Фрагмент для ознакомления
2
Чтение представляет собой разновидность речевой деятельности. Согласно М.Р. Львову, это процесс преобразования графически зафиксированных знаков в звуковую речь и её осмысление, когда читается вслух, или в смысловые единицы без звукового сопровождения, когда читается про себя.
Чтение отличается способностью к пониманию текста, где основная задача — распознавание и воспроизведение авторской мысли, что вызывает определенную реакцию у читателя.[1]
В энциклопедическом словаре «Книговедение» чтение описано как особая форма языкового взаимодействия через печатные или написанные тексты, выполняющая роль одной из главных форм посреднической коммуникации.
Здесь уточняют, что чтение — это процесс смыслового восприятия читателем информации, заключенной в текстах.
Определение из «Терминологического словаря по библиотечному делу» рассматривает чтение как деятельность с целью удовлетворения разнообразных потребностей путем печатной информации. В «Словаре-справочнике по методике русского языка» чтение описывается как преобразование графического текста в звуковую речь.
Согласно Н.Ф. Бунакову, чтение служит важнейшим инструментом начальной школы, влиять на развитие учеников. Н.Н. Светловская метафорически описала чтение как диалог между книгой и читателем.
В толковании В. Даля «читать» означает разбирать письменный текст, а в словаре под редакцией Д.Н. Ушакова — осознавать письменную речь по знакам. С. Ожегов и Н. Шведова тоже определяли чтение как восприятие написанного. Даже в «Мертвых душах» Гоголева персонаж тратит всю энергию на складывание букв в слова.
Н.А. Рубакин сформулировал, что чтение — это создание собственных мыслей через осознание чужих. Этот процесс сложен и включает зрительное, речедвигательное и речеслуховое восприятия, что подтвердил Б.Г. Ананьев, исходя из сложных взаимодействий анализаторов.
Этапы, описываемые Б.Д. Элькониным, предполагают, что ребенок должен различать и узнавать буквы, чтобы правильно воспринять слог, и это требует времени и усилий.
Научный подход признает важность чтения как показателя развития познавательных процессов, указывающего на возможности и трудности в обучении.[11]
Среди исследователей психофизиологических механизмов чтения отмечают вклад А.Я. Трошина, Л.М. Шварца и других, а их исследования продолжают Ю.В. Новиков, О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов и другие учёные, развивающие методические исследования в этой области.
Обратимся к исследованиям А.Я. Трошинина, анализирующего психофизиологические механизмы чтения на стыке XIX и XX веков. В его работах выделяются три ключевых аспекта:
Оптическое восприятие письменных символов.
Репродукция звуков, связанных с этими символами через ассоциативные связи, образующие символические связи.
Воспроизведение смысла, связанного с устными словами таким же образом.
Исследования А. Трошинина опираются на результаты немецких ученых Гельмгольца и Додже, которые установили, что область познания при чтении шире, чем зона ясного восприятия символов.
Восприятие текста младшими школьниками отличается от взрослого читателя и характеризуется следующими особенностями:
Фрагментарность и отсутствие целостного восприятия.
Недостаточное развитие абстрактного мышления.
Опора на личный опыт и связь с практической деятельностью.
Яркая эмоциональность и искренность в сопереживании.
Интерес к содержанию, а не к форме речи.
Недостаточное понимание выразительных средств.
Навык чтения принято оценивать по четырем качествам:
Правильность, подразумевающая плавное чтение без искажений, влияющих на смысл.
Беглость, следует понимать как скорость, которая влияет на восприятие текста, оцениваемая по количеству прочитанных слов за минуту.
Сознательность, связываемая с пониманием авторского замысла и художественных приёмов, а также осознанием личного отношения к тексту.
Выразительность, характеризующаяся передачей основной мысли произведения через интонацию и паузы, а также четкость и выразительность дикции.[2]
Эти качества взаимосвязаны и влияют друг на друга. Если неправильно произносить графические знаки, затрудняется понимание текста, а понимание целостного смысла облегчает правильное чтение. Беглое чтение, регулирует темп и становится инструментом выразительности.
