Фрагмент для ознакомления
2
Знание условий и требований Таможенного кодекса позволяет безошибочно реализовывать товары в рамках определенного вида таможенных процедур, что полностью исключает несоблюдение правовых норм в отношении товаров, перевозимых через таможенную территорию.
В рамках различных таможенных процедур устанавливаются конкретные требования к расчету и уплате таможенных пошлин: полные, частичные или полностью отсутствующие. В рамках таможенного процесса применяются единые процедуры расчета, которые не зависят от вида продукции (меняются только тарифы и требования к разрешительным документам).
Перевозка товаров через таможенную границу может осуществляться любым участником внешней торговли: физическими лицами, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Таможенное оформление товаров может быть произведено только путем подачи таможенной декларации в электронном виде по специальной таможенной программе. Это может быть сделано независимо заявителем или внешнеторговым агентом.
Условно можно выделить 4 группы таможенных процедур:
основные общие (наиболее часто используемые, касающиеся импорта/ экспорта, транзита);
экономические (включая условия переработки, временного ввоза и хранения товаров на складе);
завершение (включая реимпорт, реэкспорт, отказ в пользу государства и уничтожение);
специальные (включая беспошлинную торговлю, временный вывоз и другие процедуры, применяемые к определенным категориям товаров иностранного происхождения).
Датой, в которую товар помещается в соответствии с выбранной процедурой, является день выдачи товара таможенным органом.
Выпуск товаров - это действие таможенных органов, позволяющее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной процедуры или в соответствии с условиями для определенных категорий товаров, которые не подпадают под действие таможенного режима в соответствии с настоящим кодексом (ст. 2 ТК ЕАЭС).
Контроль не является отдельным явлением, а является неотъемлемой частью процесса. Контролируется любая деятельность человека в любой области общественной жизни, т.е. это контрольный процесс. Управление предусматривает осуществление руководством нескольких последовательных мероприятий: подготовки и принятия решений, организации выполнения решений, контроля за их исполнением [6, с. 83].
Контроль может быть определен для того, чтобы обеспечить законность в ведении общественных дел. Контроль осуществляется, по крайней мере, почти всеми органами государственной власти, таможенные ведомства не исключения. Цель контроля - обеспечение выполнения принятых управленческих решений. Эту цель можно достичь, изучая реальную ситуацию в конкретной сфере жизни общества и выявляя отклонения от установленного требования [8, с. 91].
Для того чтобы осуществить таможенный контроль можно выделять:
таможенный контроль товаров;
международный таможенный контроль.
По направлению движения товара:
таможенный контроль товаров, которые ввозятся на территорию таможенной границы;
таможенный контроль товаров, которые вывозятся с территории таможенной границы.
После окончания таможенного осмотра:
предварительная проверка при ввозе товаров на территорию таможенной границы;
текущая проверка осуществляется при ввозе товаров на территорию таможенной границы и до выпуска их;
последующая проверка осуществляется при утрате статуса товаров под таможенном контролем.
Содержание понятия «таможенного контроля после выпуска товара» в теории таможенного законодательства не имело определенного подхода. Для обозначения данного термина в науке о таможенном праве используются термины «постаудит», «последующий контроль» [21, с. 76].
Деятельность по таможенному контролю после выпуска продукции осуществляется должностными лицами таможенного органа по следующим направлениям:
проверке факта производства продукции;
проверке достоверности заявленных при оформлении таможенных документов и контролю целевого пользования продукцией в случае выпуска продукции условно;
предоставлении льготы по таможенному платежу, предоставления которых связано с ограничениями на использование и распоряжение этими товарами.
Налоговые, внутренние органы и другие правоохранительные органы, и органы государственной власти сообщают таможне о наличии у них материалов о нарушениях таможенного права в порядке, установленном договорами с федеральными органами исполнительной власти, по таможенному делу. В целях улучшения таможенного надзора после выпуска продукции и транспорта и повышения безопасности международных организаций и международных таможенных служб иностранных стран проводится сотрудничество с организациями международной таможенной службы [5, с. 61].
1.2 Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках ЕАЭС
Двустороннее сотрудничество России и Беларуси в таможенной сфере развивается в рамках Союзного государства в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, является важной частью российско-белорусского практического сотрудничества и характеризуется положительными результатами. 22 июня 1996 года был создан Таможенный комитет Сообщества (Россия и Беларусь), который позже был переименован в Таможенный комитет Союзного государства.
