Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется методической работе с педагогическими коллективами. Она является неотъемлемой частью повышения качества образования и профессионального развития педагогов.
Одной из наиболее эффективных форм методической работы является семинар-практикум. Этот формат сочетает в себе как теоретические, так и практические аспекты обучения.
Семинар-практикум позволяет не только разработать и обсудить методы и приемы, способствующие успешному развитию детей, но и создать пространство для обмена опытом, обсуждения актуальных проблем и поиска инновационных решений. Эта форма работы способствует активному вовлечению педагогов в процесс обучения, формируя у них потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном росте.
Важно отметить, что семинар-практикум решает конкретные методические задачи, формирует у педагогов единое методическое пространство, где каждый может внести свой вклад в общее дело.
В быстро меняющемся образовательном пространстве, где требования к образовательному процессу и педагогам постоянно растут, семинар-практикум становится важнейшим инструментом для повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью внедрения современных педагогических технологий и активных методов обучения в практику работы с детьми. В условиях постоянных изменений в образовательных стандартах и требованиях к качеству образования необходимо обеспечивать педагогов актуальными знаниями и навыками. Семинары-практикумы позволяют знакомить педагогов с новыми методиками, технологиями и подходами в образовании, адаптируя их к специфике работы ДОУ. Кроме того, семинар-практикум помогает педагогам повысить свою квалификацию и формирует у них профессиональную идентичность, что положительно влияет на качество образовательного процесса. Основной акцент на сотрудничество и обмен опытом создает атмосферу единства и поддержки в коллективе, что важно для формирования эффективной команды.
Вместе с тем, в процессе проведения семинаров - практикумов могут возникать различные проблемы. Во-первых, участники могут иметь разный уровень подготовки, что затрудняет процесс обучения. Во-вторых, у педагогов может не хватать времени, так как они заняты другими делами. В-третьих, могут возникнуть проблемы с материалами или финансированием.
Проблема организации семинаров-практикумов является особо актуальной, когда педагоги испытывают отсутствие времени для оценки потенциала новых технологий, недостаточность готовых методических материалов по инновациям. Несмотря на то, что профессиональный рост педагога сопровождается поиском новых методик, зачастую это сопряжено с ошибками, заблуждениями, разочарованием.
В современном быстро меняющемся мире периодическое повышение квалификации не является решением проблемы, так как приходится постоянно переучивать педагогов в соответствии с происходящими изменениями. Поэтому возникает необходимость непрерывного образования. В этом существенную методическую помощь оказывают семинары – практикумы, которые ориентированы на формирование потребностей педагогов к самосовершенствованию. Именно они помогают педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников. Иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители - педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.
Таким образом, семинары - практикумы являются важным инструментом методической работы с педагогическим коллективом, что, безусловно, способствует улучшению образовательного процесса и повышению профессиональной компетентности воспитателей.
Объект исследования: методическая работа с педагогическим коллективом в процессе организации семинаров - практикумов.
Предмет исследования: семинар-практикум как интегрированная форма методической работы в ДОУ.
Цель исследования: теоретическое обоснование роли семинаров – практикумов в методической работе с педагогическим коллективом ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, сущность семинара-практикума в системе методической работы
2. Определить основные задачи семинара-практикума для педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
3. Изучить структуру семинара-практикума.
4. Рассмотреть формы организации семинаров - практикумов.
Методы исследования: изучение и анализ психолого – педагогической литературы.
Методологическая основа исследования: К.Ю. Белая, К.С. Буров, В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич, И.В. Никишина, Л.В. Поздняк, Ю.Н. Poдиoнoвa и др.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список источников и литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА КАК ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДЕТСКОГО САДА
1.1 Понятие, сущность семинара-практикума в системе методической работы
Методическая работа с педагогическим коллективом детского сада осуществляется с помощью различных форм. Среди них можно выделить семинар-практикум. Эта форма методической работы имеет практико-ориентированную направленность, что позволяет сформировать у педагогов не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, профессионально важные качества, которые необходимы современному работнику дошкольного образования.
Ю.Н. Poдиoнoвa отмечает, что семинар-практикум – это интегрированная форма методической работы, которая сочетает в себе в себе как теоретическую, так и практическую составляющие. Теоретическая часть семинара-практикума нацелена на повышение уровня компетентности педагогов по конкретной теме. Практическая же часть позволяет педагогам применить полученные знания в практической деятельности: при решении педагогических ситуаций, организации игр, анализе и обобщении передового педагогического опыта. [22, 139].
В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич определяют семинар-практикум как форму повышения квалификации педагогов, сочетающую знакомство воспитателей ДОУ с достижениями науки и передовым педагогическим опытом, и практическую часть, направленной на развитие умений и навыков, необходимых в их профессиональной деятельности [10, 56].
Ю.К. Белая считает, что семинар-практикум – это форма методической работы, которая включает в себя сообщения по определенной теме или проблеме, обобщение педагогического опыта, формирование и совершенствование умений педагогов. К проведению семинара-практикума привлекаются специалисты, воспитатели, которые имеют опыт работы по рассматриваемой на семинаре-практикуме проблеме. Педагоги под руководством специалиста осваивают определенные практические умения [3, 24].