Переходя к термину "техника чтения", отметим, что согласно Т.Г. Егорову, чтение складывается из трёх связанных действий: восприятия символов, произнесения и осмысления.
У ребёнка они происходят поочерёдно, но со временем синтезируются. В. Егоров подчеркивает, что техника и осмысление чтения должны идти рука об руку для достижения точного и выразительного чтения, что возможно только при одновременности всех трёх действий.
1.2. Особенности формирования навыка чтения у младших школьников
Одной из ключевых целей обучения в начальной школе является развитие навыка чтения у детей, что служит основой для всего будущего образования. В. Сухомлинский отмечал: «Чтение – это окно, через которое дети познают мир и самих себя». Хотя методики обучения чтению всё ещё вызывают споры, установлено, что знание соответствий между буквами и звуками является необходимым элементом [2].
Существует два основных противопоставленных подхода к обучению чтению: лексический (метод целых слов) и фонетический [18].
Фонетический метод базируется на алфавитном принципе, предполагая изучение произношения букв и звуков, или фонетики. Сначала детям предоставляются базовые знания, затем они переходят к слогам и, в конечном итоге, к словам. В этом методе выделяются два направления:
Метод систематической фонетики предлагает поэтапное обучение: от произношения звуков к изучению букв и их соединению.
Метод внутренней фонетики акцентируется на визуальном и смысловом чтении, начиная с распознавания слов по изображениям, а затем переходя к изучению звуков, имеющихся в буквах. Этот метод менее эффективен из-за особенностей мышления [4].
Также существуют другие альтернативные методы.
Т.Г. Егоров определяет три этапа обучения чтению:
Аналитический – это слого-буквенный анализ и чтение по слогам;
Синтетический - целостное восприятие слов по длине и конфигурации;
Автоматизация [26].
Лексический метод начинается с изучения часто используемых и одинаково читаемых слов. Метод Домана предполагает запоминание слов как единиц, без деления на составляющие, изучение 50-100 слов и последующее чтение текстов с этими словами. Метод целого текста, аналогичный методу Домана, больше ориентирован на языковой опыт, когда ребенок учится распознавать значения незнакомых слов через контекст или иллюстрации, поощряя написание рассказов. Здесь процесс чтения делает приятным, а фонетические правила изучаются неявно, без исправления ошибок [25].
Метод Зайцева основывается на изучении "складов" — единиц языка, состоящих из согласных и гласных. Кубики с "складами" помогают понять различия между звуками. Таким образом, ребёнок учится составлять слова из складов [29].
Метод Мура обучает детей звукам и буквам с помощью печатной машинки, которая произносит звуки по мере нажатия клавиш, позволяет детям учиться через повторение [9].
Метод Монтессори предполагает обучение буквам, их узнаванию и произношению, затем формированию слов и предложений [3].
Метод Сессиль Лупан предлагает изучение алфавита в песенной форме, с буквами в виде животных. Сначала дети произносят слоги, записанные на листах, а потом переходят к предложениям и текстам, где герой — сам ребёнок [8].
Согласно мнению Т.Ю. Губарева, чтобы освоить смысловое восприятие при чтении, необходимо иметь:
достаточный интеллектуальный уровень,
умение логически рассуждать,
стабильное психическое состояние ребенка и развитие высших психических функций в соответствии с возрастом [7].
Каждый ребенок развивается в своем ритме, включая навык чтения. Начальный этап чтения по слогам демонстрирует начало освоения навыка на аналитическом уровне, обычно происходящем в период обучения грамоте. На синтетическом уровне дети начинают читать целыми словами, что обычно наблюдается во втором классе начальной школы. К 9-10 годам навык чтения автоматизируется благодаря формированию произвольного внимания и регуляции действий. Процесс формирования этого навыка у младших школьников продолжается в среднем 3-4 года. Оптимальным возрастом для начала обучения чтению считается 6 лет. К этому времени развитые когнитивные способности, такие как внимание, память и самоконтроль, способствуют обучению чтению.
