Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития нашего государства институты семьи и детства приобретают все большую общественную значимость.
Согласно ст. 38 Конституции РФ, материнство, детство и семья нахо-дятся под защитой государства. Защита семьи является актуальной для нашего государства, особенно семьи, которая потеряла кормильца.
Система социального обеспечения нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца включает в себя различные виды обеспечения на феде-ральном, региональном и муниципальном уровнях. Пенсионное обеспечение является основным видом обеспечения лиц, потерявших кормильца.
Российская Федерация признана социальным государством, а это озна-чает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и сво-бод человека и гражданина. Целью российского государства является обес-печение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих до-стойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конститу-цией РФ (п.п.1,2 ст.7, п.1 ст.38, ст.41, ст.38) право на пенсионное обеспече-ние является одним из основных прав человека и гражданина.
Социальное обеспечение сопровождает всех людей с момента рождения до смерти. В основу возникновения отношений связанных с социальным обеспечением положены такие жизненно важные события, как рождение че-ловека, безработица, инвалидность, его болезнь, бедность, старость, необхо-димость в поддержке и помощи по причинам, чаще всего независящим от самого человека. Социальные пенсии представляет собой один из видов со-циальной помощи нуждающемуся населению.
Социальная пенсия представляет собой один из видов пенсий по госу-дарственному пенсионному обеспечению. Она считается своего рода гаран-тированным минимальным пособием государства по старости, потере кор-мильца или инвалидности. Финансирование социальных пенсий полностью осуществляется из федерального бюджета, когда основным источником фи-нансирования трудовой пенсии являются уплачиваемые в бюджет Пенсион-ного фонда страховые взносы за застрахованных лиц. Размер данного вида пенсий определяется и индексируется с учетом величины прожиточного ми-нимума.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации играет важную роль в социальной политики государства. От грамотной деятельности государ-ственной власти в этой области зависит благополучие нетрудоспособных граждан, которые нуждаются в социальной помощи для предотвращения жизненных трудностей, которые они не могут самостоятельно преодолеть.
Цель данной работы – провести анализ пенсии по случаю потери кор-мильца.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и основания назначения пенсии по случаю потери кормильца.
2. Выявить особенности пенсии по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.
3. Рассмотреть порядок назначения и выплат страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в про-цессе назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование страхо-вой пенсии по случаю потери кормильца.
Теоретической основой данной работы послужили законодательные и нормативные акты по теме исследования, учебные пособия и статьи учё-ныхправоведов, учебно-методическая и научная литература.
Практическую базу работы составили Конституция Российской Феде-рации, нормы законодательства о социальном обеспечении, Федеральный Закон от 28.12.2013 № 400–ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи».
Методологическая основа исследования. В процессе исследования ис-пользовались общие и специальные методы идентификации. Помимо методов диалектической идентификации, в работе используются и юридические мето-ды, методы прямого наблюдения и формально-правового анализа.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, списка ис-пользованных источников.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА
1.1 Сущность и основания назначения пенсии по случаю потери
кормильца
Социальные пенсии в России имеют долгую историю формирования и развития, которая началась еще во времена Советского Союза. В данном па-раграфе рассмотрим этапы становления и развития социальных пенсий в России, начиная с их появления и заканчивая современным законодатель-ством.
История социальных пенсий в России начинается с 1917 года, когда были введены первые пенсионные выплаты для некоторых категорий граж-дан. В 1928 году был принят Закон о государственном пенсионном обеспе-чении, который определил основные принципы пенсионного обеспечения в СССР. Согласно этому закону, пенсии предоставлялись гражданам, достиг-шим определенного возраста (женщинам - 55 лет, мужчинам - 60 лет), а так-же инвалидам и вдовам погибших военнослужащих .
В 1940 году был принят новый Закон о государственном пенсионном обеспечении, который расширил круг лиц, имеющих право на пенсию. Те-перь пенсии предоставлялись также труженикам тыла, инвалидам войны и труда, а также другим категориям граждан. В 1956 году была введена си-стема социальных пенсий, которая предусматривала выплату пенсий по до-стижении определенного возраста и наличии стажа работы.
В период с 1960-х по 1980-е годы были внесены изменения в систему социальных пенсий, которые направлялись на улучшение условий пенсион-ного обеспечения. Так, были увеличены размеры пенсий, увеличено число категорий граждан, имеющих право на пенсию, а также установлены допол-нительные льготы для пенсионеров.
С развалом Советского Союза и переходом России к рыночной эконо-мике, система социальных пенсий столкнулась с серьезными проблемами. Экономический кризис, инфляция и другие факторы привели к снижению уровня жизни населения и ухудшению финансового состояния пенсионных фондов.
В 1991 году был принят Закон «О государственном пенсионном обес-печении в Российской Федерации», который установил новые принципы пен-сионного обеспечения. Согласно этому закону, пенсии предоставляются гражданам, достигшим определенного возраста (женщинам - 55 лет, мужчи-нам - 60 лет), а также инвалидам и вдовам погибших военнослужащих. Од-нако, размеры пенсий и условия их назначения были значительно снижены по сравнению с предыдущим периодом.
