Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня усиление рыночной и экономической власти на определенном товарном рынке единственного производителя блага приводит к монополизации всей отрасли и установлению благоприятных условий для извлечения сверхприбылей такой фирмы. Однако монополизация рынка также приводит и к ограничению свободы выбора потребителями благ и услуг либо к невозможности приобрести благо по более низкой цене. Таким образом, монопольная власть производителя товара может нанести значительный урон как экономической активности остальных фирм-конкурентов, так и общественному благосостоянию, который проявляется в завышенных ценах на некоторые виды товаров, уменьшении объема выпуска, а также процветанию экономически необоснованных прибылей некоторых компаний. Для минимизации степени монополизации рынка государство призвано проводить антимонопольную политику, для чего оно рассчитывает различные показатели монопольной власти.
Предметом данной контрольной работы является антимонопольная политика РФ.
Объект исследования – антимонопольная политика.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
Целью работы выступает комплексный анализ основ реализации антимонопольной политики государства с целью содействия развитию малого предпринимательства в России.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть сущность антимонопольной политики
описать роль антимонопольной политики
выявить влияние антимонопольной политики на малый бизнес
изучить антимонопольную политику в России
раскрыть пути улучшения антимонопольной политики в стране для развития малого бизнеса.
Структура и логика работы. Работа состоит из двух частей, в которых анализируются теоретические аспекты и сущность антимонопольной политики, а также проводится ее анализ на примере российской экономики.
Источники информации: для раскрытия данной темы были использованы исследования авторов в области микроэкономики, экономические порталы и ресурсы Интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ
1.1 Понятие, основные принципы, цели и задачи антимонопольной политики
Сегодня небольшое число корпораций контролируют ключевые сферы экономики, от производства до транспорта и бизнеса, ориентированного на потребителя. Обладая такой рыночной властью, эти корпорации меняют сферу труда, потребления и политику, чтобы максимизировать свои прибыли без ограничений со стороны реальной конкуренции. Эта динамика приводит к неравенству, финансовой нестабильности и росту стоимости жизни [6, с.52].
Монопольная власть на рынке фактически означает потерю равенства экономических прав между производителем и потребителем продукции. Это связано с тем, что условия монопольного рынка предоставляют производителю возможность получения сверхприбылей, тогда как потребители вынуждены приобретать ограниченный товар по высокой цене.
Негативных факторов существования монополий достаточно много и первый из них - практика образования монопольных цен. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств [7, с.54].
Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии - оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов.
Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Поэтому для ее преодоления в стране должна быть построена антимонопольная политика.
Антимонопольная политика - это деятельность органов власти страны в соответствии с нормативными актами, которые поощряют конкуренцию, ограничивая рыночную власть какой-либо конкретной фирмы. Это часто связано с обеспечением того, чтобы слияния и поглощения не приводили к чрезмерной концентрации рыночной власти или образованию монополий, а также к ликвидации фирм, которые стали монополиями [14, с.112].
Антимонопольная политика также не позволяет нескольким фирмам вступать в сговор или создавать картели для ограничения конкуренции с помощью таких методов, как установление цен. Из-за сложности принятия решения о том, какие методы будут ограничивать конкуренцию, антимонопольное законодательство стало отдельной юридической специализацией. Антимонопольное законодательство было разработано для защиты и поощрения конкуренции во всех секторах экономики. Закон Шермана, Закон Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона являются тремя ключевыми законами в истории антимонопольного регулирования.
Антимонопольное законодательство - это обширная группа законов штатов и федеральных законов, направленных на обеспечение честной конкуренции между предприятиями. “Доверие” в антимонопольном законодательстве относится к группе предприятий, которые объединяются или образуют монополию, чтобы диктовать цены на определенном рынке. Сторонники говорят, что антимонопольное законодательство необходимо и что конкуренция между продавцами дает потребителям более низкие цены, более качественные товары и услуги, больший выбор и больше инноваций. Большинство людей согласны с этой концепцией и преимуществами открытого рынка, хотя есть и те, кто утверждает, что предоставление компаниям возможности конкурировать так, как они считают нужным, в конечном итоге обеспечит потребителям лучшие цены.
Антимонопольная политика запрещает незаконные слияния и деловую практику в общих чертах, оставляя судам право решать, какие из них являются незаконными, исходя из специфики каждого конкретного дела.
