Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС на каждом из образовательных уровней, учебный процесс ориентируется на новые результаты образования, которые представлены в виде предметных, метапредметных и личностных результатов.
Чтобы достичь всех требований, которые регламентируются ФГОС, учителю необходимо владеть современными педагогическими технологиями, в том числе цифровыми и информационно-коммуникационными (ИКТ). Лишь в этом случае можно будет говорить об успешном уроке, реализованном в условиях личностно ориентированного и деятельностного подходов.
В традиционной образовательной модели требования к ученикам предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности учителя различных средств и способов, которые позволяют, помимо предметных результатов формировать результаты личностные и метапредметные.
Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранная учителем наглядность. Для современного общества это актуально, поскольку наше общество является информационным. Увеличение количества информации требует сегодня от субъекта наличия у него новых личностных качеств, к которым можно отнести комплексное решение проблем и задач, творческого подхода, мобильности и креативности, в том числе, при изучении предмета «История» в рамках основной и старшей школы.
Проблемой исследования является наличие большого количества теоретических разработок в области обучения в условиях реализации ФГОС и недостаточное количество практических наработок, позволяющих говорить об успешной реализации метапредметных результатов в виде сформированных универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Степень изученности и разработанности проблемы. В системе общего образования уже сложились определенные подходы к решению данной проблемы. Исследователи и учёные Е. И. Приблуда, Н.В. Бордовская Н.В, В.А Сластёнин, Ю.В. Шаронин, Г.И. Кругликова и др., в своих работах обосновали необходимость использования педагогических технологий и методик в современной образовательной среде, когда обоснована роль развития каждой личности, её основных психических функций и процесс социализации каждого субъекта, который подразумевает усвоение и использование имеющегося общественного опыта.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по предмету история в школе.
Предмет исследования: средства и способы подготовки учителя к уроку истории в условиях реализации ФГОС СОО.
Цель работы: теоретически и практически описать средства и способы подготовки учителя к уроку истории в условиях реализации ФГОС СОО.
Задачи:
1. Провести анализ процесса подготовки к урокам в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
2. Изучить особенности подготовки к урокам истории в соответствии с требованиями ФГОС.
3. Описать организационно-педагогические условия при подготовке к урокам истории в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Предложить методические рекомендации по подготовке к урокам истории в соответствии с требованиями ФГОС.
Методологической основой исследования выступают:
1. Психологическая теория самоконтроля (Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, Г.С. Никифоров)
2. Теория деятельности (К.А. Албульханова-Славская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)
3. Теория личностно-ориентированного образования (П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин и др.).
Источниковая база исследования:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017 г. № 1642 (ред. от 25.01.2023 г.).
3.Постановление Правительства РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ
1.1. Анализ процесса подготовки к урокам в соответствии с требованиями ФГОС СОО
В традиционной образовательной модели в учебно – воспитательном процессе требования к ученикам предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Для получения образовательного результата в условиях традиционной образовательной модели, учителю необходимо было быть транслятором знаний и владеть технологией проведения комбинированных уроков. Этим результатам соответствовали все те технологии и методики, которые использовались в традиционной образовательной модели.
Сегодня каждому школьнику основной и старшей школы необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе духовно-нравственного и социального опыта, который является обязательным, в условиях реализации ФГОС. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности учителя современных образовательных технологий и методик, каждая из которых предусматривает использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках, что позволит говорить об успешном применении наглядности, об индивидуальном и дифференцированном подходах в обучении и др.[ Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в
школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. М.: Просвещение, 2015. N 9. С.10.
]
Принцип наглядности в обучении – это один из основных дидактических принципов, который предполагает обучение, основанное на образах, которые способны воспринимать обучающиеся. Данный принцип педагоги реализуют при помощи средств наглядности, под которыми понимают способы, с помощью которых учитель демонстрирует школьникам объект познания.
К наглядным методам относят демонстрацию натуральных объектов, демонстрацию изображений, объектов, явлений и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексашкина, Л.Н., Учебные проекты по истории в основной школе
/ Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и
обществознания в школе. М.: Просвещение, 2017. N 10. С. 23.
2. Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в
школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. М.: Просвещение, 2015. N 9. С. 10.
3. Актуальность использования технологии развития критического
мышления в учебном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677058 (дата обращения: 18.11.2024).
4. Анисимова, Н.П. Психологический анализ урока в контексте
образовательных стандартов нового поколения / Н.П. Анисимова // Я.: 2018. N 3. С. 229.
5. Бирюков, С.А. Работа с архивными документами на уроках истории.
/ С.А. Бирюков // Преподавание истории в школе. М.: Просвещение,
2015. N 5. С. 16.
6. Бернадский, В.Н. Методика преподавания истории
в школе / В.Н. Бернадский. М., 2017. С.118.
7. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.studmed.ru/vagin-a-a-metodika-prepodavaniya-istorii-v-sredney-shkole-uchenie-o-metodah-teoriya-uroka_1cbdf2a1680.html?ysclid=lgc9kuxe82476372768 (дата обращения: 18.11.2024).
8. Вольнова, Н.А. Общеучебные умения и навыки / Н.А. Вольнова. М.: Практика административной работы в школе, 2018. С.38.
9. Вейдт, В.П. Изменение технологий и содержания обучения в
соответствии с ФГОС / В.П. Вейдт // Сборник методических
рекомендаций. К.: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2017. N 61. С. 110.
10. Вяземский, Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в
образовательных организациях различных типов / Е.Е. Вяземский., О.Ю. Стрелова., Ю.Ю. Сергеева // Преподавание истории в школе. Н.: Изд-во Нижневартовского гос. Университета, 2014. С. 66.
11. Голиков, А.Г. Методика работы с историческими источниками
/ А.Г. Голиков, Т.А. Круглова // Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению «История». М.:
Академия, 2017. С. 82.
12. Горохова, О.А. Использование творческих заданий на уроках
практикующего учителя истории / О.А. Горохова // Преподавание
истории в школе. М.: Просвещение, 2015. N 3. С. 11.
13. Гевуркова, Е.А. Формирование метапредметных умений работать с источниками в курсах истории / Е.А. Гевуркова., Е.А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2016. N 7. С. 33.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. -М.: Логос, 2004. С. 126.
15. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования / Е.С. Полат. Учебное пособие. М. Академия, 2003. С. 204.
16. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017 г. № 1642 (ред. от 25.01.2023 г.).
17. Постановление Правительства РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204.
18. Современные подходы и системы профильного обучения.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.lenobl.ru/Files/file/tezisu_broshyura.pdf (дата обращения: 18.11.2024).
19. Тоболова, Ж.В. Внедрение приемов и стратегий технологии
развития критического мышления как процесс активного получения
знаний обучающимися [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/506149/ (дата обращения: 18.11.2024).
20. Хоруженко, Е.Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е. Г. Хоруженко. Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 56. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/ (дата обращения: 18.11.2024).
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
22. Шакина, Г.В. Оценка сформированности у школьников умений работы с текстом как источником информации / Г.В. Шакина. М.: Стандарты и мониторинг в образовании, 2010. С.7.
23. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков / Т.В. Шишкина. М.: Справочник зам. дир. школы, 2012. С.24.