Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно в сфере образования используется термин «физическое воспитание» – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта и для формирования разносторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры». В структуре гармоничного развития личности воспитание физических качеств является одним из основных компонентов поддающимся изменению. В повседневной жизни необходимо комплексное проявление физических качеств и функций организма, непосредственно в жизнедеятельности человека в большей степени прослеживается включение таких физических качеств как сила и выносливость.
Как основу успешного развития и эффективности любого вида деятельности можно рассматривать выносливость, которая относится к основным физическим качествам человека. Данное качество имеет свое проявление в профессиональной, спортивной деятельности, а так же в повседневной жизни людей. Она проецирует общий уровень работоспособности человека. Кроме того, многие исследователи, такие как Ашмарин Б.А., Курамшин Ю.Ф., Лях В.И., Матвеев Л.П. и др. считают, что в физическом воспитании школьников одно из ведущих мест занимает развитие двигательных качеств как координация, ловкость, быстрота и гибкость, в том числе выносливость.
Забота о физическом развитии своего тела важна в любом возрасте. Но в такой переломный для организма период, как подростковый возраст, продуманная система физического воспитания приобретает особенное значение. Физическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание занятий направлено на укрепление здоровья, совершенствование двигательных навыков и умений.
Значение физического развития в воспитании детей и подростков закреплено в нормативно-правовых актах.
В Конвенции о правах ребенка [21] в п 1 ст. 29 провозглашено, что «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
В главе 2 статьи 12 ФЗ «Об образовании в РФ» основной акцент сделан на развитие реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание и развитие личности, приобретение знаний, умений и навыков [31].
В быту и при занятии спортом для успешной жизнедеятельности нужен весь набор физических качеств и способностей. Но особую важность для спортивных достижений имеет выносливость.
Выносливость - важнейшее физическое качество, которое проявляется в разных сферах, таких как спортивная деятельности и повседневная жизнь людей. Она дает представление об общем уровене работоспособности человека. Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В разных видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат, в других - позволяет лучшим образом выполнить набор тактических действия, в-третьих – это помощь в перенесении многократных кратковременных высоких нагрузок и обеспечение быстрого восстановления после работы [22].
В пособии Курамшина Ю.В. «Выносливость и методика ее развития» говорится, что выносливость очень важна и детям. Как правило, выносливые дети, более уравновешены, быстро усваивают материал, внимательно слушают и дольше не испытывают утомления. В случаях высокой физической нагрузки у выносливых детей производительность намного выше, если сравнивать их со сверстниками [24].
Согласно ФГОС ООО, основное направление внеурочной деятельности направлено на достижение планируемых результатов при освоении программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов занятий после уроков из перечня, предлагаемого организацией [30].
В Федеральной образовательной программе основного общего образования (ФОП ООО), в частности в пункте 169.2, говорится о том, что внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы [29].
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия [7].
Высокий уровень развития современного волейбола, как игрового вида спорта, делает его одним из эффективных средств для всестороннего развития занимающегося. Ни для кого не секрет, что современный волейбол предъявляет достаточно высокие требования к состоянию организма, его функциональности при воспитании физических качеств человека. Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, по их координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: быстроты, выносливости, силы, а так же ловкости в гармоничных сочетаниях.
Содержание программы внеурочной деятельности (раздел волейбол) представляет методические основы спортивно-оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту [20].
Из всего вышеизложенного видится проблема поиска средств воспитания специальной выносливости у детей 14-15 лет.
Объект исследования - воспитание специальной выносливости у детей 14-15 лет.
Предмет исследования - занятие волейболом в условиях школьной секции как средство воспитания специальной выносливости у детей 14-15 лет.
Цель работы – определение потенциальных возможностей занятий в секции по волейболу для воспитания специальной выносливости у детей 14-15 лет.
Задачи:
1. Изучить общую характеристику физического качества «выносливость»;
2. Описать возрастные и физиологические особенности воспитания специальной выносливости у детей 14-15 лет
3. Рассмотреть средства и методы воспитания специальной выносливости детей 14-15 лет;
4. Представить особенности занятий волейболом для воспитания специальной выносливости у детей 14-15 лет в условиях школьной секции.
Данная работа может быть интересна в качестве вспомогательного материала однокурсникам и начинающим специалистам по физической культуре, которые в своей деятельности делают акцент на развитие специальной выносливости обучающихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ 14-15 ЛЕТ
1.1. Общая характеристика физического качества «выносливость»
Одно из важнейших физических качеств человека – выносливость. Главное свидетельстве отличного здоровья обучающегося - профессиональный уровень развития выносливости.
Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её интенсивности [17].
Выносливость – это способность человека противостоять усталости от выполняемой работы при помощи волевых усилий. Развитие способности к проявлению мышечных усилий является главным условием развития двигательных умений, которые требуют большой мышечной силы (например, метание, бег, лазанье, прыжки с места и с разбега и т. п.). Чем лучше развиты мышцы, тем легче выполнять движения, добиваться большого успеха в двигательной деятельности, овладевать необходимыми навыками [24].
Выносливость – это способность организма оставаться бодрым в течение продолжительного периода времени, а также противостоять усталости, возникающей в ходе соревнований, трудностям, с которыми сталкивается обучающийся при выполнении физической нагрузки и возможному психологическому давлению.
Обычно под выносливостью подразумевают неутомляемость при выполнении аэробных упражнений или при преодолении длинных дистанций в циклических видах спорта – беге, велоспорте, плавании, лыжных гонках.