Изменения, связанные с социальным обеспечением, начали происхо-дить благодаря принятию действующей Конституции РФ. Новая Конститу-ция провозгласила государство социальным, именно это послужило толчком к изменению правовой политики в сфере социального обеспечения. Так, в своей работе В.В. Иглин писал, что целью социальной политики в первую очередь является создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основ-ных жизненных потребностей населения . В настоящее время действует Фе-деральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который содержит основные поло-жения, касающиеся социального обеспечения. К видам социальной помощи относятся социальные пенсии.
Социальные пенсии представляют собой денежное обеспечение, кото-рое выплачивается из государственного бюджета нетрудоспособным (или ограниченно трудоспособным) гражданам, постоянно проживающим на тер-ритории Российской Федерации, в том числе иностранным гражданам и ли-цам без гражданства, которые легально пребывают на территории РФ более 15 лет. Стоит обратить внимание на отличие социальной пенсии от страхо-вой, которое заключается в способе формирования фонда выплат. При начислении социальных пенсий средства поступают напрямую из бюджета, а при выплате страховых пенсий средства поступают из бюджета СФР .
Одним из видов социальной пенсии является также пенсия по потере кормильца. Пенсию по потере кормильца составляют государственные вы-платы нетрудоспособным родственникам, несовершеннолетним детям и иным иждивенцам умершего гражданина, на обеспечении которого они находились, с помощью таких выплат государство выражает материальную поддержку родным умершего гражданина, которые потеряли единственный доход в связи с его смертью.
В 1995 году был принят Закон «О пенсионном обеспечении в Россий-ской Федерации», который существенно изменил систему пенсионного обес-печения. Согласно этому закону, пенсии начали назначаться исходя из нако-пительной системы, в которой пенсионные накопления формируются за счет страховых взносов работников и работодателей. Таким образом, каждый работник начал формировать свою индивидуальную пенсию, которая зави-сит от его заработной платы и стажа работы.
Однако, новая система пенсионного обеспечения столкнулась с рядом проблем. Низкий уровень заработной платы, нестабильность экономики и другие факторы привели к тому, что многие работники не могли накопить достаточную сумму для получения достойной пенсии. Кроме того, новая си-стема не учитывала специфику работы некоторых категорий граждан, таких как медицинские работники и учителя, которые имели право на преференции при назначении пенсии .
В связи с этим, в 2002 году был принят Закон «О государственном пен-сионном обеспечении», который внес изменения в систему пенсионного обес-печения. Согласно этому закону, была введена возможность получения госу-дарственной пенсии по старости без обязательного накопления страховых взносов. Также были установлены дополнительные льготы для некоторых категорий граждан, таких как ветераны труда и инвалиды.
В 2018 году был принят Закон «О внесении изменений в отдельные за-конодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обес-печения», который предусматривает постепенное повышение возраста выхо-да на пенсию для мужчин и женщин. Согласно этому закону, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться на полгода каждый год до 2028 года, когда он достигнет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Таким образом, история формирования и развития социальных пенсий в России свидетельствует о постоянных изменениях и совершенствовании си-стемы пенсионного обеспечения. Однако, проблемы, связанные с недостаточ-ностью размеров пенсий и несправедливым распределением пенсионных накоплений, до сих пор остаются актуальными. В связи с этим, вопросы роли социальных пенсий в пенсионном законодательстве РФ остаются одними из наиболее важных и сложных для решения.
Основной целью введения института социальных пенсий является предоставление лицам, не имеющим права на трудовую пенсию, потерявшим кормильца, а также не имеющем возможности заработка в полном объёме в связи с инвалидностью, минимальной денежной помощи, предоставляемой государством .
Социальная пенсия по инвалидности — это денежные выплаты, кото-рые осуществляются государством людям с физическими или психическими заболеваниями, оказывают большое влияние на возможности будущей заня-тости. Вышеуказанные граждане не могут жить полноценной, нормальной жизнью и нуждаются в острой социальной и физической помощи. В таком случае наше государство предоставляет необходимую денежную компенса-цию.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2) Федеральный Закон от 28.12.2013 № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. 29.05.2024) // Собрание законодательства Российской Феде-рации. – 2013 г. – № 52 (часть I). – Ст. 6965
3) Федеральный закон от 17.07.1999 № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 29.05.2024) // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. – 1999 г. – № 29. – Ст. 3699
Литература
4) Афтахова, А.В. Право социального обеспечения / А.В. Афтахова. – Москва, Юрайт 2024. – 343 с.
5) Ахмедова, Е.Ю. История становления института социальных пен-сий в российском законодательстве / Е.Ю. Ахмедова // INternational & Domestic Law. – 2020. – С. 635–643.
6) Бебешко, В.В. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в Российской Федерации / В.В. Бебешко // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (407). – С. 124–125.
7) Бурлин, Д.И. Законодательное регулирование социальных пенсий в РФ / Д.И. Бурлин // Студенческий вестник. – 2024. – № 15–3 (301). – С. 19–20.
