Фрагмент для ознакомления
2
Современная образовательная система предъявляет высокие требования к уровню иноязычной коммуникативной компетенции выпускников школ, особенно в контексте устной речи. В условиях возросшего значения межкультурного взаимодействия умение свободно вести дискуссию на иностранном языке становится актуальным для старшеклассников. Применение дискуссии в образовательном процессе способствует не только развитию речевых умений, но и формированию критического мышления, умения аргументировать свою позицию и уважать мнение собеседника. Тема настоящего исследования актуальна, поскольку проведение дискуссии на иностранном языке является эффективным приемом для развития умений устной речи у старшеклассников и позволяет учителю иностранного языка расширить методический арсенал.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:
- важностью формирования умений устной иноязычной речи, что в современном мире владение иностранными языками открывает множество возможностей для личностного и профессионального роста. Для старшеклассников, готовящихся к поступлению в вузы и дальнейшей карьере, умение эффективно общаться на иностранном языке является важным конкурентным преимуществом;
- необходимостью организации дискуссии как интерактивного метода, что способствует лучшему усвоению языкового материала и повышению мотивации учащихся в изучении иностранного языка.
- недостаточной разработанностью методических подходов к развитию иноязычной устной речи с использованием дискуссий в школьной практике. Несмотря на признание достоинств дискуссий как метода обучения, в школах их применение в обучении иностранным языкам все еще остается ограниченным и недостаточно изученным. Необходимо разработать эффективные методики, учитывающие возрастные особенности и интересы старшеклассников.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в старшей школе.
Предметом исследования является развитие умений иноязычной устной речи у старшеклассников на основе применения дискуссии.
Цель исследования: изучить особенности использования дискуссии для развития умений устной иноязычной речи у старшеклассников и разработать комплекс упражнений для учащихся старших классов, направленных на формирование умений устной речи на основе дискуссии на иностранном языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить особенности обучения иностранному языку в старших классах.
рассмотреть дискуссию как прием обучения иностранному языку в методической науке.
провести анализ серии уроков УМК «Комарова, Ларионова: Английский язык. 10 класс» по английскому языку в аспекте развития умений иноязычной устной речи у старшеклассников;
разработать комплекс упражнений для учащихся старших классов, направленный на развитие умений иноязычной устной речи на основе дискуссий.
Методы исследования:
-теоретические: анализ научной литературы, синтез, обобщение;
-эмпирические: наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.
Старшеклассники, находящиеся в возрасте 16-17 лет, входят в фазу ранней юности и демонстрируют уникальные черты, характерные для этой группы. Для эффективного обучения подростков важно учитывать их психологические особенности. Понимание сильных и слабых сторон учеников старших классов позволяет преподавателям оптимально структурировать учебный процесс. Необходимо понимать, что нет единых стандартов развития для всех старшеклассников. Именно уникальности этого периода посвящены многолетние исследования известных психологов, таких как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие. Одной из ключевых особенностей, отмечаемых исследователями, является неравномерность развития, проявляющаяся как во взаимодействии с другими, так и в индивидуальном росте личности членов этой возрастной группы. [14]
Этот период школьной жизни часто сопровождается физиологическими и психологическими изменениями, что требует особого подхода в образовательном процессе. К концу старших классов подростки достигают физической зрелости, что сказывается на их продуктивности и восприятии мира. После стремительного развития в младших возрастах, они входят в более стабильный период и готовы принимать более серьезные нагрузки. Однако высокая энергия подростков иногда сочетается с чувством усталости, что может вызывать лень из-за стремления организма сохранить силы.
Психологические аспекты развития старшеклассников включают индивидуальные особенности, влияющие на их поведение и эмоциональное состояние. Переходный период нередко сопровождается кризисами и внутренними конфликтами, зачастую из-за несоответствия между физической и эмоциональной зрелостью. Некоторые подростки превосходят взрослых в определенных аспектах, но при этом подчинены правилам, установленным взрослыми, что ограничивает их инициативу.
Также есть подростки, у которых переход ко взрослой жизни проходит спокойно, что облегчает задачу учителям и родителям, однако у таких детей может сложнее формироваться самостоятельность. У других изменения происходят быстро, но остаются под их контролем, развивая самодисциплину и амбиции, в ущерб эмоциональной сфере. Зная индивидуальные особенности учеников, педагог может заранее реагировать на возможные проблемы, что играет значительную роль в обучении и воспитании.