К.С. Буров дает характеристику семинара-практикума с позиции мероприятий управленческого характера. По его мнению, семинар-практикум проводится в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса [4, 17].
Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко семинар-практикум относят к одной из эффективных и часто используемых форм методической работы. Семинар-практикум, по их мнению, сочетает в себе теоретическую подготовку педагогов и практическую деятельность, включающую выполнение практических заданий, обсуждение опыта коллег, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу [20, 68].
С.В. Рогова определяет семинар-практикум как форму методической работы в ДОУ, направленной на повышение профессиональной компетентности воспитателей и сочетающей в себе теорию и практику по определенной проблеме дошкольной педагогики. Преимуществами данной формы являются:
а) практико-ориентированная деятельность;
б) возможность открытого диалога;
в) возможность опробовать «здесь и сейчас»;
г) обмен опытом и направленность на саморазвитие [21, 32].
О.Ю. Наумова, С.В. Корнев отмечают, что в ходе семинаров-практикумов предусмотрены вероятность обсуждения разных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в результате позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Для успешной реализации занятия важно выбрать актуальные для воспитателей ДОУ темы семинаров, которые затрагивают все вопросы жизнедеятельности учреждения и коллектива [17, 58].
А.В. Лыбак подчеркивает, что главное отличие семинаров-практикумов заключается в практической части заседания, обсуждениях и последующих выводах; семинары-практикумы позволяют углубленно изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и методик работы. В результате участники мероприятия не только приобретают полезные практические навыки, но и могут самостоятельно разрабатывать инновации, педагогические технологии или методики работы с воспитанниками [14, 53].
Т.Г. Сальникова отмечает, что в методической работе ДОО семинар-практикум занимает важное место, т.к. практически содействует непрерывному образованию педагогических кадров, повышает их профессиональную квалификацию, оказывает педагогам действительную поддержку в развитии их профессионализма как сплава профессиональных знаний, умений и важных для передового педагога качеств и свойств личности [23, 34].
По мнению И.В. Андреевских, семинар-практикум является формой профессионального общения и взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации, так как в ходе семинара-практикума каждый из участников имеет возможность выступить перед коллективом, высказать свою точку зрения, принять участие в обсуждении, выдвижении каких-либо идей, новаторских разработок. В семинаре-практикуме могут быть задействованы не только воспитатели, но и другие специалисты ДОУ – психолог, логопед, педагог по физическому воспитанию, педагог по изобразительной деятельности и другие. Это дает возможность взглянуть на обсуждаемую проблему с различных сторон, разных областей, что в свою очередь обеспечивает интегрированный характер данного мероприятия [1, 42].
Таким образом, семинар-практикум – это форма методической работы, которая сочетает в себе теорию и практику. При организации и проведении семинаров-практикумов для педагогов решается основная задача образования – создание условий обеспечения качества образования через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности педагога.
1.2 Основные задачи семинара-практикума для педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения
В педагогическом коллективе ДОУ семинар-практикум решает ряд важных задач. Данные задачи обеспечивают возможность профессионального роста и развития педагогов, повышения уровня компетентности. Среди основных задач можно выделить развитие практических умений, обмен опытом, формирование способности к саморазвитию.
Л.М. Звезда, А.Ю. Колдаева отмечают, что основная задача семинара-практикума – совершенствование практических навыков педагогов. Решение данной задачи осуществляется через:
– оказание непосредственной методической помощи педагогам;
– создание условий для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара вопросов, повышение интереса к профессиональной деятельности, осознание необходимости повышения уровня самообразования, рефлексию собственного профессионального опыта участниками семинара [9, 39].
И.В. Никишина считает, что механизм, реализуемый в ходе проведении семинара-практикума, должен базироваться на личностно-ориентированном подходе в образовании и представлять интегрированную модель современных педагогических технологий. Семинар-практикум позволяет реализовать различные технологии методической работы с педагогическим коллективом, которые в свою очередь способствуют решению разнообразных задач:
1. Технологии сотрудничества, которые позволяют:
– формулировать общие цели и задачи для всей группы педагогов;
– определять индивидуальную ответственность за результат;
– оценивать работу группы в целом.
2. Проблемное обучение:
– предлагает рассмотреть различные педагогические ситуации в профессиональной деятельности педагога;
– побуждает преподавателей к деятельности по анализу собственной педагогической деятельности.
3. Дифференцированное обучение, осуществляется через формирование групп преподавателей (создание микрогрупп – различный состав педагогов).
4. Групповые технологии предполагают (на принципах дифференциации) и выполнение определенных заданий сообща под непосредственным руководством ведущего. Информационно-коммуникационные технологии позволяют организовывать работу с информационными источниками, выстраивать диалог [19, 41].
