Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика института возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда 7
1.1 История развития института ответственности за вред, причиненный актами власти 7
1.2 Анализ понятия «незаконные действия» органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда 13
1.3 Характеристика условий, являющихся основанием для привлечения к ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда 17
Глава 2. Современные проблемы правового регулирования возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда 25
2.1 Возмещение (компенсация) вреда, причиненного незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда 25
2.2 Проблемы применения положений об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда 36
Заключение 50
Список использованных источников 53
Фрагмент для ознакомления
2
Государственная деликтная ответственность в российском контексте имеет глубокие исторические корни, возвращающие нас к дореволюционным и советским системам права, где она находила отражение, хотя и в иных формах. Поворотный момент в становлении этого института можно отметить в связи с Уставом уголовного судопроизводства от 1864 года, содержавшим положения, касающиеся исковых требований оправданных лиц, которые могли добиваться компенсации ущерба за неправомерное судебное преследование. Эти положения предписывали компенсацию расходов в тех ситуациях, когда можно было доказать личную предвзятость или злоупотребление полномочиями со стороны должностных лиц, включая следователей и прокуроров.
Важно отметить, что в те времена механизм возмещения причиненного ущерба был систематизирован через гражданское судопроизводство, что создавало значительные трудности для пострадавших лиц. Каждому, кто стремился получить компенсацию, приходилось вступать в сложную юридическую борьбу с представителями судебной системы. Этот процесс требовал предоставления неоспоримых доказательств предвзятых или незаконных действий со стороны уполномоченных лиц, что значительно усложняло достижение справедливости.
В отличие от сегодняшних реалий, где государство часто берет на себя ответственность за действия своих представителей, в 1864 году для привлечения к ответственности должностных лиц, необходимо было выступать лично против них, что оставляло главным защитным механизмом — строгое соблюдение доказательной базы при разбирательстве дел. Такая практика ставила лиц, чьи права были нарушены, в заведомо уязвимое положение, так как обязанность доказательства лежала полностью на них.
Отказ предусматривать имущественную ответственность судей дополнительно подчеркивал сложность ответственности института, направленного на защиту прав и свобод граждан. Это историческое правовое наследие освещает эволюцию деликтной ответственности и усиливает понимание важности четких законодательных норм, защищающих граждан от злоупотреблений и произвола со стороны властных структур [11, С. 39].
31 октября 1922 года в России впервые был принят Гражданский кодекс РСФСР, представляющий собой значительный шаг вперед в правовом регулировании страны. В этом документе обязательства, связанные с причинением вреда, были выделены в особую главу под названием «Обязательства, возникающие вследствие причинения другому вреда». Этот шаг стал важной вехой в развитии отечественного законодательства, создав базу для регулирования вопросов, связанных с компенсацией ущерба.
Статья 407 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года впервые формализировала право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями служебных лиц. В соответствии с этой нормой, организация может быть привлечена к ответственности за ущерб, вызванный ошибками в служебной деятельности ее сотрудников, только в тех случаях, которые специально предусмотрены законом. При этом решение о неправомерности действий должно быть вынесено соответствующим судебным или административным органом. Данное положение усилило правовую защиту граждан, пострадавших от ошибок должностных лиц, хотя и возложило на них обязанность своевременного обжалования действий, которые они считают неправильными.
Кроме того, статья подразумевает возможность института регресса: если учреждение вынуждено возместить ущерб потерпевшему, оно имеет право взыскать с виновных должностных лиц сумму, выплаченную в счет вознаграждения. Это создает механизм ответственности и стимулирует более тщательную и законопослушную работу государственных служащих. Таким образом, данное законодательное положение стремилось не только к защите прав потерпевших, но и к укреплению дисциплины в государственных учреждениях.
