Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время легкая атлетика используется как развлекательная, повседневная и спортивная деятельность или времяпрепровождение. Молодое поколение все чаще выбирает этот вид спорта как один из самых близких к жизни, эффективных и интересных. Среди них не только мальчики, но и девочки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Сущность и значение координационных способностей
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умения контролировать свои движения. Также Т. Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического воспитания, подчеркивал важность «умения вычленять отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать их к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью.
Координационные способности человека выполняют важную функцию управления своими движениями, а именно координации и упорядочивания различных двигательных движений в единое целое, соответствующее поставленной задаче.
Важность развития координационных способностей можно объяснить четырьмя основными причинами:
Хорошо развитые координационные навыки являются необходимым условием успешного освоения физических упражнений. Они влияют на темп, тип и способ освоения спортивной техники, а также на ее последующую стабилизацию и разнообразное применение, адаптированное к ситуации. Координационные способности приводят к большей плотности и вариативности процессов управления движением, увеличению двигательного опыта.
Только развитые координационные навыки являются необходимым условием подготовки детей к жизни, труду и военной службе. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций во все более усложняющихся условиях трудового процесса и повышают способность человека управлять своими движениями.
Координационные способности обеспечивают экономное использование энергетических ресурсов детей и влияют на объем их использования, поскольку точно дозированные по времени, пространству и степени наполнения мышечные усилия и оптимальное использование фаз соответствующих расслаблений приводят к рациональному расходованию сил.
Разнообразие вариантов упражнений, необходимых для развития координационных способностей, является гарантией того, что вам удастся избежать монотонности и однообразия на занятиях и обеспечить радость от участия в спортивных занятиях.
Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствовать координационные навыки детей и подростков. Кроме того, этот возраст, особенно средний школьный, является наиболее благоприятным в этом отношении.
Начиная с 1930-х годов специалисты многих стран пытались выявить способности, связанные с ловкостью. Их число увеличивается с каждым годом. Итак, в настоящее время существует 2-3 «общих» способности, до 20 специальных и специфически проявляющихся: общее равновесие, равновесие на предмете, скорость перестройки двигательной активности, ориентация в пространстве и т. д.
Координационные способности – это способности личности, определяющие ее готовность к оптимальному управлению и регуляции двигательных действий. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС: специальные, специфические и общие.
Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированным по возрастанию сложности:
в циклических и ациклических двигательных действиях;
движения тела в пространстве (гимнастика, акробатика);
манипулятивные движения в пространстве различными частями тела (укол, удар и т.п.);
перемещать предметы в пространстве (поднимать тяжелые предметы, переносить предметы);
баллистический (бросок) на дальность и силу броска (шар, диск, ядро);
метательные упражнения на точность (теннис, городки, жонглирование);
наступательные и защитные действия в боксе, фехтовании, боевых искусствах;
наступательные и оборонительные действия в подвижных и спортивных играх.
1.2. Средства и методы развития координационных способностей
При развитии координационных способностей используются следующие основные методические подходы [3]:
1) разучивать новые и разнообразные движения с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на начальных этапах развития спорта.
Осваивая новые упражнения, учащиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность формировать новые формы координации движений. Имея большой двигательный опыт (запас двигательных способностей), человек легче и быстрее справляется с неожиданной двигательной задачей.
Прекращение изучения новых и разнообразных движений неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым замедлит развитие координационных навыков;
2) развивать способность к реорганизации двигательной деятельности в резко меняющейся обстановке. Этот методический подход находит большое применение и в базовой физической культуре, а также в игровых видах спорта и боевых искусствах;
3) повысить пространственную, временную и энергетическую точность движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятия. Этот методический прием широко используется во многих видах спорта (гимнастике, спортивных играх и др.), а также в профессиональной прикладной физической подготовке;
4) преодолеть нерациональное напряжение мышц. Дело в том, что чрезмерное напряжение мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную некоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и скорости, искажению техники и преждевременному утомлению.
Мышечное напряжение проявляется в двух формах (тонической и координационной) [3]:
1. Тоническое напряжение (повышение мышечного тонуса в покое). Этот тип напряжения часто возникает, когда мышечная усталость значительна и может быть постоянной.
Для его удаления рекомендуется использовать:
а) упражнения на растяжку, преимущественно динамического характера;
б) различные движения конечностей в расслабленном состоянии;
в) плавать;
г) массаж, сауна, тепловые процедуры.
2. Координационное напряжение (неполное расслабление мышц во время работы или медленный переход их в фазу расслабления).
Для преодоления координационных напряжений целесообразно использовать следующие приемы:
а) в процессе физического воспитания у студентов следует систематически формировать и актуализировать сознательное отношение к отдыху в нужные моменты. Действительно, моменты расслабления должны быть включены в структуру всех изучаемых движений и этому нужно специально обучать. Это позволит существенно избежать появления ненужного напряжения;
б) использовать на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у учащихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях групп мышц. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних групп мышц с напряжением других; контролируемый переход группы мышц от напряжения к расслаблению; выполнять движения с намерением ощутить полное расслабление и т. д.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
2.1. Развитие координационных способностей юных легкоатлетов
Для развития координационных способностей легкоатлетов в ходе начальной подготовки можно использовать следующие упражнения:
Общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими шестами, скакалками, булавами и т. д.). Они выполняются в измененных условиях, в разных положениях тела или его частей. Например, элементы акробатики (сальто, различные перекаты и т. д.), упражнения на равновесие.
Освойте правильную технику естественных движений. Бег, различные прыжки (в длину, в высоту и в глубину, прыжки), метания, лазания.
Подвижные и спортивные игры. В них спортсмен должен выйти из неожиданной ситуации, используя изобретательные и быстрые действия.
