Фрагмент для ознакомления
2
Общение в педагогике и психологии в основном рассматривается в качестве особой деятельность (например, это прослеживается в работах Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.). При этом основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в исследованиях П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и ряда других исследователей.
Общение в данном аспекте являет собой особую инициированную субъектом форму активности. Результативность последнего при этом не только определяется некоторым преобразованием предметного мира, а в большей мере преимущественно качественной стороной отношений одного индивида с другим индивидом, то есть именно системой «субъект-субъект(ы)».
Из указанного нами выше определения можно заключить, что общение характеризуется тремя сторонами проявления, то есть: коммуникативной, интерактивной, а также перцептивной.
А. А. Леонтьев под культурой общения понимают процесс создания и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного общения между людьми, так или иначе психологически связанными друг с другом. Реализация этого контакта позволяет согласовывать «индивидуальные» действия по определенным параметрам или, наоборот, разделять функции (социально-ориентированное общение) или влиять на общую цель в коллективный или «индивидуальный» процесс; социально опосредованную деятельность (личностно-ориентированное общение) [4].
Более простое определение дается М.И. Лисиной: культура общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [14].
Формирование культуры общения невозможно без использования речи, но в тоже время в процессе коммуникации дети используются различные способы общения, а именно:
- невербальные средства общения – понимается как язык жестов (мимика, пантомимика, жесты). Многие дети дошкольного возраста в виду недостатков речевого опыта активно используют невербальные средства общения.
- вербальные средства общения (речь, чтение, слушание). К вербальным формам общения относятся диалог – это двухсторонний характер общения двух или нескольких лиц, и монолог – разговор одного человека, направленный на себя, и полилог – общение большого количества участников [22].
Под механизмами культуры общения принято понимать все социально-психологические процессы и явления, возникающие в результате взаимодействия людей друг с другом, что непосредственно влияет на уровень их коммуникативной активности, полноту и глубину психологического взаимодействия, понимания общения, его эффективности и характере [2].
Культура общения детей включает в себя соблюдение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, уважение и вежливость, использование соответствующей лексики и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и в повседневной жизни.
Исследования М.И. Лисиной установили, что воспитание культуры общения определяет:
― формирование у детей знаний норм и правил общения;
― умение общаться с окружающими;
― желание ребенка вступать в контакт;
― предупреждает негуманное проявление эмоций [13].
Следует указать, что коммуникативная сторона общения находит свое проявление через действия личности, сознательно ориентированы именно на смысловое их восприятие другими людьми, а также как обмен информацией, так и обмен переживаниями. В свою очередь интерактивная сторона являет собой некое взаимодействие (а также еще и воздействие) людей друг с другом в процессе осуществления межличностных отношений, это межличностное взаимодействие непосредственно в совместной деятельности. Наконец, перцептивная сторона общения себя проявляет через восприятие и последующую оценку людьми социальных объектов (к примеру, самих себя, оценку других людей, групп, оценку других социальных общностей), понимание и восприятие в рамках общения другого человека, а также это способность понимания людьми друг друга (иными словами, взаимовосприятие) [3].
Культура общения включает в себя не только умение поступать правильно, но и воздерживаться от действий и слов, неуместных в данной ситуации. Необходимо научить ребенка видеть ситуацию других людей.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предсказывает, что дети смогут говорить вежливо, сохраняя словарный запас и спокойный тон. Наличие культуры речи способствует активному общению детей в совместных играх и предотвращает большинство конфликтов между ними.
Рассматривая компоненты общения, стоит отметить, что в ФГОС в их число входят:
- коммуникативные и организаторские способности (эффективная коммуникабельность, инициативность, активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (сопереживание, способность чувствовать другого);
- способности к саморегуляции (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культура вербального и невербального общения (хорошее знание техники речи, использование средств общения) [24].
Помимо этого исследователями были выделены три компонента коммуникативных навыков, на которых будет опираться наше дальнейшее исследование:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы, позволяющие ребенку показывать знание индивидуально-психологических особенностей партнеров и отражать их в совместной деятельности.
2) эмоциональный компонент – положительные или отрицательные переживания, возникающие у ребенка во время общения.
