Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Память является одной из ведущих психических функций, необходимых ребенку в процессе обучения.
Память как процесс – категория многогранная, и существуют разные подходы к ее изучению. Вариативность обучения при изучении памяти отражается в различиях в ее определении. Отечественные ученые уделили много внимания изучению взаимосвязи между памятью и мышлением. В «Проблемах психологии памяти» А.А. Смирнов говорит: «память и ее процессы зависят от реальности личности, а также играют роль активной мнемической деятельности». Были и сторонники ассоциативной теории, например, И.М. Сеченов. Он дал научное обоснование принципу ассоциации: «воспроизведение одних приводит к воспроизведению других, возникающих в результате реальных объективных отношений между предметами и явлениями».
Особенности формирования и развития памяти исследовали П.П. Блонский, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко и др. В зарубежной психологии особенности развития памяти рассматривали П. Жанне, Г. Эббингауз.
У детей, имеющих задержку психического развития, отмечается недостаток развития памяти.
Многочисленные исследования (В.М. Астапов, Т.В. Егорова, Т.А. Власова, Л.В. Кузнецова и др.) показывают, что все виды памяти у дошкольников с задержкой психического развития развиваются со значительными задержками по сравнению с нормотипичными сверстниками.
Приведенные данные показывают, что без специальной коррекционной работе дети дошкольного возраста с задержкой психического развития неспособны к самостоятельному развитию памяти. В связи с чем у детей будет трудности в дальнейшей обучении.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью диагностики и коррекции памяти у дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития и коррекции памяти у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности развития и коррекция памяти у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дидактические игры будут способствовать развитию памяти у дошкольников с задержкой психического развития, если разработанные дидактические игры будут направлены на развитие различных сторон памяти (зрительного, слухового, опосредованного).
Исходя из объекта, предмета, цели исследования определили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования памяти у дошкольников с задержкой психического развития;
2. Изучить и подобрать методы и методики исследования по диагностике памяти у дошкольников с задержкой психического развития;
3. Провести экспериментальное исследование развития памяти и проанализировать полученные результаты.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические – тестирование, качественная и количественная оценка результатов, метод наглядного представления данных, педагогическое проектирование.
Исследование проходило на базе -
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный комплекс дидактических игр, направленный на развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть использован в непосредственной практике воспитателя.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования коррекция и развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Память как психический процесс: свойства, особенности виды
Познавательная деятельность осуществляется с помощью психических процессов. Основными процессами узнавания окружающего мира являются чувства и восприятие. Эти процессы представляют собой формы сенсорного познания посредством непосредственного взаимодействия органов чувств с объектами окружающей среды. Впечатления и образы, формирующиеся на сенсорно-познавательном этапе, являются основой реализации таких психических процессов, как воображение, мышление и память.
Полученные впечатления и образы позволяют изменять образы воспринимаемых предметов и сцен и создавать на их основе новые ощущения. Мышление дает возможность обобщать результаты познавательной деятельности, познавать сущность вещей и узнавать предметы и явления, находящиеся в пределах чувств и ощущений [3].
Мысли и мечты основаны на материале, хранящемся в памяти человека.
Память – это форма умственной обработки, которая состоит из закрепления, хранения и воспроизведения прошлого опыта, чтобы его можно было активно использовать или вспоминать. Их называют реальными объектами или процессами, которые человек ранее пережил и мысленно вообразил [8].
Представления памяти – это повторение вещей или сцен, которые влияют на чувства.
С момента развития психологии как науки в человеке осуществляются психические познавательные процессы, то есть процессы запоминания и повторения какой-либо информации. Первую попытку объяснить процессы и механизмы памяти предпринял Аристотель, изложивший некоторые принципы, показывающие связь между воспроизведением и запоминанием [1].
Отечественное направление в изучении памяти в основном связано с общей психологической теорией деятельности, в которой память рассматривается как особый вид этой деятельности. В этом направлении такие ученые, как П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов посвятили себя исследованию состава мнемических действий и операций, зависимости производительности памяти от целей и средств запоминания, сравнительной производительности произвольной и непроизвольной памяти [6].
По мнению И.М. Сеченова, если у человека не будет работать память, у него полностью исчезнут впечатления и понимание, и человек останется в состоянии новорожденного ребенка. Таким образом, память можно считать «хранилищем» личного опыта [15].
С этой точкой зрения согласен и Е.Н. Соколов, память – это отражение того, что произошло в прошлом. Эта рефлексия основана на формировании достаточно прочных связей, их актуализации и дальнейшем развитии [15].
Подход Л.С. Выготского к феномену памяти рассматривается с точки зрения его культурно-исторической концепции. Впервые экспериментальный метод был использован в познавательном процессе – памяти [8].
Основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, Ж. Пиаже исследовала проблему происхождения памяти и пришла к выводу, что память – это система деятельности, направленная на припоминание, обработку и сохранение материала. Социальная обусловленность всех процессов памяти была доказана французской школой психологии. Установлена прямая связь между памятью и деятельностью человека [9].
Человеческая память - это когнитивный процесс сохранения и воспроизведения всех других когнитивных процессов (ощущения, восприятие, мышление, внимание, воображение, речь), а также образов и восприятий, которые составляют основу любой деятельности. Хорошо известно, что благодаря памяти и постоянному ее развитию и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Абрамова Г. С. Общая психология: учебное пособие. – 2-е изд., стереотипное. М.: Инфра-М, 2020. 495 с.
2.Баряева, Л.Б., Вечканова И.Г., Галлямова Ю.С. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография. М.: Добрый мир, 2019. 332 с.
3.Блонский П. П. Память и мышление. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. 213 с.
4.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Воронеж, 2019. 128 с.
5.Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. 189 с.
6.Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М., 2007. С. 48–49.
7.Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед. 2017. № 3. С. 26 - 32.
8.Выготский Л.С., Лурия А. Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: Память // Хрестоматия по психологии. 2010. 324 c.
9.Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М.: ЧеРо, 2010. С. 371–379;
10.Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. 163 с.
11.Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия // Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М.: ЧеРо, 2014. С. 420–436.
12.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Academia; 2003. 231 с.
13. Лебединская К.С., Лебединская В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Академический Проект, Трикста, 2013. 304 c.
14.Медведская Е. И. Экспериментальная психология: учебно-методический комплекс. Брест: БрГУ, 2020. 209 с.
15.Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
16.Немов Р. С. Психология: учебник. М.: КноРус, 2014. 718 с.
17.Подлиняев О. Л. Эффективная память. Иркутск: Иркут. гoc. унт, 2006. 200 с.
18.Психология: учебник / И. В. Дубровина и др. 17-е изд., стереотипное. М.: Академия, 2019. 494 с.
19.Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова». Витебск: ВГУ, 2021. 191 с.
20.Семаго Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с.
21.Стародубцева И.В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. М.: АРКТИ. 2018. 72 с.
22.Чуприкова Н. И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2017. С. 15–22.
23.Чупров Л.Ф. Проблема задержки психического развития детей: история научного поиска и искусственной смены парадигмы // Психология и школа. –2019. № 3. С. 77-91.
24.Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2007. 349 с.