 56/589 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 года. Этот документ должен прояснить ответственность государств, не выполняющих свои международно-правовые обязательства по подавлению террористов, укрывающихся на их территории [26, c.407].
Совет Безопасности ООН играет особую роль в борьбе с международным терроризмом с момента принятия Резолюции 1373. Хотя эта резолюция была вызвана терактами 11 сентября 2001 года, в ней нет конкретной ссылки на это событие (хотя оно упоминается в преамбуле) и она не привязана ко времени. Большая часть резолюции относится к новым обязательным правилам международных действий и является больше, чем рекомендацией, относящейся к конкретной ситуации.
В резолюции, основываясь на конкретных обстоятельствах трагических событий 11 сентября, Совет Безопасности заявляет, что "такие акты, как и все акты международного терроризма, представляют собой угрозу международному миру и безопасности".
В комментариях единодушно отмечается, что, в силу своего обобщенного и абстрактного характера, резолюция 1373 является подлинной частью права Совета Безопасности, согласно принятому антитеррористическому органу. Предыдущие санкции Совета Безопасности, введенные в соответствии с главой VII Устава ООН, были направлены либо на конкретных получателей, либо на неопределенное число получателей. Однако только положения резолюции 1373 Совета Безопасности имеют характер полноценного законодательства, поскольку они не ограничены типом террористического преступления, временем, географией или национальными границами. Однако сомнительно, в какой степени полномочия Совета Безопасности могут быть расширены, чтобы объявить о существовании угрозы миру на основании существования феномена терроризма, в отрыве от конкретных обстоятельств.
Наконец, один момент, который можно применить к законотворчеству ООН. Эффективность любого международного правового режима зависит от его реализации и поддержки со стороны государств. Существующие международно-правовые документы по терроризму не образуют всеобъемлющей системы, и в них остаются пробелы. Уровень ратификации этих документов также остается очень низким.
Многосторонние инициативы, помимо ООН, также играют важную роль в борьбе с международным терроризмом. За последние два десятилетия многосторонние и региональные организации опубликовали ряд документов по борьбе с терроризмом.
Европейская конвенция о пресечении терроризма 1957 года, Конвенция о сотрудничестве в борьбе с терроризмом между государствами-участниками Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года, Арабская конвенция о наказании за терроризм 1998 года (подготовленная в рамках ЛАГ), Конвенция 1999 года о борьбе с терроризмом, Конвенция Исламской конференции (ОИК). Конвенция Исламской конференции (ОИК) 1999 года" - все они рассматриваются в этом контексте [30, c.953].
Авторитетный британский профессор-международник Морис Флори утверждает, что эти конвенции, несколько резолюций ООН и множество региональных организаций обеспечивают правовую основу для борьбы с терроризмом.
Однако можно согласиться с выводом Высокой группы ООН о том, что ООН должна иметь такой же уровень нормативной интенсивности в отношении применения силы негосударственными субъектами, как и в отношении применения силы государствами.
Терроризм - это идеология насилия, акт воздействия на принятие решений организациями международного сообщества, государственными учреждениями и органами местного самоуправления путем запугивания населения и (или) совершения иных противоправных насильственных действий. Важным элементом терроризма является страх, и террористы сеют страх в обществе посредством внезапных действий. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ) подробно определяет все аспекты борьбы с терроризмом.
Для пресечения террористических актов проводятся контртеррористические операции. В целях обеспечения безопасности населения могут вводиться специальные ограничительные правовые режимы. Физические лица, виновные в осуществлении террористической деятельности, несут уголовную ответственность.
В соответствии с ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ, рассматриваемое явление является одним из основных правовых актов, которые регулируют борьбу с ним. Здесь раскрывается правовая основа борьбы с терроризмом, его основные направления и принципы. Также даются разъяснения важных понятий в этой сфере.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года // A/RES/59/290
2. Арабская конвенция о наказании за терроризм // Международное право. International Law. - 2004. - № 1(17). - С. 224-240.
3. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней. - Нью-Йорк: ООН, 2002. - 98 с.
4. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года // Московский журнал международного права - Moscow journal of international law. - 2001. - №. 1. - С. 232-238.
5. Статьи об ответственности государств за международно - противоправные деяния, разработанных Комиссией международного права ООН. Приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56 / 589 от 12 декабря 2001 года / Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М., 2004. - С. 381 - 393.
6. Дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по учреждению Международного уголовного суда, Рим, 15 июня - 17 июля 1988: Официальные отчеты. - Нью-Йорк: ООН, 2002. - Т. 1-2.
7. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» // http://www.un.org/russian/secureworld.
8. Доклад Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли Организации Объединенных Наций в связи с терроризмом. - Нью-Йорк: ООН, 2002. - 20 с.
9. Резолюция Совета Безопасности ООН 1566 от 8 октября 2004 года // http://www.un.org/russian/document/scresol/res2004/resl 566. htm.
10. Резолюция Совета Безопасности ООН 1373 от 26 сентября 2001 г.//Дипломатический вестник. - 2001. - № 10. - С. 86-88.
11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 42/159. // Вестник МИД СССР. - 1988. - № 10. - С. 21.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954
13. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства РФ, - 2006. - № 11. - Ст.1146
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, апрель, 2012
15. Андрианова А.О. Некоторые особенности личности и роли субъекта преступления в рамках уголовно-правового противодействия финансированию терроризма // Юрист. 2021. № 3. С. 70 - 74.
16. Баженов, О. Н. Проблемы законодательного закрепления и применения уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за террористический акт / О. Н. Баженов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2021. – № 2(87). – С. 32-37.
17. Бастрыкин А.И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 6. С. 167 - 170.
18. Гаджиева, Э. М. Террористический акт / Э. М. Гаджиева // Молодой ученый. – 2020. – № 40(330). – С. 98-100.
19. Долгополов П.С. Экстремизм: понятие и меры по противодействию // СПС КонсультантПлюс. 2023.
20. Долгополов П.С. Терроризм: понятие и противодействие // СПС КонсультантПлюс. 2023.
21. Землин А.И. Безопасность жизнедеятельности для транспортных специальностей: противодействие терроризму на транспорте : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Землин, В. В. Козлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 155 с.
22. Измайлов Т.А. Деятельность террористических и экстремистских организаций как основная угроза подрыва государственной и общественной безопасности / Т. А. Измайлов // Студенческий вестник. – 2021. – № 45-3(190). – С. 29-32.
23. Истомина, К. В. Уголовная ответственность за террористический акт и содействие террористической деятельности / К. В. Истомина, А. Г. Ковалев // Материалы Афанасьевских чтений. – 2020. – № 4(33). – С. 5-8.
24. Кафтан В.В. Противодействие терроризму : учебное пособие для вузов / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 261 с.
25. Клевцов К.К. Структура норм, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции // Мировой судья. 2022. № 2. С. 7 - 11.
26. Кодзокова, Л. А. Феномены экстремизма и терроризма как актуальные проблемы современности / Л. А. Кодзокова, К. А. Карчаева // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 8(171). – С. 407-409.
27. Лизавин, Н. С. Проблема финансирования терроризма через невзаимозаменяемые токены (NFT) / Н. С. Лизавин // Научный аспект. – 2023. – Т. 7, № 4. – С. 877-881.
28. Мазний, Д. Н. Проблемы уголовной ответственности за террористический акт и акт международного терроризма / Д. Н. Мазний // Проблемы науки. – 2022. – № 6(74). – С. 66-68.
29. Правовые и организационные аспекты обеспечения противодействия терроризму на транспорте : учебник для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, В. В. Козлов, И. В. Холиков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 155 с.
30. Пузыревский, Р. В. Психология противодействия терроризму и экстремизму: технические средства и технологии против террористических угроз / Р. В. Пузыревский, Н. И. Ткаченко, П. С. Заигров // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 38. – С. 953-958.
31. Рысев, Ф. В. Международный терроризм и борьба с ним / Ф. В. Рысев // Академическая публицистика. – 2023. – № 12-2. – С. 335-340.
32. Террористический акт как преступление против общественной безопасности / М. А. Аверкина, В. В. Лизина, Н. С. Ямковенко, Д. А. Орлов // Интерактивная наука. – 2020. – № 4(50). – С. 99-103.
33. Толстых В.Л. Правовой режим Каспийского моря по Конвенции 2018 г. и интересы прикаспийских государств // Российский юридический журнал. 2020. № 1. С. 9 - 19.
34. Федякин, К. П. Терроризм как угроза национальной безопасности / К. П. Федякин // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2022. – Т. 2, № 4(103). – С. 124-130.
35. Шлыченко, Н. О. Информационный терроризм и борьба с ним / Н. О. Шлыченко, Л. А. Спектор // Аллея науки. – 2024. – Т. 1, № 3(90). – С. 457-461.