Таким образом, принятие Гражданского кодекса РСФСР 1922 года осуществило важный шаг в систематизации и развитии гражданского законодательства в России, создавая основу для современных норм права. Этот кодекс заложил принципы, которые до сих пор актуальны и продолжают играть важную роль в защите гражданских прав и интересов в правовых системах [11, С. 43].
8 декабря 1961 года вступили в силу Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик (далее — Основы), что стало значимым шагом в направлении закрепления ответственности за ущерб, причиненный противоправными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В частности, часть 2 статьи 89 Основ утверждала: «За вред, вызванный неправомерными служебными действиями представителей органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, соответствующие государственные органы обязаны нести имущественную ответственность в случаях и пределах, специально предусмотренных законом».
Это нововведение способствовало усилению правовой защищенности граждан от злоупотреблений служебным положением со стороны представителей власти. Появление имущественной ответственности за неправомерные действия должностных лиц обеспечивало возможность для пострадавших лиц требовать возмещения причиненного ущерба в установленном порядке. Тем самым законодатель стремился создать баланс между полномочиями государственных органов и правами граждан.
В условиях развивающейся правовой системы данная норма стала важным элементом, способствующим укреплению доверия граждан к органам власти и правосудия. Необходимость защиты прав и интересов граждан от произвола чиновников приобрела фундаментальное значение, что было отмечено в дальнейших направлениях развития гражданского законодательства в СССР.
Таким образом, введение имущественной ответственности для государственных органов за незаконные действия их представителей было важным шагом в развитии правовой системы, который оказал значительное влияние на формирование правовых принципов, обеспечивающих защиту прав граждан и поддержание законности в деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда [11, С. 62].
В статье 455 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года были установлены особые правила, касающиеся компенсации вреда, причиненного некомпетентными действиями должностных лиц правоохранительных органов. Основное внимание уделялось тому, какой орган несет ответственность за убытки. Определено было, что отвечать должен тот орган, где числился виновный сотрудник. Однако, в системе было множество недочетов, в частности, отсутствие подробного законодательства, которое бы четко регламентировало ситуации, при которых возможно возмещение.
Дополнительно осложняло ситуацию то, что закон не содержал конкретных инструкций по осуществлению имущественной ответственности в конкретных случаях. Это приводило к тому, что пострадавшие от несправедливых действий чиновников зачастую оказывались без компенсации. Заинтересованные стороны долгое время обращали внимание на этот пробел, однако решение вопроса затягивалось.
Стороны, пострадавшие от решений правоохранительных органов, часто сталкивались с юридическими трудностями в попытках получить справедливую компенсацию. Отсутствие четкой законодательной базы приводило к неопределенности и дисбалансу в системе правосудия. Несмотря на официальные заявления о возможных реформах, изменения происходили медленно, оставляя пострадавших в сложной правовой позиции.
Несмотря на многочисленные попытки реформирования, существующий подход к возмещению вреда оставался камнем преткновения для юристов и граждан. Это вынуждало многих искать альтернативные пути защиты своих прав, в том числе через международные инстанции. Такая многоаспектная проблема, связанная с нечеткостью правовых механизмов, требует внимательного анализа и системных преобразований для обеспечения справедливости и правопорядка [11, С. 59].
Конституция Советского Союза, принятая в 1977 году, заложила правовые предпосылки для удовлетворения требований граждан относительно компенсаций за причиненный ущерб. В третьей части статьи 58 утверждалось, что «гражданам СССР гарантируется право на получение возмещения за ущерб, вызванный противоправными действиями как государственных, так и общественных структур, а также должностных лиц в процессе выполнения их служебных обязанностей».
Эта правовая норма позволяла гражданам на законных основаниях защищать свои интересы в случае несправедливости со стороны государственных органов. Она предусматривала механизм, посредством которого пострадавшие могли требовать материальной или иной компенсации за неправомерные действия. Введение такого положения было значительным шагом к укреплению законности и правового порядка в обществе, гарантируя защиту прав граждан от злоупотреблений властью.