В некоторых случаях ведомства могут также сотрудничать с другими регулирующими органами, чтобы гарантировать соответствие определенных слияний общественным интересам. Они в основном фокусируются на сегментах экономики, где потребительские расходы высоки, включая здравоохранение, лекарства, продукты питания, энергетику, технологии и все, что связано с цифровыми коммуникациями.
Если орган власти сочтет, что был нарушен закон, он попытается пресечь сомнительную практику или найти решение в отношении антиконкурентной части, скажем, предполагаемого слияния двух конкурентов.
Министерство юстиции имеет право налагать уголовные санкции и обладает исключительной антимонопольной юрисдикцией в определенных секторах, таких как телекоммуникации, банки, железные дороги и авиакомпании.
Антимонопольная политика регулирует концентрацию экономической власти, чтобы помешать компаниям вступать в ценовой сговор или создавать монополии. Сторонники утверждают, что оно снижает потребительские цены и способствует инновациям за счет усиления конкуренции. Критики утверждают, что антимонопольное регулирование вмешивается в свободный рынок и снижает эффективность. Антимонопольное законодательство сосредоточено на тех областях экономики, которые получают значительные потребительские расходы, таких как технологии, здравоохранение, фармацевтика и коммуникации.
1.2 Роль антимонопольной политики в экономике
Рассмотрим, как антимонопольная политика и законодательство в стране влияет на разные сферы экономической жизни и деятельности.
Каким-либо предприятиям запрещено ограничивать конкуренцию совместно с другими предприятиями. Существует множество случаев, когда несколько предприятий заключают соглашения о ценах и объемах продукции с целью защиты взаимных интересов, тем самым добровольно ограничивая рыночную конкуренцию. Закон об антимонопольной политике запрещает любые действия, искусственно ограничивающие конкуренцию, такие как картельные сговоры и фальсификация результатов торгов [11, с.43].
Если какие-либо предприятия или организации, входящие в состав торговых ассоциаций, консультируются друг с другом для совместного определения цен на продукцию, объемов продаж и производства и т.д., которые должны определяться каждым предприятием добровольно, и в результате ограничивают конкуренцию, такие действия рассматриваются как “картельный сговор” и запрещаются. Такие договоренности, будь то джентльменские соглашения, устные или любые другие формы, рассматриваются как “картели”,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации// Справочная служба «Консультант-Плюс»
2. Гражданский Кодекс РФ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
4. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
5. Базылев Н.И. Экономическая теория. – М.: Инрфа-М, 2022. – 672 с.
6. Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В. Бакальская // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2019 — С.51-53.
7. Богачкова Л.Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения / Л.Ю. Богачкова, А.А. Усачёв // Вестник ВолГУ. – 2019 — С. 54-55
8. Воротников, Д.С. Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития / Д.С. Воротников, Н.К. Рожкова // Вестник ГУУ. – Москва. – 2019. – №10. – С. 147-149
9. Гальперин В.М. Микроэкономика. – СПб.: Институт «Экономическая школа», 2023. – 520 с.
10. Голиков М.Н. Микроэкономика. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 382 с.
11. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции// Экономика и экономические науки. – М,Инфра-М, 2020. – 114 с.
12. Егоричев В.А. Современная конкуренция / В.А. Егоричев // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2019 – С. 1-5
13. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2022. – 584 с.
14. Климова Н.В. Современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в России / М.И. Ищенко, Н.В, Климова // Научный журнал КубГАУ. – Краснодар. – 2019. – № 111.
15. Кравцевич С.В. Предмет – объектная сторона понятий «рынка» и «конкуренции» в исследовании «обмена» / С.В. Кравцевич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 2 (28). - С. 41–45.
16. Малкина М.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в России// Экономика и экономические науки. – М.: Инфра-М., 2019. – 312 с.
17. Оберт Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд–во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2023. – 80с.
18. Сурнина К.С. Конкуренция в предпринимательстве / К.С. Сурнина // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2019. – № 1. – С. 4.
19. Тьюгендхэт, К. Международные монополии / К. Тьюгендхэт. - М.: Прогресс, 2020. – 296
20. Фролова Т.А. Экономическая теория. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2024. – 479 с.
21. Шарыпова Т.Н. Поддержка малого и среднего бизнеса в России / Т.Н. Шарыпова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(28) 2019 – С. 1-7