Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Настоящее время, эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы. Одна из них – малоподвижность подрастающего поколения. Школьный возраст отличается значительными морфологическими и функциональными изменениями в организме. Проблема совершенствования развития физических качеств определяется как одна из актуальных в организации спортивных тренировок. Воспитание и обучение в спортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения.
Легкая атлетика содержит в себе колоссальные возможности для физического развития, является одним из действенных и доступных для средств физического развития, который способствует укреплению здоровья.
Хорошая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах как учебной, так и спортивной деятельности. Таким образом, современную физическую подготовку необходимо рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень физической подготовки обладает своей структурой и особенными специфическими свойствами.
Общая физическая подготовка способна создать основу для изучения упражнений, содействует развитию двигательных способностей, а также развитию общей работоспособности.
Также общая физическая подготовка в различных видах спорта способствует развитию физических качеств, которые необходимы спортсмену для достижения высоких результатов на соревнованиях.
Следует отметить разновозрастный состав занимающихся спортсменов в секции бокса. Тем не менее, на занятиях тренер-педагог добивается органического единства физического, социально-психологического и интеллектуального воспитания занимающихся, а также воздействует на их мотивационную сферу с целью воспитания устойчивой потребности к ведению здорового образа жизни. Воспитание потребности в саморазвитии, самоконтроле и самосовершенствовании ведёт к отказу от вредных привычек, заставляет искать оптимальный режим дня, учит рационально чередовать время труда и отдыха.
Правильно организованные занятия легкой атлетикой могут максимально развить или сформировать необходимые физические способности спортсмена.
Этим обстоятельством обусловлен выбор темы курсовой работы: «Физическая подготовка в легкой атлетике»
Проблема исследования - каковы особенности физической подготовки в видах легкой атлетике.
Цель исследования: теоретически обосновать и изучить возможности физической подготовки в легкой атлетике.
Объект: учебно-тренировочные занятия.
Предмет: физическая подготовка в легкой атлетике.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследовании сформированы следующие задачи:
1. Проанализировать физическую подготовку легкоатлетов в беге и прыжках.
2. Раскрыть физическую подготовку в метании и многоборье.
3. Раскрыть современные подходы к построению физической подготовки в легкой атлетике.
4. Провести анализ педагогического опыта построения физической подготовки в легкой атлетике.
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение теоретического материала.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цели и задачи курсовой работы.
В основной части раскрываются понятия: физической подготовки в видах легкой атлетики, анализ педагогического опыта построения физической подготовки в легкой атлетике, современные методики построения занятий по физической подготовки легкоатлетов.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
В этой главе мы рассмотрим теоретические аспекты физической подготовки в легкой атлетике.
Особое внимание будет уделено физической подготовки спортсменов-легкоатлетов в беге и прыжках. Это направление является важной частью как объекта, так и предмета данного исследования. В этом разделе будут изложены основные моменты физической подготовки в метании и многоборье.
Таким образом, эта глава закладывает основу для дальнейшего изучения и анализа физической подготовки в легкой атлетике.
1.1. Физическая подготовка легкоатлетов в беге и прыжках
Бег является естественным видом двигательной активности, способствует укреплению здоровья. При беге работают все группы мышц, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Бег развивает такие качества, как силу, выносливость, быстроту, координацию движений, концентрацию и устойчивость внимания, реакцию выбора и другие психофизические качества.
С помощью использования бега в учебно-тренировочных занятиях можно воспитывать такие качества, как способность руководить, настойчивость в достижении цели, выдержку, самосознание, самооценку.
На учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике и кроссовой подготовке используются следующие виды бега:
- бег на короткие дистанции (100, 200, 400 м), а также эстафетный бег, включающий этапы спринтерского бега (4х100 м, 4х200 м или 400, 300, 200, 100 м);
-бег на средние дистанции (800,1000 м); бег на длинные дистанции (от 2000 м - девушки, 3000 м - юноши и выше); челночный бег (3х10 и другие различные вариации) .
При беге на короткие дистанции развиваются скоростно-силовые качества. При беге на длинные дистанции развивается общая выносливость. Выносливость – это способность человека противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время.
