Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Рассмотрение художественной детали направленно на расширение способов трактовки литературных произведений, обусловленное тем, что интерпретация художественного текста является одной из самых важных проблем в литературоведении. Следовательно, расширить возможности интерпретации произведений возможно с помощью изучения и анализа художественных деталей. Исследование художественной детали как актуализатора текстовых категорий, способствующего объективизации интерпретирования художественного произведения, является одним из направлений современной текстологии, интегрирующей достижения герменевтического литературоведения, коммуникативной и когнитивной лингвистики.
Изучением художественной детали занимались А. И. Белецкий, Е. С. Добин, А. Б. Есин, В. А. Кухаренко, Р. де Богранд, В. Дресслер, Дж. Хартман, М. Н. Эпштейн, Исследователями установлена значимость данного художественного элемента, дифференцированы категории «художественная деталь» и «подробность» в тексте, достигнуто понимание детали как уникального комплекса, акцентирующего внимание читателя на том, что наиболее важно для интерпретирования произведения. Вместе с тем, общепринятого определения художественной детали, равно как и ее типологии, на данный момент не существует.
Во внимание следует принять то, что в «Капитанской дочке» редкая деталь, однажды упомянутая автором, не появляется потом вторично в каком-то новом эпизоде. Тем и замечательна пушкинская проза, что каждая деталь в тексте становится затем необходимым элементом повествования.
Объект исследования – произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Предмет исследования – художественные детали и их функции в произведении.
Цель исследования – характеристика роли деталей в создании целостной композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1.Представить понятие, функции и виды художественных деталей в тексте.
2.Определить значение художественной детали в создании композиции произведения.
3.Дать общую характеристику построения произведения А. .С. Пушкина «Капитанская дочка» для определения места деталей в композиции повествования.
4.Провести анализ роли художественных деталей в развитии сюжета произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Научная новизна работы состоит в аналитическом подходе при изучении художественных деталей в композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, а также заключения, списка литературы, включающего … наименований.
Глава 1. Художественная деталь, её характеристики и значение в художественном литературном тексте
1.1.Понятие, функции и виды художественных деталей в тексте
Исследование литературного произведения неизбежно связано с обнаружением особенностей детализации художественного мира автора. По мнению Ф. В. Путнина, художественная деталь - одна из форм представления мира, при помощи которой формируется художественный образ[ Путнин Ф. В. Деталь художественная [Электронный ресурс]// Краткая литературная энциклопедия. - URL : http://feb- web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke9/ke9-2672.htm (дата обращения: 11.11.2024).]. Писатели создают свои произведения потенциально многозначными, а художественный образ реализуется автором с целью наиболее полного раскрытия описываемого явления или объекта действительности. Сквозь призму изучения художественных деталей существует возможность выявить разнообразные формы «присутствия» автора в произведении; детали помогают осмыслить творческую неповторимость писателя в дескрипции природы, интерьера, портрета, развития динамики сюжета. Следовательно, художественная деталь способствует более глубокому проникновению читателя в образный мир писателя в плане его эстетическо-культурного функционирования. При изучении наиболее значимых аспектов произведения, таких как хронотоп, характер и чувства героев, речевые формы взаимодействия, исследователи все чаще обращаются к категории «художественная деталь».
Детализация в литературе не просто животрепещуща и целесообразна - она неизбежна, потому что подразумевает под собой суть образа. В связи с тем, что воссоздать предмет со всеми его особенностями писатель не в состоянии, именно детали замещают в тексте целое. Отдавая преимущество той или иной детали, автор рассчитывает на воображение, опыт читателя, добавляющего мысленно недостающие элементы. Е. С. Добин приводит наблюдение Л. Н. Толстого, который в этой связи отмечал, что «... никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве, иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица. И пуговицу непременно надо изобразить»[ Добин Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали / Е. С. Добин. - Москва, 1981. – С.306].
Е. С. Добин утверждает, что деталь представляет собой некий «. не периферийный момент образного мышления и не просто крайне нужное дополнение к общему глубокому знанию действительности. Она имеет очень сильное стремление сомкнуться с основным замыслом вещи: характером, конфликтами, судьбами - этим придать произведению законченность, предельную выразительность»; следовательно, согласно его точке зрения, деталь должна быть на переднем плане и «пройти строгий отбор». Таким образом, художественная деталь в литературном произведении играет существенную роль, поскольку основная задача искусства заключается в том, чтобы сделать все возможное для восприятия реципиентом мысли и идеи художника, а осуществить это, в свою очередь, возможно при помощи «бесконечно малых элементов».