В соответствии с Положением о Таможенном комитете Союзного государства его основными обязанностями являются:
участие в создании правовых и организационных условий для формирования и функционирования единого таможенного пространства, защита экономических интересов Союзного государства, обеспечение его хозяйственной деятельности в рамках своей компетенции;
Унификация и гармонизация таможенного законодательства, организация и ведение таможенных процедур в Союзном государстве в целях обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и транспортных средств и их транзита в пределах компетенции таможенных служб государств-членов Союзного государства;
обеспечение единообразия таможенных процедур в Союзном Государстве, таможенное регулирование, единый порядок экспортного и валютного контроля;
осуществление единой торговой и таможенной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
обеспечение формирования единой нормативно-правовой базы Союзного государства по таможенным вопросам, относящимся к компетенции таможенных служб;
разработка и внесение в органы Союзного государства предложений по установлению, внедрению и применению единых таможенных режимов и единого таможенного оформления и контроля;
обеспечение участия Союзного государства в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
Таможенный комитет Союзного государства возглавляет Президент, имеющий заместителей по числу государств-членов Союзного государства, которые назначаются на должности и освобождаются от должности решением Совета министров Союзного государства, представляющего Постоянный комитет Союзного государства, для представления интересов Постоянного комитета [10, с. 55]. Система таможенных органов Республики Беларусь представлена в Приложении.
Таможенный комитет Союзного государства сформировал коллегию, состоящую из председателя Таможенного комитета Союзного государства (председателя коллегии), его заместителей, а также руководящих работников центральных таможенных органов государств-членов Союзного государства с равным представительством от каждого центрального таможенного органа.
Функции рабочего аппарата Таможенного комитета Союзного государства выполняет Центральное подразделение Федеральной миграционной службы России. Таможенные органы России и Беларуси принимают активное участие в реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
В 2022 году завершена работа по реализации Российско-белорусской союзной программы гармонизации налогового и таможенного законодательства и сотрудничества в таможенной сфере. Подписан и вступил в силу Договор о гармонизации таможенного законодательства и сотрудничестве в таможенной сфере, основными направлениями которого являются: обмен информацией, совместный контроль, категоризация участников внешней торговли и унификация институтов ЕС.
Сформирована нормативно-правовая база Союзного государства, необходимая для создания и функционирования межправительственного центра по координации работы по управлению рисками, а также для выполнения аналитических функций и мониторинга таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства (далее - МГЦ). В нем содержатся документы, касающиеся материально-технических и организационных условий труда, прохождения государственной службы Союзного государства, оплаты труда и социальных гарантий его должностных лиц [7, с. 83].
С 22 ноября 2022 года начал работу МГЦ с определенной штатной должностью из 30 человек (на паритетной основе по 15 человек в каждой).
В 2023 году состоялось 1-е заседание Таможенного комитета Союзного государства в очном формате (19 сентября 2023 года, Минск), на котором главной темой повестки дня стал отчет о промежуточных результатах деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант плюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2018
4. Агапова А.В. Анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации по контролю таможенной стоимости / А.В. Агапова // Бюллетень инновационных технологий. - 2022. -Т.6. - № 2(22). - С.5-8.
5. Акимочев А.А. Особенности контроля таможенной стоимости на современном этапе / А.А. Акимочев // Образование и право. – 2023. – № 5. – с. 129-132.
6. Афонин, П.Н. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров / П.Н. Афонин, Р.А. Кузьмичева // Бюллетень инновационных технологий, 2020. – № 3. – с. 54-60.
7. Аширов Р.М. Повышение эффективности организации и проведения таможенного контроля таможенной стоимости после выпуска товаров / Р.М. Аширов // Экономика и управление народным хозяйством. - 2021. - № 16(18). - С.22-28.
8. Вериш, Т.А. Проблемы взимания таможенных платежей / Т.А. Вериш. // Проблемы и перспективы экономики и управления. - 2020. – № 12. – с. 248-251.
9. Власова Л.Е. Актуальность контроля таможенной стоимости в условиях риска недостоверности ее указания / Л.Е. Власова // Молодой ученый. - 2022. - № 51(446). - С.346-348.
10. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 234 с.
11. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела: учебное пособие / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.
12. Крюкова, Н.И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 221 с.
13. Матвиенко, Г.В. Принципы установления и взимания таможенных платежей: соотношение частных и публичных интересов / Г.В. Матвиенко. // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2020. – с. 63-70.
14. Мокров, Г. Г., Таможенная стоимость : учебник / Г. Г. Мокров. — Москва : КноРус, 2023. — 437 с.
15. Новиков, В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебное пособие / В. Новиков В. Ревин, М. Цветинский. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2022. – 328 с.
16. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС : учебник для вузов / С. А. Новикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 380 с.
17. Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 302 с.
18. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 450 с.
19. Тюленева, Т. А. Совершенствование налогового планирования как фактор обеспечения устойчивого развития горнодобывающего региона (на примере Кемеровской области) / Т. А. Тюленева // Управление устойчивым развитием. – 2020. – № 1(26). – С. 25-31.
20. Ягубов Ш.Р. Проблемные аспекты при таможенном декларировании, препятствующие развитию таможенного дела / Ш.Р. Ягубов // Промышленность: экономика, управление, технологии – 2020. – № 1 – с. 51-56.