Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Искусственный интеллект сегодня активно проникает во все сферы общественной жизни, оказывая значительное влияние на экономику, медицину, образование и юриспруденцию. Особенную значимость приобретает применение методов машинного обучения и интеллектуального анализа данных в правовой сфере. Автоматизированные системы обработки правовой информации способны значительно облегчить труд юристов, судей, адвокатов и экспертов-правоведов, повышая скорость принятия решений и снижая вероятность судебных ошибок.
Сегодня юристам приходится обрабатывать огромные массивы нормативных актов, судебной практики, договоров и документов. Искусственный интеллект способен ускорить и упростить этот процесс, выполняя задачи по поиску, систематизации и обработке юридической информации, освобождая профессионалов от трудоемких процедур и давая возможность сосредоточиться на более сложных аспектах дела.
Тем не менее, несмотря на быстрый прогресс технологий, вопросы внедрения и этики использования искусственного интеллекта в праве остаются открытыми. Отражение нормативно-правовых изменений, разработка эффективных алгоритмов распознавания текста и смыслового анализа, выработка рекомендаций и принятие решений на основе полученных результатов — все это вызывает повышенный интерес исследователей и практикующих юристов.
Актуальность темы обусловлена интенсивным проникновением искусственного интеллекта в судебную практику и частноправовые отношения, а также недостаточной изученностью вопросов использования AI-технологий в контексте российской правовой системы.
Цель курсовой работы - изучение возможностей и ограничений применения искусственного интеллекта для анализа правовой информации.
Задачи курсовой работы:
1) исследовать существующие методики и программы для анализа правовой информации на основе технологий искусственного интеллекта;
2) проанализировать преимущества и недостатки использования AI-программ в судопроизводстве и адвокатской практике;
3) сформулировать предложения по совершенствованию применения искусственного интеллекта в юридической деятельности.
Объект курсовой работы - практика применения искусственного интеллекта в правовой сфере, предметом — конкретные технологии и методы анализа правовой информации с применением искусственного интеллекта.
Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основания применения искусственного интеллекта в правовой сфере, дается обзор научных подходов и разработок.
Вторая глава раскрывает практические аспекты применения искусственного интеллекта, формулирует рекомендации по повышению эффективности его использования в правовом анализе и правоприменении.
Заключение подводит итоги исследования, выделяет достигнутые результаты и обозначает направления дальнейших исследований.
1 Теоретические основы применения искусственного интеллекта для анализа правовой информации
1.1 Понятие и виды искусственного интеллекта
Искусственный интеллект (ИИ) — это междисциплинарная наука, изучающая разработку компьютерных систем и программ, способных моделировать человеческое мышление и действовать рационально в определенной среде. Искусственный интеллект призван создавать машины и программное обеспечение, которые могут анализировать данные, учиться на примерах, принимать обоснованные решения и взаимодействовать с людьми естественным образом.
Исторически идея искусственного интеллекта возникла в середине XX века, когда математики и инженеры начали обсуждать концепцию «мыслящих машин». Основателями дисциплины считаются Джон Маккарти, Алан Тьюринг, Марвин Мински и другие ученые, предложившие термин «artificial intelligence» на знаменитой конференции в Дартмутском колледже в 1956 году. [1, с. 50].
Идея создания «машины, думающей подобно человеку» развивалась постепенно. Первоначально внимание ученых было сосредоточено на проблемах логического вывода, символьных вычислений и экспертных систем. Затем появились идеи машинного обучения, глубокого обучения, нейронных сетей и других технологий, позволивших существенно расширить границы возможного применения ИИ.
Современные исследователи рассматривают искусственный интеллект не только как средство автоматизации, но и как фундаментально новый подход к познанию мира, созданию интеллектуальной помощи людям в принятии решений и развитии общества.
Основными составляющими искусственного интеллекта являются:
- Машинное обучение (Machine Learning) — процесс, позволяющий машинам самостоятельно улучшать свое поведение на основе опыта, полученного от предыдущих примеров. Алгоритмы машинного обучения делятся на контролируемые (supervised learning), неконтролируемые (unsupervised learning) и подкрепляемые (reinforcement learning).
- Обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP) — технология, позволяющая компьютерным программам понимать и генерировать тексты на естественных языках людей. Используется для перевода, извлечения смысла из документов, понимания запросов пользователей и построения диалогов.
- Компьютерное зрение (Computer Vision) — набор методик, направленных на обработку и интерпретацию зрительной информации (фотографий, видеозаписей, графиков). Компьютерное зрение позволяет искусственному интеллекту идентифицировать объекты, читать рукописные тексты, оценивать эмоциональное состояние людей и многое другое.
- Робототехника и автономные системы — физические воплощения искусственного интеллекта, управляемые роботами, беспилотными автомобилями, дро́нами и иными машинами, действующими автономно или полуавтономно.
- Экспертные системы — специализированные системы, разработанные для воспроизведения опыта квалифицированных экспертов в узких предметных областях (медицина, право, инженерия и т.д.)
Все перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, создавая комплексное представление о возможностях искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект традиционно подразделяется на несколько видов в зависимости от сложности решаемых задач и широты областей применения [2, с. 125-130]:
1) Узкий искусственный интеллект (Narrow AI или Weak AI) — системы, созданные для выполнения конкретных задач, таких как медицинская диагностика, перевод текстов, распознавание речи, вождение транспортных средств и решение других прикладных задач. Эти системы эффективны в своей ограниченной области, но неспособны адаптироваться к новой информации вне заранее запрограммированной функциональности.
Примером узкого искусственного интеллекта может служить шахматная программа Deep Blue, победившая чемпиона мира Гарри Каспарова в 1997 году, или виртуальные помощники вроде Siri и Alexa, умеющие отвечать на простейшие запросы пользователей.
2) Общий искусственный интеллект (General Artificial Intelligence, AGI) — гипотетическая концепция универсальной системы, способной демонстрировать аналогичное человеческому сознание поведение и способность думать, рассуждать и учиться всему новому без специальной подготовки. Пока AGI остаётся предметом научных дискуссий и исследований, так как полноценная реализация общих интеллектуальных способностей далеко выходит за пределы текущих технологий.
Некоторые учёные считают возможным появление AGI примерно к концу XXI века, но эта оценка весьма условна и зависит от