Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная ответственность бизнеса в мире и в нашей стране постепенно занимает все более значимое место во многих сферах социальной жизни. Коммерческие компании традиционно относятся к рыночному сектору экономики и чаще всего рассматриваются в экономической и управленческой перспективе. Только в последнее время в исследовательском дискурсе социально ответственная деятельность бизнеса стала рассматриваться с позиции его роли в гражданском обществе.
Корпоративная социальная ответственность становится одним из неотъемлемых элементов лучших практик корпоративного управления.
В России основными движущими силами процессов внедрения корпоративной социальной ответственности (КСО) является пока еще незначительное количество наиболее «продвинутых» крупных компаний (либо западных, либо российских), созданных в результате процесса приватизации, или государство.
Проблема корпоративной социальной ответственности бизнеса пока не стала предметом серьезного и глубокого изучения со стороны российских исследователей и специалистов. Отечественные научные публикации в данной области крайне малочисленны и разрозненны. Современные исследования социальной ответственности носят несистемный характер. Это особенно видно на фоне внимания, уделяемого сегодня в нашем государстве (и во многих зарубежных странах) развитию социально ответственного предпринимательства.
Вышеуказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Проблематика корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) присутствует в работах большого числа отечественных авторов , а именно в работах Абрамов Р.Н., Литовченко С.Е., Полищук Л.И., Перегудов С.П., Эскиндаров М.А., Батаева Б.С., Благов Ю.Е., Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю., Шилова Л.С., Шишкин С.В.
Чаще всего исследователей интересуют вопросы взаимодействия государства и бизнеса, роль КСО в решении социальных вопросов, роль КСО в развитии современной экономики и общества .
Объектом исследования выступает феномен корпоративной социальной ответственности. Предметом исследования является раскрытие феномена социальной ответственности в деятельности российских компаний. Целью исследования является рассмотрение системы управления корпоративной социальной ответственности в деятельности российских компаний. Исходя из цели исследования выделим следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие социальной ответственности, методы и формы корпоративной социальной ответственности;
- исследовать охрану труда как элемент корпоративной социальной ответственности;
- дать общую характеристику деятельности ПАО «СБЕРБАНК»;
- выявить черты системы управления корпоративной социальной ответственностью ПАО «СБЕРБАНК», а также форму социальной отчетности ПАО «СБЕРБАНК».
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 КСО: методы и преимущества
1.1. Формы и методы КСО
Ответственность обычно понимается комплексно. Это и стремление учитывать интересы окружающих, и принятие на себя рисков и полномочий по координации в каком-то деле, и неблагоприятные последствия, наступающие при несоблюдении социальных норм. В отношениях между работником и работодателем эти трактовки соприкасаются и переплетаются с древнейших времен, постоянно расширяясь и совершенствуясь. Такую ответственность принято называть социальной, поскольку, реализуя ее, компания позиционирует себя как интегральную часть человеческого общества, «корпоративного гражданина». Ее также называют социальной ответственностью бизнеса или корпоративной социальной ответственностью (КСО), а для самой корпорации - внутренней, поскольку основная ее часть юридически и организационно сосредоточена в пределах самой компании .
Формирование четких контуров понятия «корпоративная социальная ответственность» (КСО) принято относить к середине XX в. и связывать преимущественно с американской управленческой литературой. Однако современное представление о содержании этого понятия принято выводить из общепризнанных принципов и прав человека . Трудоправовые аспекты КСО и внутренняя КСО в целом базируются на ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также на более поздних международных документах .
Единого определения понятия «корпоративная социальная ответственность» не существует. Различные документы и авторы исследований определяют его по-разному. Так, например, на уровне Европейского союза центральной идеей корпоративной социальной ответственности признана ответственность предприятий за их воздействие на общество .
Наиболее широкую известность получило определение, данное этому понятию в международном стандарте ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», разработанном в 2010 г. Международной организацией по стандартизации .