В литературоведении художественная деталь обозначается как одна из самых важных составляющих произведения, включающая в себя идейно-смысловую и эмоциональную нагрузку, имеющая некую ассоциативность. Эстетический эффект детали состоит в том, что это явление позволяет одновременно воспринимать как целое произведение, так и его часть. Мир произведения писателя так или иначе связан с настоящим миром, и поэтому выявление, отбор значимых, по мнению автора, признаков отображаемых в произведении компонентов действительности является одной из самых важных составляющих всего творческого процесса.
Выделяют следующие концептуальные признаки художественной детали:
а) наличие связи с авторской идеей;
б) наличие диссонанса в предмете, заметность, выразительность;
в) единичность представленности в тексте.
Типология художественной детали включает внешние (портретные, пейзажные и вещные) и психологические детали.
Отразить предмет, интерьер, портрет или пейзаж во всех его специфических особенностях автор не всегда может, и художественная деталь направлена на замещение целого и выстраивание у читателя ряда ассоциаций, которых добивается писатель. В связи с этим художественная деталь очень часто используется писателями, потому что без нее невозможно было бы емко и точно придать индивидуальную характеристику героям, интерпретировать отношение писателя к
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Антонов С. П. Я читаю рассказ: из бесед с молодыми писателями. – М.: Молодая гвардия, 1973. - 256 с.
2.Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя - Л., 1977. - 192 с.
3.Горшков А.И. Русская стилистика текста и функциональная стилистика: учеб, для педагогических университетов и гуманитарных вузов. - М.: ACT: Астрель, 2006. -367 с.
4.Добин Е. С. Искусство детали. Л.: Советский писатель, 1975. – 192 с.
5.Добин Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали. – М., 1981. - 140 с.
6.Есин А. Б. Литературное произведение: Типологический анализ. – М., 1992.
7.Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - 7-е изд., испр. - Москва : Флинта : Наука, 2005. - 246 с.
8. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
9.Ефимов А.И. Образная речь художественного произведения // Вопросы литературы. - 1959. - №» 8. - С. 91-108.
10.Жаворонок И.А. Художественная деталь и её функции в творчестве Л.Е. Улицкой: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Жаворонок Инесса Андреевна. - Тверь, 2012. - 19 с.
11.Котович М. И. Языковые средства создания персонажа в художественном произведении // Сб. статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. - Минск : БГУ, 2015. - № 12. - С. 64-68.
12.Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М.: Просвещение, 1988. - 188 с.
13.Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). – Л., 1982. – С. 352-360; 403-413.Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина // Макогоненко Г.П. Избранные работы. – Л., 1987. – С.440-540.
14.Николаев А.И. Основы литературоведения. - Иваново: ЛИСТОС, 2011. 255 с.
15.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (Пути эволюции). – Л., 1987. – С.278-287.
16.Полтавец Е.Ю. Размышление о жанре «Капитанской дочки» и о том, кто кому вожатый // Литература в школе. - 2005. - № 7. - С. 17-20.
17.Путнин Ф. В. Деталь художественная [Электронный ресурс]// Краткая литературная энциклопедия. - URL: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke9/ke9-2672.htm (дата обращения: 11.11.2024).
18.Степанов Н.Л. Проза Пушкина. – М., 1959.
19.Тойбин И.М. Пушкинское творчество 1830-х годов и вопросы историзма. – Воронеж, 1976. – С.194-279.
20.Томашевский Б.В. Пушкин: Материалы к монографии. – М., Л., 1961. Кн. 2. – С.181-199.
21.Хализев В. Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. - 436 с.
22.Чернец Л. В. Введение в литературоведение : учеб.. - Москва : Высшая школа, 2004. - 294 с.
23.Чудаков А. П. Слово-вещь-мир. От Пушкина до Толстого. – М.: Современный писатель, 1992. – 320 с.
24.Шкловский В. Б. О теории прозы. – М.: Современный писатель, 1983. – 382 с.
25.Щирова И. А. Художественная деталь как способ интенсификации когнитивной активности читателя // Когнитивные исследования языка. - 2018. - № 33. - С. 364-368.