Таким образом, навык чтения коррелирует с уровнем развития мелкой моторики, поэтому полезны занятия лепкой, штриховкой, вырезанием, работой с конструкторами, вязанием и вышиванием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, И. В. Психологические аспекты формирования навыков чтения у младших школьников. – Москва: Просвещение, 2022.
2. Атаров, Б. Н. Чтение и понимание текста. Формирование навыков у младших школьников. – Санкт-Петербург: Издательство РГУ, 2021.
3. Бунаков, Н.Ф. Избранные педагогические сочинения / Н.Ф. Бунаков. — М.: Просвещение, 2020. — 352 с.
4. Ваганова, Л. П. Методы обучения чтению в начальной школе. – Казань: Издательский дом КГУ, 2020.
5. Вопросы теории и истории педагогики: Сборник научных трудов / ред. А.Я. Трошин, Л.М. Шварц. — М.: Изд-во МГУ, 2019. — 278 с.
6. Губарева, Т. Ю. Современные подходы к обучению чтению в начальной школе. – Москва: Академия, 2023.
7. Давыдов, А. В. Развитие навыков смыслового чтения у младших школьников. – Новосибирск: Наука, 2019.
8. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. — М.: АСТ, 2021. — 768 с.
9. Егоров, Т. Г. Теория и практика обучения чтению: Учебное пособие для учителей начальных классов. – Екатеринбург: УрФУ, 2020.
10. Ельконин, Д.Б. Психология развития младших школьников / Д.Б. Ельконин. — М.: Изд-во МГУ, 2018. — 439 с.
11. Захарова, О. С. Игровые методы формирования навыков чтения у младших школьников. – Саратов: Издательство СГУ, 2021.
12. Иванова, М. А. Формирование читательской грамотности у младших школьников. – Калининград: Янтарный край, 2022.
13. Карпова, Л. И. Литературное чтение в начальной школе: методическое пособие. – Москва: Русское слово, 2021.
14. Кузнецов, О.А. Основы методики обучения чтению в начальной школе / О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов. — М.: Академия, 2022. — 304 с.
15. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальной школе / М.Р. Львов. — М.: Владос, 2023. — 512 с.
16. Николаева, П. В. Использование информационных технологий в обучении чтению. – Воронеж: ВГУ, 2020.
17. Новиков, Ю.В. Теоретические основы чтения: Введение в педагогику / Ю.В. Новиков. — М.: Высшая школа, 2020. — 176 с.
18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 80 000 слов с приложением / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Аделант, 2022. — 944 с.
19. Основы государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НО). — М.: Министерство образования и науки РФ, 2021. — 116 с.
20. Петрова, С. Н. Формирование интереса к чтению у младших школьников. – Челябинск: Цицеро, 2023.
21. Рубакин, Н.А. Психология чтения / Н.А. Рубакин. — М.: Наука, 2019. — 296 с.
22. Рубцов, А. Ю. Чтение как процесс: методология и практика обучения. – Томск: ТГУ, 2020.
23. Светловская, Н.Н. Формирование читательской грамотности у младших школьников / Н.Н. Светловская. — М.: Педагогика, 2020. — 255 с.
24. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1973.
25. Трошин, А.Я. Проблемы и методы обучения грамоте / А.Я. Трошин, Л.М. Шварц. — М.: Владос, 2018. — 320 с.
26. Трошинина, А. И. Педагогические технологии развития навыков чтения. – Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2022.
27. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. — М.: АСТ, 2023. — 864 с.
28. Хромов, Л.Н. Психолого-педагогические аспекты обучения чтению / Л.Н. Хромов. — М.: Аспект Пресс, 2021. — 288 с.
29. Шварц, Л.М. Основы педагогической диагностики / Л.М. Шварц, ред. А.Я. Трошин. — М.: Академия, 2022. — 200 с.
30. Яковлева, Е. В. Интерактивные методы обучения чтению в начальной школе. – Самара: Издательство СГУ, 2019.