Россия сформулировала собственную трактовку корпоративной социальной ответственности два года спустя после выхода международного стандарта ISO, приняв на его основе ГОСТ Р ИСО 26000-2012 .
Понятие корпоративной социальной ответственности используется в ряде научных дисциплин . Современным исследованиям предшествуют труды по социальной ответственности бизнеса второй половины XX в. таких авторов, как Г. Боуэн, К. Дэвис, М. Фридман, А. Кэррол и Э. Фримен . Условно можно говорить о четырех основных теоретических перспективах рассмотрения корпоративной социальной ответственности.
В классических работах КСО определяется как «реализация той политики, принятие тех решений либо следование такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества» .
И.А. Минина полагает, что «распространенная на Западе современная концепция корпоративной социальной ответственности показывает стремление компаний добровольно и самостоятельно решать наиболее насущные проблемы» . Данное утверждение является достаточно спорным, о чем свидетельствуют многочисленные отчеты правозащитных организаций о противоправной деятельности трансграничных корпоративных групп, базирующихся в США и государствах ЕС. Исследователь характеризует корпоративную социальную ответственность «как триединую модель экономического, экологического и социального развития» . В другой статье автора говорится, что «западные корпорации, действуя социально ответственным образом, осознали, что понимание процессов дает им возможность лучше управлять бизнес-рисками, связанными с экологическими, социальными, трудовыми и социальными проблемами» . Систематическое нарушение крупными корпорациями условий труда на заводах и фабриках в принимающих государствах, причастность к экологическим катастрофам ставят под сомнение эффективность такой модели. В качестве примера сошлемся на судебные разбирательства против трансграничных корпоративных групп «Ройал Датч Шелл» (Royal Dutch Shell) и «Рио Тинто» (Rio Tinto). Обе корпорации декларируют приверженность к социальной ответственности бизнеса, при этом политика «Ройал Датч Шелл» (Royal Dutch Shell) одна из наиболее широко освещаемых. Более того, поскольку не существует обязательных или единообразных стандартов корпоративной социальной ответственности, каждая корпоративная группа разрабатывает собственные принципы и отчитывается в своей деятельности в соответствии с такими принципами.
Корпоративная социальная ответственность характеризуется добровольностью и инициативностью со стороны бизнеса и исключает формальный подход к обязательствам и принципам, которые компания принимает в качестве базовых для реализации собственной политики социальной ответственности. Предполагается, что организация самостоятельно и добровольно принимает решение выйти за рамки определенного законом минимума обязательств и организует управление деятельностью таким образом, чтобы воздействие на общество и окружающую среду учитывало ожидания заинтересованных сторон и вносило вклад в благосостояние общества и государства .
Наиболее полное представление о КСО действительно можно получить из актов рекомендательного характера - стандартов ISO 26000:2010 и ГОСТ Р ИСО 26000-2012, а также сопутствующих им документов. Рекомендательный характер обоих стандартов - и российского, и международного - обусловливает отсутствие обязательной сертификации по их соблюдению. Эти документы прежде всего
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность как пример организационного изоморфизма в условиях глобализации // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. N 3. С. 327 - 347;
2. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. М.: Проспект, 2017. 688 с.
3. Аристова Е.А. Ответственность трансграничных корпоративных групп: теория и практика. М.: Инфотропик Медиа, 2014. 248 с.
4. Батаева Б.С. Взаимоотношения власти и бизнеса в рамках нового подхода к социальному партнерству // Финансы и кредит. 2005. N 9;
5. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. Т 2. N 3. С. 17 - 34; и т.д.
6. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. С. 21.
7. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. Цит. по: Полищук Л.И. Бизнесмены и филантропы // Pro et Contra. 2006. N 1;
8. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1611-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
9. Декларация о здоровье трудящихся (ВОЗ, 2006);
10. Декларация о производственном здоровье для всех (ВОЗ, 1994);
11. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008 - 2017 гг. // Сайт ВОЗ. 2007; и др.
