Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное и контролируемое взаимодействие педагогов и учащихся, конечной целью которого является формирование необходимой и полезной для общества личности.
Все педагоги мира в содержании воспитания ставили на первый план гражданственность, гуманность, а также моральные принципы. Например, Ян Амос Коменский признавал только педагогику, которая приносит пользу государству, помогая воспитывать хороших граждан.
Жан-Жак Руссо ставит цель воспитания: "воспитать не судью, не солдата, не священника, а человека".
Понятие воспитания является широким. Оно пронизывает все стороны человеческой жизни, именно поэтому выдающийся мастер современности В. А. Сухомлинский, разработав систему образования по интегральному развитию личности, справедливо полагал, что ее системообразующей чертой является нравственное воспитание. По мнению многих педагогов, в основе воспитания лежит развитие моральных чувств человека.
Самый ранний школьный возраст – наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, которая является основой для развития интеллекта учащегося. Психологи установили, что для этого возраста характерна повышенная восприимчивость к внешним воздействиям, вера в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость моральных норм; для него характерна непримиримость моральных требований к окружающим, откровенность в поведении.
Воспитание младших школьников – одна из самых сложных задач учителя. Для решения этой задачи учителю необходимы не только знания предметов начальной школы и методов их преподавания, но и умение направить свою деятельность на воспитание в процессе формирования учебной деятельности.
Для эффективного формирования моральных понятий у младших школьников наибольший потенциал дают уроки литературного чтения. Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных способностей детей младшего возраста и формирование у них положительного мировоззрения – одна из целей курсов литературного чтения.
На уроках литературного чтения учащиеся изучают следующие понятия: милосердие, доброта, справедливость, ответственность и так далее.
Произведения искусства, которые раскрывают благородные чувства, и мысли человека могут поощрять ученика, оценивать и переосмысливать свои качества и действия, усвоить и закрепить знания и нравственные нормы. Под руководством талантливого писателя, ученик проникает в суть явления, включая оценку эмоционального добра и зла.
Исходя из вышесказанного, актуальна выбранная нами тема "Роль чтения в воспитании младших школьников".
Цель исследования – теоретическое и практическое изучение роли чтения в воспитании учеников начальных классов.
Объект исследования – процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования – роль чтения в воспитании младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть воспитательный процесс в общеобразовательной организации.
2. Определить роль чтения и семейного чтения в процессе воспитания младших школьников.
3. Исследовать сформированность уровня воспитанности младших школьников и провести анализ результатов исследования.
4. Разработать рекомендации по повышению уровня показателей воспитанности младших школьников с помощью чтения.
Методы исследования:
Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Эмпирические – исследование.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Воспитательный процесс в общеобразовательной организации – это профессионально организованный целостный учебно - воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами развития культуры.
Целью воспитательного процесса является создание условий для развития личности школьника, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, облегчение процесса взаимодействия учителей, родителей и учащихся с целью эффективного решения общих задач.
Структура воспитательного процесса включает[2]:
1. Целевой компонент (цель и задачи воспитания). Проектирование воспитательного процесса, которое включает определение цели и конкретных задач воспитания.
2. Содержание воспитания. Совокупность понятий, поведенческих привычек и чувств гармонично развитой личности формируется в процессе воспитательной работы по следующим направлениям:
• Социальное воспитание. Оно направлено на формирование личности учащегося как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя определенной местности, члена общества и семьи.
• Психическое воспитание. Оно направлено на формирование интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания.
• Нравственное воспитание. Оно направлено на формирование духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе.
• Эстетическое воспитание. Оно направлено на развитие учеником различных проявлений человеческой культуры на индивидуальном и личностном уровне.
• Физическое воспитание. Оно направлено на формирование у учащегося потребности в здоровом образе жизни.
• Трудовое воспитание. Оно направлено на подготовку личности к активной жизни в обществе, на основе соответствующей самореализации в выбранной профессиональной сфере.
Организация воспитательного процесса в образовательной организации должна основываться на воспитательной программе. Это управленческий документ, характеризующий специфику содержания воспитания и особенности организации воспитательного процесса в конкретной образовательной организации.
Задачами воспитательного процесса в школе являются [6]:
1. Укреплять и поддерживать роль воспитания, направленного на формирование у учащихся патриотических качеств и компетенций.
2. Создать условия для сотрудничества между школой и родителями учащихся в области воспитания.
3.Поддерживать и укреплять традиции школы, направленные на создание сильного и дружного школьного коллектива.
4. Формирование и развитие у учащихся таких важных личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, инициативность и др.
Воспитательный процесс в школе, осуществляется в форме воспитательной работы, выполняемой в рамках образовательного процесса. Кроме того, более важна внеклассная и внешкольная работа, организованная учителем [7].
Сегодня существует установленный порядок планирования и проведения воспитательного процесса. Эта процедура может быть изменена или адаптирована в зависимости от условий школы или особенностей образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акутина, С. П. Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс / С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 1-4.
2. Борисова, Л. В. Воспитание как формирование и развитие личности / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5.
3. Дудкина, Л. П. Роль уроков литературы в процессе становления личности школьника / Л. П. Дудкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 249-251.
4. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146-148.
5. Калинина, Т. В. Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников / Т. В. Калинина, М. А. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (103). — С. 871-873.
6. Карюхина, А. С. Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры / А. С. Карюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 56-58.
7. Корнилова, А. В. Воспитательный процесс в начальной школе / А. В. Корнилова, Л. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 6 (80). — С. 93-95.
8. Коробова, Н. А. Процесс воспитания / Н. А. Коробова, Т. А. Созонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 8-10.
9. Кудимова, Т. В. Модели педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе / Т. В. Кудимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 494-496.
10. Кузьмина, Е. О. Воспитательный процесс и роль педагога в его организации / Е. О. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (2). — С. 285-288.
11. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем./ В.А. Левин. – М., 1994. – 190 с.
12. Логинова, Ю. А. Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников / Ю. А. Логинова, Н. В. Макушкина, Е. А. Сокольская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 23-25.
13. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464 с.
14. Нерсисян, Л. Р. Педагогика: воспитательная деятельность педагога / Л. Р. Нерсисян. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 2 (15). — С. 1-4.
15. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М., – 1979. – С. 450
16. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения./ К.Д. Ушинский. – Москва: Просвещение, 1968. – 557 с.
17. Чистякова, Н. С. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы / Н. С. Чистякова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2019 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2019. — С. 169-172.
18. Чубарьян, О.С. Книга и чтение в жизни небольших городов./ О.С. Чубарян – М., – 1973. – С. 231-236.
19. Шеховцова, Л. Д. Роль книги в развитии ребенка / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Р. И. Маркова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 3-6.
20. Щеголева, О. В. Роль книги в жизни ребёнка / О. В. Щеголева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 91-94.
21. Ярцева, Д. Ю. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Д. Ю. Ярцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 303-305.