Также для развития координационных способностей можно использовать упражнения на нестабильной поверхности (например, БОСУ) и на «скоростно-координационной дорожке». На начальных этапах комплексы с использованием «скоростно-координационной дорожки» представлены базовыми прыжковыми и скоростными упражнениями, которые усложняются за счет включения элементов новизны. Комплексы с неустойчивой поверхностью первоначально представлены преимущественно статическими упражнениями, а по мере их освоения включают статодинамические и динамические упражнения.
Сложность координационных упражнений должна возрастать от урока к уроку.
Практика подготовки юных легкоатлетов предполагает освоение достаточно большого объема навыков и умений, позволяющих создать предпосылки для последующей эффективной соревновательной деятельности.
В то же время узконаправленный набор средств тренировки, используемый в практике подготовки юных спортсменов, затрудняет реализацию принципа гармонично развитой личности. Использование юными легкоатлетами на начальном этапе подготовки разработанных комплексов упражнений на неустойчивой поверхности «БОСУ» и «Скоростно-координационная дорожка» способствует эффективному развитию силы, скорости и координации у детей 9-11 лет. старый. Рациональное сочетание динамических и статодинамических упражнений повышенной координационной сложности обеспечивает повышение статокинетической устойчивости.
Ритмические навыки необходимы для освоения импульса в прыжках, метаниях, беге на короткие дистанции и беге с барьерами. Умение дифференцироваться проявляется в бросковых движениях для большей точности, при контроле скорости бега. Эта способность основана на сознательном и точном восприятии параметров силы, времени и пространства и выражается в большой точности и экономичности движений. Критерием оценки этой способности обычно является точность воспроизведения или модификации заданного числа различных параметров движения.[1]
Способность к дифференциации имеет очень сложную структуру. Ученые называют до 18 элементов, составляющих структуру этой способности [9, 2]. На практике нам часто приходится сталкиваться с тем, что ученик очень точно выполняет метательные движения, но плохо дифференцирует свои усилия в беге, либо, выполняя точные, экономные и рациональные действия рукой, тот же ученик выполняет очень неточно и скованно движения. всем телом.
2.2. Формирование координационных способностей юных легкоатлетов на основе применения игрового метода
Разработанная специалистами периодизация многолетней подготовки легкоатлетов делит всю подготовку на этапы: предварительная подготовка (группы начальной подготовки ДЮСШ - 9-11 лет), начальная специализация (группы педагогической подготовки - 12-15 лет).
Начальный этап специализации охватывает возраст от 11-12 до 15-16 лет. На этом этапе юные бегуны осваивают основы техники спринтерского бега и других видов легкой атлетики, приобретают разностороннюю физическую подготовленность, используя на тренировках различные спортивные, подвижные и спортивные игры. [2]
Исходя из этого, основными целями этапа начальной специализации являются: обеспечение разносторонней физической подготовки, повышение общего уровня функциональных возможностей, создание богатого фонда различных навыков и умений и формирование начальных основ спортивного мастерства.
Спортивная деятельность на этом этапе имеет общеподготовительную направленность, становясь все более специализированной. На этом основании дано соотношение объемов средств GFP и TFP за 12-15 лет: GFP-40%, TFP-30%, TFP-30%.
Основными целями этапа являются: укрепление здоровья, комплексная физическая подготовка (КФП), освоение основных двигательных навыков спортивной ходьбы, плавного бега и преодоления барьеров, всех метаний (преимущественно стоя, за исключением метания мяча и копья), воспитание. . морально-волевые качества, начальная теоретическая и общая физическая подготовка.
Ранняя специализация, согласно многочисленным исследованиям, не перспективна, так как способствует ускорению подготовки молодого спортсмена, что приводит к постепенной стагнации спортивных достижений и травм.
Основными средствами подготовки к этому этапу являются атлетические упражнения и упражнения других видов спорта, комплексы круговой тренировки, спортивные игры, гимнастика, акробатика, соревнования преимущественно по общей программе и теоретической подготовке. Кроме того, на начальном этапе не следует много бегать в стандартных условиях на максимальной скорости. Очень эффективно также использование различных упражнений смены ситуаций и форм, в частности эстафеты.
Среди разнообразия средств специалисты также предлагают использовать упражнения с отягощением собственного тела, отжимания и тому подобные гимнастические упражнения со снаряжением и без него, прыжки с интенсивными толчками и т. д.
Дополнительно используются спортивные, вспомогательные гимнастические и тяжелоатлетические средства. Это могут быть упражнения, связанные как с общесиловыми нагрузками (приседания с легкими весами, парные упражнения и др.), так и относительно локальными группами мышц (упражнения на сгибатели и разгибатели предплечья, плеча, шеи, туловища, ног и др.).
Все эти средства составляют основу общей физической подготовки, но наиболее эффективными, несомненно, являются веселые упражнения и различные игры с упрощенными правилами (футбол, баскетбол, регби и др.).
4. Скоростно-силовые качества – формы проявления и методы развития.
В соответствии с режимами и характером мышечной деятельности силовые возможности человека делятся на два типа: личную силу, проявляющуюся в условиях статического режима и медленных движений, и быструю силу, проявляющуюся при выполнении быстрых движений. характера, требующего преодоления и уступки, или во время быстрого перехода от работы к уступке и к работе, которую нужно преодолеть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторые выводы по развитию координационных способностей легкоатлетов на этапе начальной подготовки:
Основные упражнения и навыки, приобретенные на этом этапе, становятся основой дальнейшего развития мастерства. Например, они помогают поддерживать определенный ритм и длину шага, баланс и координацию работы рук и ног.