12. Конвенция МОТ N 187; Руководство по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001); Глобальная стратегия по производственной безопасности и здоровью (Global Strategy on Occupational Safety and Health. Conclusions adopted by the International Labour Conference at its 91st Session, 2003. Geneva: ILO, 2004); Кодекс практики МОТ «Жестокость на рабочем месте в сфере услуг и средства борьбы с данным явлением» (Code of practice on workplace violence in services sectors and measures to combat this phenomenon). MEVSWS-C0P-2003-10-0201-1-EN.Doc/v2. Женева: МОТ, 2003; и др.
13. Краснопольская И.И. Связь корпоративной социальной ответственности и гражданского общества: теоретическое обоснование // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 2. С. 2 - 7.
14. Крестникова И., Левшина Е. Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты социологического исследования. М., 2002;
15. Лебедев В.М., Мельникова В.Г., Назметдинов Р.Р. Трудовое право: опыт сравнительного правового исследования: монография / под ред. В.М. Лебедева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 480 с.
16. Минина И.А. К вопросу о понятии корпоративной социальной ответственности // Адвокат. 2009. N 6; СПС «КонсультантПлюс».
17. Минина И.А. Корпоративная социальная ответственность как форма реализации позитивной юридической ответственности // СПС «КонсультантПлюс».
18. Национальный регистр и библиотека корпоративных нефинансовых отчетов. http://rspp.ru/simplepage/157.
19. Оценка влияния программ корпоративной социальной ответственности на имидж компании / Под ред. С.Е. Литовченко. М., 2006; Полищук Л.И. Бизнесмены и филантропы // Pro et Contra. 2006. N 1;
20. Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука, 2003; Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: Монография. М., 2008;
21. Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Принципы подготовки отчетности и стандартные элементы отчетности. Amsterdam: Global Reporting Initiative, 2013.
22. Руководящие принципы ООН по предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Женева - Нью-Йорк: ООН, 2011.
23. Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий (русскоязычная версия). ОЭСР, 2013; Трехсторонняя декларация принципов МОТ, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. Женева: МОТ, 2006;
24. Социальная роль бизнеса в общественном развитии: корпоративная благотворительность и спонсорство. М.: Ассоциация менеджеров, 2001; и т.д.
25. Социальная хартия российского бизнеса принята Съездом РСПП в 2004 г.
26. Социальный отчет ОАО «Ростелеком» за 2014 г. С. 51.
27. Фуртак А.А. О корпоративной социальной ответственности малого и среднего бизнеса // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 53 - 56.
28. Черняева Д.В. Социальная ответственность работодателя // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 1. С. 24 - 28; N 2. С. 17 - 22.
29. Черняева Д.В. Социальная ответственность работодателя // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 1. С. 24 - 28; N 2. С. 17 - 22.
30. Черняева Д.В. Социальная ответственность работодателя // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 1. С. 24 - 28; N 2. С. 17 - 22.
31. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю., Шилова Л.С., Шишкин С.В. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? Независимый институт социальной политики. М., 2005;
32. Чирикова А.Е., Шишкин С.В. Участие бизнеса в социальной политике: формы, интересы, институты // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. N 4. 2006. С. 91 - 119;
33. Bowen H. Social responsibilities of the businessman. Harper & Row: N.Y., 1953. P. 6.
34. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A renewed EU strategy 2011 - 14 for Corporate Social Responsibility / COM/2011/0681 final; Green paper - Promoting a European framework for corporate social responsibility COM(2001)366.
35. Frumkin P. Strategic Giving: The Art and Science of Philanthropy. University of Chicago Press, 2008.
36. ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Разработано в 2010 г. Международной организацией по стандартизации (КО); ГОСТ Р ИСО 26000 - 2012, утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1611-ст.
37. Lamb C.W., Hair F.J., McDaniel C. Marketing. USA: South-Western Cengage Learning, 2010. P. 86 - 89.
38. Saiia D.H., Carroll A.B., Buchholtz A.K. Philanthropy as strategy: When Corporate Charity Begins at Home // Business and Society. 2003. Vol. 42. P. 169 - 200;
39. SO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»