Считается, что выносливость является многоаспектным свойством организма человека, именно она сочетает в себе большое число процессов, которые происходят на различных уровнях (здесь разговор идет о клеточном уровне и в итоге до целостного организма). Однако, при изучении научных работ многих ученых можно отметить, что чаще всего ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и «автономным» нервным системам его обеспечения - сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе [2].
В сравнении с другими физическими качествами, такими как сила и быстрота, выносливость более многокомпонентное качество. Видов выносливости достаточно много: общая (базовая), силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная, кроме того, выносливость локальных мышечных групп. Многие ученые в своих работах повествуют, что проявления выносливости зависят от связи в работе большинства органов, а также систем организма. Выносливый организм должен располагать возможностями катаболизма энергии различных типов, иметь способность тратить эти ресурсы так, чтобы их хватило на компенсацию как можно большего количества целенаправленной физической работы без существенного ущерба для базовой жизнедеятельности [17].
Необходимость развития выносливости у школьников всех возрастов обусловлено внедрением комплекса «Готов к труду и обороне» во всех образовательных учреждениях. Тест на выносливость как показатель развития физического качества индивида включен во все ступени комплекса «Готов к труду и обороне» и требует предварительной подготовки для его успешного выполнения. Однако, как показывают результаты многочисленных исследований, современные школьники не всегда способны выполнить требуемые нормативы на выносливость [13].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Аганянц Е. К., Бердичевская Е. М., Демидова Е. В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: Учебное пособие. -Краснодар, Традиция,1999.
1.Артюшин С.А., Золотова М.Ю. Используя выносливость и силу в оздоровлении старшекласснику [Текст] / С.А. Артюшин, М.Ю. Золотова // Физическая культура в школе. - М.: ФИС, 2014. - №4 - С. 44-47.
2.Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. – Москва: Просвещение, 2000. – 286 с. – ISBN 5-09-001807-3. – Текст: непосредственный.
3.Бабушкин, В.3. Специализация в спортивных играх. – Киев: Здоровье, 2004.
4.Баёва Н. А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56 с.
5.Беляев, А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов. - М.: ГЦОЛИФК, 2005.
6.Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.; ФиС, 2007.
7.Бережной, Г.В. Развитие физических качеств школьников 14-16 лет с использованием средств и методов подготовки по системе А.А. Кадочникова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - № 3. - С. 300
8.Вишняков А.В, Губин А.А. Волейбол: игра в нападении и защите// Физическая культура в школе. - 2018. - №1. - С 18-20.
9.Волков, В.М. Возрастные и индивидуальные особенности. - Смоленск: Подросток и физическая культура, 2006.
10.Гандельсман, А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2013.
11.Горбанёва Е.П., Чёмов В.В., Шамардин А.А. и др. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов. -Волгоград, ВГАФК , 2010.
12.Горбунов, К.А. Выносливость//Определение понятия//Виды выносливости [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/8_195424_vinoslivost-opredelenie-ponyatiya-vidi-vinoslivosti.html.
13.Гурьев, С.В. Технологии физического воспитания- М.: ЛитагентРидеро, 2017.
14.Евстафьев, Б.В. Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие. - М.: Спорт, 2011.
15.Железняк, Ю.Д. Основы обучения волейболу подростков. - М.; Издательский дом, 2001.
16.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 1989. – 200 с. – ISBN 978-5-907225-01-5. – Текст: непосредственный.
17.Калугин, Д.М. Занятия в спортивных секциях как фактор, влияющий на успешную самореализацию подростка // Наука и школа. - 2017. - № 4. - С. 202-207.
18.Карась Т.Ю., Жураковский Е.А. Средства и методы развития силовой выносливости у учащихся среднего школьного возраста // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. -2017. - № 1. - С. 43-47.
19.Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий,В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение,2011. - 77 с.: ил. - (Работаем по новым стандартам). -ISBN 978-5-09-017992-8.
20.Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] URL.: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
21.Коц, Я.М. Физиологические основы выносливости. Спортивная физиология учебн. для ИФК / Я.М. Коц. - М.: Просвещение, 1986.
22.Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. - М.: Академия, 2000.
23.Курамшин, Ю.В. Выносливость и методика ее развития. Теория и методика физической культуры. Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Советский спорт, 2003.].
24.Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учебник для СПО / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 176 с. – ISBN 978-5-534-11533-8. – Текст: непосредственный.
25.Организация и проведение массовых физкультурно-спортивных форм.–Часть I. – Энциклопедия двигательных заданий-тестов для спортивно-оздоровительных соревнований-состязаний по программе «Демениада» /Под общей редакцией к.п.н., доцента, член-корр. МАНПО, директора ГУ ИАЦРФКиС ЛО Е.А. Полынской.– 3-е изд. – Липецк: ГУ ИАЦРФКиС ЛО, 2008. – 34с.
26.Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / учебник / А.А. Солодков – М.: Советский спорт, 2012.
27.Сонькин, В.Д. Растем сильными и выносливыми. / В.Д. Сонькин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. – 96 с.
28.Федеральная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL.: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-370.
29.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
30.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) в главе 10 ст.75 [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
31.Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду волейбол электронный ресурс URL.: http://files.sportsovetnik.ru/do_sports/standards/woleibol.pdf.
32.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,исир.идоп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 4S0 с. ISBN 5-76950853-1
33.Шпаков, П. Ф. Развитие выносливости к скоростно-силовым усилиям детей и подростков в процессе физического воспитании/ П. Ф. Шпаков / Автореф. дис. канд. пед. Наук. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-vynoslivosti-u-shkolnikov-2-4-klassov-sredstvami-legkoi-atletiki-na-uchebnykh-zanya.