Несмотря на формальное закрепление права на возмещение ущерба, его практическая реализация сталкивалась с рядом трудностей. Одной из ключевых проблем являлась необходимость граждан доказывать незаконность действий государственных или общественных органов, что в условиях той эпохи нередко представляло собой сложную задачу. В то же время данное положение вдохновляло на развитие правозащитной деятельности и способствовало формированию правовой культуры среди населения.
На протяжении последующих лет, закон о компенсации ущерба подвергался изменениям и дополнениям, отражавшим изменяющиеся социально-политические условия. Тем не менее, принцип ответственности должностных лиц и организаций за неправомерные действия оставался краеугольным камнем правовой системы, способствуя построению более ответственного и правового общества [11, С. 33].
Указ Президиума Верховного Совета СССР, изданный 18 мая 1981 года, и сопровождающее его Положение о порядке компенсации ущерба, нанесенного гражданам противоправными действиями следственных органов, прокуратуры и суда, стали значительными нормативными актами того времени. Эти документы сыграли ключевую роль в устранении недостатков в правовом регулировании данной сферы. Несмотря на это, фактическим действием они начали обладать лишь через несколько лет, в 1986-1987 гг., когда вошли в широкую практику применения и начали оказывать влияние на общественное сознание.
В рамках законодательных изменений 21 апреля 1992 года в Конституцию РСФСР была добавлена новая статья, обеспечивающая право граждан на возмещение государством любого ущерба, причиненного неправомерными действиями государственных органов и их должностных лиц в период выполнения ими служебных функций. Это нововведение было направлено на усиление защиты прав граждан и юридическое закрепление механизмов ответственности государства за незаконные действия его представителей.
Данный шаг стал важной вехой в развитии правовой системы, укрепив принципы справедливости и правовой защиты. Право на компенсацию ущерба, в том числе морального, позволило гражданам более эффективно защищать свои интересы и добиваться справедливости в судебных инстанциях. Это способствовало увеличению доверия населения к государственной системе правосудия и органов власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс(дата обращения: 13.11.2024)
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.
9. Обзор практики рассмотрения судами Московской области споров о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. М., 2020.
Учебная литература:
1. Алмазова Т.А. Возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. // М., 2019.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - 6-е изд. изм. и доп.// М.: «Норма», 2012.
3. Ведерникова М.А. Проблемные вопросы механизма правового регулирования института ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями его органов и должностных лиц // Право, экономика и власть. Доклады и статьи VII Международной научно-практической конференции. - М., 2016.
4. Веретенникова Е. Компенсация морального вреда, причиненного незаконными деяниями сотрудников правоохранительных органов // Законность. 2006.- № 11.
5. Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант М.: «ЮРМИС», 2012.
6. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах. // М.: ООО «Новая правовая культура», 2015.
7. Диков А.В. Обязательства по возмещению вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. // Журнал «Черные дыры в российском законодательстве». 2016. №1.
8. Клочков А.В. Компенсация морального вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов // Современное право. 2014 № 11.
9. Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти. М., 2015.
10. Пантелеева А.А. Основания ответственности за вред, причиненный незаконными действиями подразделений дознания и предварительного следствия горрайорганов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2019 №7.
11. Сидоров А.С. Некоторые проблемы юридической ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда // Проблемы юридической ответственности: история и современность. 2016 № 3.
12. Чернов В.М. Возмещение вреда, причиненного юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) правоохранительных органов // Цивилистические исследования. Сборник научных трудов памяти профессора И.Н. Федорова. 2024. Вып.1.
13. Угрин Т.С., Яковлев И.В. Судебное толкование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, и возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда // Вестник Московского университета МВД России. 2023. №18.
Судебная практика:
1. Обзор практики рассмотрения судами Московской области споров о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. М., 2015.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/10002391/ - Положение «О порядке возмещения ущерба, причинённого гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», утверждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981г. «О возмещении ущерба, причинённого гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».
2. http://www.consultant.ru