8) Бурлин, Д.И. Проблемы и преимущества системы социальных пенсий / Д.И. Бурлин // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и пер-спективы. Сборник статей по материалам CCCLV международной научно–практической конференции. – Москва, 2024. – С. 67–69.
9) Быкова, А. С. Страховая пенсия по случаю потери кормильца: размер выплат и круг лиц / А. С. Быкова, А. А. Смирнова // Научные дости-жения студентов и учащихся: сборник статей Всероссийского научно–исследовательского конкурса, Пенза, 20 марта 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. – С. 99–101.
10) Веревкин, И.Е. Проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца / В.Е. Веревкин // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 4. – С. 280 – 285.
11) Глухова, Т.Г. Условия получения пенсий по случаю потери кор-мильца / Т.Г. Глухова, И.Г. Ломакина // материалы 28 – ой Региональной научной студенческой конференции: в 3 частях. Под. ред. Соколовой Д.О. – Новосибирск, 2020. – С. 260–262.
12) Гордеева, Н. В. Основные проблемы и перспективы развития пен-сионной системы Российской Федерации / Н. В. Гордеева, А. Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229.
13) Горячева, Е.Ю. Проблемы социального обеспечения детей, поте-рявших кормильца / Е.Ю. Горячева, А.А. Смирнова // Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник научных статей по материалам XVIII международной научно–практической конференции. – Киров, 2020. – С. 51–61.
14) Демчук, С.Д. Некоторые проблемные вопросы назначения пенсий по случаю потери кормильца – военного пенсионера / С.Д. Демчук // Воен-ное право. – 2021. – №° 1 (65). – С. 130 – 135.
15) Дмитриева, И.Е. Социальные пенсии нетрудоспособным гражда-нам / И.Е. Дмитриева, Е.Е. Кожевникова // В сборнике: Использование ИКТ в обучении, в период пандемии COVID–19. Сборник статей по материалам круглого стола. – Москва, 2022. – С. 43–49.
16) Жанова, А.З. Проблемы пенсионного обеспечения детей по слу-чаю потери кормильца в Российской Федерации / А.З. Жанова // Юридиче-ские науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей II Международной научно–практической конференции. – 2021. – С. 111–113.
17) Иглин, В.В. Социальные пенсии / В.В. Иглин // Теория права и межгосударственных отношений. – 2019. – № 1 (9). – С. 1 – 25.
18) Карапетян, С.В. Страховая пенсия по случаю потери кормильца / С.В. Карапетян, А.Д. Синдей // В сборнике: Актуальные вопросы гуманитар-ных и социальных наук: от теории к практике. Материалы II Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. Чувашский республиканский институт образования Министерства образования и моло-дежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары, 2023. – С. 358–359.
19) Кирова, Я.А. К вопросу о порядке назначения и выплат страхо-вой пенсии по случаю потери кормильца / Я.А. Кирова, Е.Е. Тайлакова // Современные проблемы государства и права. Сборник материалов II Все-российской (национальной) научно–практической конференции с междуна-родным участием. – Новосибирск, 2020. – С. 468–472.
20) Кирова, Я.А. К вопросу о порядке назначения и выплат страхо-вой пенсии по случаю потери кормильца / Я.А. Кирова, Е.Е. Тайлакова // Материалы II Всероссийской (национальной) научно – практической конфе-ренции с международным участием. – Новосибирск, 2020. – С. 468–472.
21) Кирюшин Д.Д., Никодимова Д.И. Страховая пенсия по случаю потери кормильца // В сборнике: Современное искусство и образова-ние. материалы международной научно‐практической конференции. – Москва, 2023. – С. 225–242.
22) Корнякова, Н.А. Роль социальных пенсий в России / Н.А. Корня-кова // Студенческий вестник. – 2021. – № 6–2 (151). – С. 27–28.
23) Некрасов, В.О. Правовой анализ института страховых пенсий по случаю потери кормильца / В.О. Некрасов, Н.А. Цветков // В сборнике: Со-циальная защита в Российской Федерации: правовой аспект. Сборник науч-ных работ студентов бакалавриата юридического факультета. – Тверь, 2022. – С. 109–116.
24) Обжерина, К.А. Некоторые аспекты доказывания права на стра-ховую пенсию по случаю потери кормильца после восемнадцати лет / К.А. Обжерина // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XXVII Международной научно–практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 191–193.
25) Паршина, А.Е. Социальные пенсии как особая категория госу-дарственного пенсионного обеспечения / А.Е. Паршина // В сборнике: Фун-даментальные и прикладные исследования в науке и образовании. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. – Стерлитамак, 2022. – С. 199–201.
26) Фурсова, К.М. Пенсии по случаю потери кормильца как вид со-циального обеспечения / К.М. Фурсова // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. Сборник статей Междуна-родной научно–практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 255–259.
27) Чабанная, А.С. Страховая пенсия по случаю потери кормильца в системе социального обеспечения граждан / А.С. Чабанная, О.С. Лиликова // Флагман науки. – 2023. – № 11 (11). – С. 722–724.