По мнению Е.Ю. Назаровой, основной задачей семинара-практикума является создание условий для формирования практических умений и навыков воспитателей в реализации образовательной программы ДОУ, достижению целевых ориентиров дошкольного образования. Решение данной задачи осуществляется благодаря структуре семинара-практикума:
1. Организационный момент. Цель – содействовать установлению позитивного рабочего настроя у педагогов и готовности к сотрудничеству в процессе семинара-практикума. На данном этапе у воспитателей формируется профессиональная мотивация, направленная на саморазвитие, самообразование, повышение уровня квалификации.
2. Актуализация темы семинара. Цель – подготовка к сотрудничеству. На данном этапе формулируется проблема: что известно и не известно, какие вопросы актуальны для современного дошкольного образования, какие успехи достигнуты, что необходимо изучить для решения заявленной проблемы.
3. Теоретическая часть. Цель – рассмотрение вопросов семинара. Тема семинара-практикума разбивается на подпункты, подвопросы, которые озвучиваются докладчиками. Задачей семинара-практикума на данном этапе заключается в том, что сформировать целостное представление у педагогов по рассматриваемой проблеме.
4. Практическая часть. Цель – формирование практических умений и навыков по заявленной проблеме. На данном этапе организуются практико-ориентированные задания для педагогов: разбор ситуационных задач, ролевые и деловые игры, просмотр и обсуждение фрагментов занятий, дидактические упражнения и т.д.
5. Рефлексия. Цель – самооценка и оценка занятия. Данный этап направлен на формирование у педагогов умений и навыков рефлексии, подведения итогов, самоанализа [16, 18].
Н.П. Лосев выделяет следующие задачи семинара-практикума, которые также соотносятся с его этапами:
1. Установление контакта, сотрудничества, сплочение педагогов, формирование коллектива.
2. Формирование способностей к активному взаимодействию на основе выявленных проблем.
3. Определение конкретных показателей, демонстрирующих решение обсуждаемой проблемы.
4. Конкретизация знаний и умений при проведении анализа (самоанализа) педагогической деятельности.
5. Развитие интереса педагогов к анализу собственной деятельности и побуждение к профессиональному развитию [15, 52].
Таким образом, семинар-практикум позволяет решать важные задачи, которые повышают уровень профессиональной компетентности педагогов. Основными задачами являются: формирование практических умений и навыков воспитателей, развитие навыков профессионального общения и взаимодействия, способности к самоанализу, саморазвитию. Решение данных задач являются важными для современного педагога ДОУ, от которого зависит успешность реализации целевых ориентиров стандарта дошкольного образования. Для достижения задач необходимо понимание структуры и этапов проведения, а также разнообразия форм организации семинара-практикума.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреевских И.В. Семинары - практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ. - М.: Юрайт, 2019. – 87 с.
2. Астрейко Е.С. Семинар - практикум как эффективная форма повышения общепедагогической культуры преподавателя. - М.: Дрофа, 2020. – 56 с.
3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 96 с.
4. Буров К.С. Управление методической работой в образовательном учреждении. – М.: Юрайт, 2022. – 97 с.
5. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ. - М. 2021. -144 с.
6. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2011. № 6. – С. 70 -78.
7. Васякина А.С. Профессиональная готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3. – С. 12 – 17.
8. Винниченко Н.Л. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в рамках семинара-практикума // Научно-педагогическое обозрение. – 2018. – № 1. – С. 43 – 50.
9. Звезда Л.М. Семинар - практикум как эффективная форма повышения профессионального мастерства молодых педагогов // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. - 2018. – №6. – С. 37 – 39.
10. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. - М.: 2021. – 109 с.
11. Колоколова П.А. Проектирование методической работы по развитию творческого характера педагогической деятельности воспитателей ДОУ в рамках творческих групп // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 12. – С. 57 – 60.
12. Котлярова И.О. Инновационные системы повышения квалификации. – М.: Просвещение, 2020. – 179 с.
13. Корепанова М.В., Липчанская И.А., Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 80 с.
14. Лыбак А.В. Методическая работа с педагогами ДОУ: к вопросу организации семинаров-практикумов // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 5. – С. 50 – 57.
15. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2022. -152 с.
16. Назарова Е.Ю. Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей по экологическому образованию // Детский сад от А до Я. – 2020. – № 1. – С. 14 – 21.
17. Наумова О.Ю. Многопрофильный семинар-практикум как инновационная форма научно - методической деятельности образовательных организаций / О.Ю. Наумова, С.В. Корнев. – М.: Мозаика - Синтез, 2022. – 92 с.
18. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, - 2020. - 198 с.
19. Полуян А.А. Семинар – практикум как ведущая форма профессионального взаимодействия и развития специалистов образования. – М.: Мозаика Синтез, 2020. – 76 с.
20. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. - М.: академия,- 2021. – 321 с.
21. Рогова С.В. Семинар-практикум как одна из форм развития потенциала педагога // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации. – 2018. − №5. – С. 29 – 34.
22. Родионова Ю.Н. Особенности использования семинара-практикума в работе методической службы дошкольного образовательного учреждения. М.: Юрайт, 2021. – 187 с.
23. Сальникова Т.Г. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов: из опыта работы / Т.Г. Сальникова. – СПб: Детство-Пресс, 2022. – 274 с.