И хотя к старшим классам завершается физическое развитие, интеллектуальный рост продолжается. Подростки стремятся к независимости, что проявляется в их желании иметь собственные решения, привязанности и ценности, что исследовано и описано психологами.
Ранее отмеченное различие между физической и психической зрелостью может привести к негативным последствиям, таким как инфантильность, отсутствие ответственности, пассивность, потребительское отношение к взрослым и поверхностный подход к обучению. Старшеклассники начинают формировать свои поведенческие принципы, самовосприятие и ценностные ориентиры. Дифференциация интересов становится все более очевидной, что влияет на выбор учебных предметов. Это стремление к самовыражению и самоутверждению может вызывать сложности у педагогов и снижать интерес к предметам. [12]
И.А. Зимняя рассматривает раннюю юность как этап завершения формирования личности, когда школьники активно развивают автономию, самопознание и осознание жизненных планов. Одной из положительных сторон обучения старшеклассников является их способность усваивать большие объемы информации, независимо от интереса. Однако исследования показывают, что учеников лучше запоминают материал при использовании методов, основанных на осмыслении и анализе знания.
Для успешного обучения старшеклассников необходимы методы активизации мыслительной деятельности, такие как диалоги, ролевые игры и дискуссии. Этот выбор обусловлен их стремлением к обобщению, упорядочиванию и выявлению закономерностей. Также важно большее внимание уделять теоретическому осмыслению, что способствует развитию логического мышления и умению анализировать.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аниськович Н. Р. Особенности использования технологии творческих мастерских и кейс-технологии в целях подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации. – Беларусь: «Замежныя мовы», 2014. – 26 с.
2. Батайкина В.С., Прохорова Н.Ю. Мотивация в изучении английского языка у учащихся школ // Авдеевские чтения №9, 2021. – С. 208-211.
3. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – М.: Педагогика, 2021. – №4. – 58 с.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание, 2019. – 39 с.
5. Будько А.Ф. Интеракционный аспект речевого общения как объект обучения // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции. 23-25 ноября 2019. – М.: Педагогика, 2019. – С. 8-10.
6. .Вишнякова Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Педагогика, 2020. –108 с.
7. Гордиенко Н. П., Кузнецова Е. П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Молодой ученый. – 2021. – №8. – С. 1112-1114.
8. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языка: теория и практика: Учебно-методическое пособие. – М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2019. – 277 с.
9. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 2019. – 80 с.
10. Клец Т. Е. Проблемная ситуация как основная единица обучения иноязычному дискуссионному общению // Труды Псковского политехнического института. Псков: Изд-во ППИ, 2022. – №4. – 75 с.
11. Вовлеченность учащихся в дискуссию: ключевые аспекты. — СПб.: РГПУ, 2020. — 192 с.
12. .Махновская Н.И. Обучение дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов // Русский язык в школе. – 2022. – №3. – С. 60-63.
13. .Мещерякова Е.В., Прохорова Н.Ю. К вопросу о способах запоминания английских слов // Авдеевские чтения №8, 2020. – С. 276-278.
14. Новик М. М., Зарукина Е. В., Логинова Н. А. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2020. – 59 с.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с. 119
16. Рабинович, Ф. М. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению // Иностранный язык в школе, 2014. – №6. – С. 13-22.
17. Салиева З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка // Педагогика высшей школы, 2016. – С. 63-65.
18. Сапожникова А.Д., Суворова В.О. Обучение иноязычному чтению в средней общеобразовательной школе // Авдееевские чтения №9, 2021 – С. 347-349.
19. Северина В.Ф. Применение метода учебной дискуссии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вуз // Мир педагогики и психологии №11, 2022. – С. 222-229.
20. Скалкин В.Л. Учебное пособие по английскому языку для слушателей курсов иностранных языков (1 год обучения). Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2021. – 503 с.
21. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. – М.: Филоматис, 2018. – 188 с.
22. .Scrivener J. Learning Teaching. A Guidebook for English Language teachers. 2-nd. ed. – Macmillan Education, 2015. – 431 p.
23. Thornbury Scott How to teach speaking. – Pearson Education, Longman, 2017. – 305 p.