3) поведенческий компонент – мимика, жесты, пантомимы, речь и действия, выражающие отношение ребенка к другим и к группе в целом [1].
Таким образом, под культурой общения мы будем понимать определенное взаимодействие детей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результат. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия детей, в котором предметом деятельности является другой ребенок.
1.2 Особенности формирования культуры общения в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития он охватывает период от 6-7 до 10-11 лет. Границы этого возрастного диапазона весьма условны, т.к. зависят, в первую очередь, от готовности самого ребенка к школьному обучению [25].
При этом проблема общения детей младшего школьного возраста была представлена в различных аспектах в исследованиях, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, О.Е. Смирновой и др. В зарубежных исследованиях попытки так или иначе осмыслить рассматриваемую проблему прослеживаются в исследованиях A. Бандуры и др.
Тем не менее, невзирая на разработанность теоретических аспектов данной проблемы в отношении понятийного аппарата, ее структурных компонентов, а также специфических условий и характеристик, она по сей день не утратила своей актуальности и значимости, а, скорее наоборот, в современных реалиях процесс социализации в период дошкольного детства приобрел особый статус. Так, если в соответствии с теорией, определена нормативно потребность ребенка в контактах как со взрослыми, так и со сверстниками, то современная практика нередко показывает иное.
Проведенный анализ последних исследований и ряда публикаций, в которых объектом исследования являлись отдельные аспекты данной проблемы, позволяет выделить особо острые и не до конца рассмотренные аспекты данной проблемы. Подчеркнем в этом отношении, что затронутая нами проблема не нова, ведь она характеризуется многолетней историей и нашла свое отражение в трудах и отечественных, и зарубежных исследователей.
В свою очередь в исследованиях Я.Л. Коломинского, B.C. Мухиной, Т.А. Репиной подчеркиваются факты структурированности коллектива детей, процесса изменения статусно-ролевых позиций и их динамики в сообществе младших школьников, степени осознанности выборов, а также содержательной наполненности критериальных характеристик при осуществлении оценке отношений ребенка со сверстниками.
Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста субъектов общения, специфика их эмоциональных состояний и переживании, выявление вариантов разрешения разного рода проблемных форм общения определяет уровень межличностного взаимодействия среди младших школьников [1].
В отдельных исследованиях выявлены были ряд факторов, влияющих, по мнению авторов, на образование детских групп непосредственно в детской среде. Так, например, Т.В. Антонова указывает, что младшие школьники формируют весьма стабильные малые группы, а также что членам данных групп неизменно придается определенный статус, наконец, что группы прослеживает тенденцию именно к однородности относительно умственного развития, престижа и других характеристик [3].
Общение младших школьников со сверстником также имеет свои специфики, например, нестандартность высказываний детей; наиболее яркую эмоциональную насыщенность; доминирование инициативных высказываний непосредственно над ответными; общение детей со сверстником намного богаче как по назначению, так и функциям [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологич. журн. – 2001. – № 5. – Т. 22. – С. 38-47.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2018. – 514 с.
3. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 14 - 17.
4. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – М.: Директ-Медиа, 2017. – 396 с.
5. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В.Н. Белкина // Ярославский пед. вестн. – 2012. - №1. – Т. II. – С.291-294.
6. Вовчик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы / Е.А. Вовчик-Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 56-59.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 4. т. Т. 2. / Л.С. Выготский. – М.: Директ Медиа, 2008. – 422 с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2018. – 354 с.
9. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М., 2015. – 988 с.
10. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2014. – 322 с.
11. Иванкова, Р.А. Игра, как средство изучения детских взаимоотношений / Р.А. Иванкова // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: АСТ, 2008. – С. 64 – 68.
12. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – М.: Высш. Шк., 2017. – 312 с.
13. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2016. – С. 80 - 87.
14. Лисина, М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1995. – 252 с.
15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
16. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 2017. – 244 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: Гном, 2016. – 342 с.
19. Петровский, А.В. Психология в России: ХХ век: монография / А.В. Петровский. – М.: Университет РАО, 2017. – 312 с.
20. Развитие общения дошкольников со сверстниками: монография / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2019. – 215 с.
21. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 168 с.
22. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – М.: Педагогика, 2018. – 117 с.
23. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 242 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. - 45, [2
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Л.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.