Для освоения рациональной техники выполнения того или иного вида легкой атлетики, большое значение имеют специальные легкоатлетические упражнения, с одной стороны развивающие основные физические качества: быстроту, скоростную и скоростно-силовую выносливость, силу, а с другой стороны по своей структуре схожие с техникой выполнения основного упражнения.
Большинство подвижных и спортивных игр, так или иначе, связаны с бегом. В процессе учебно-тренировочных занятий спортивными играми, можно развивать быстроту, ловкость и координацию движений, инициативность, решительность, смелость, организованность, коллективизм. Прикладной характер физических упражнений определяется тем, насколько приобретенные с их помощью качества и навыки могут быть полезны в жизни и практической деятельности.
Общая физическая подготовка (далее - ОФП) - процесс совершенствования двигательных физических качеств, которые направлены на разностороннее и гармоническое физическое развитие индивида.
Под физическими качествами в теории и методике физического воспитания подразумеваются те функциональные свойства организма, которые определяют двигательные возможности индивидуума .
Упражнения ОФП следует подбирать и выполнять так, чтобы они соответствовали особенностям видов легкой атлетики.
Например, упражнения с отягощениями стремиться выполнять быстро прыгунам, бегунам-спринтерам, метателям, а средневикам и стайерам - более медленно, но с большим числом повторений. Даже общеразвивающие упражнения в утренней зарядке и упражнения для активного отдыха следует подбирать, учитывая вид специализации.
Специальная физическая подготовка (далее - СФП) - процесс, обеспечивающий развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, которые являются специфическими только для одного определенного вида спорта или конкретной профессии.
СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, которые несут главную нагрузку при выполнении специальных физических упражнений (далее – ФУ).
СФП характеризуется определенным уровнем развития физических способностей, потенциалов органов и функциональных систем, которые непосредственно определяют процесс движений в виде спорта.
К основным средствам СФП можно отнести соревновательные упражнения и специально - подготовительные упражнения.
Специальные подобранные и составленные комплексы, ФУ будут положительно влиять на оздоровительную и образовательную сферу индивида.
Само движение – прыжок в длину с разбега, требует от спортсмена высокого уровня технической подготовленности. Наряду со всеми биомеханическими особенностями, нельзя не отметить, что прыжки в длину с разбега отличаются от остальных дисциплин лёгкой атлетики большой вариацией способов .
Таким образом, можно сделать вывод, что данная дисциплина лёгкой атлетики требует высокий уровень развития скоростно-силовых и координационных способностей, что предполагает соответствующее построение тренировочного процесса.
Рассмотрим его особенности. Техническая подготовка легкоатлетов-прыгунов в длину подразумевает под собой овладение всеми элементами соревновательного движения – прыжка в длину с разбега. Для достижения этой цели применяют метод идеомоторного упражнения, метод наглядного воздействия, метод целостного упражнения .
Расчлененно-конструктивный метод применяется на первых двух этапах разучивания двигательного действия; на этапе начального разучивания и на этапе углубленного разучивания.
С помощью данного метода разделяют прыжок в длину с разбега на элементы: разбег, отталкивание, полёт, приземление.
Метод сопряженного воздействия, метод идеомоторного упражнения используется на этапах углубленного разучивания и на этапе закрепления и совершенствования двигательного действия.
Наглядный метод используется на всех этапах разучивания двигательного действия .
Наряду с технической подготовкой, немаловажна в тренировочном процессе легкоатлетов-прыгунов в длину и подготовка скоростно-силовая. Особенности скоростно-силовой подготовки прыгунов в длину заключаются в следующем: больший, чем в остальных дисциплинах легкой атлетики, объём прыжковых упражнений, зачастую с отягощением, скоростно-силовые упражнения чаще всего подстроены по своей технике под структуру, характер и величину усилий, проявляемых в прыжках в длину с разбега. Общепринятые методики физической подготовки Методика физической подготовки подразумевает под собой совокупность методов и средств развития физических качеств.
Физические способности имеют большое значение для всех видов спорта и игр в целом и для эффективности прыжков в длину в частности, и что развитие физических способностей является самым важным качеством в развитии двигательных навыков для спортивной деятельности, овладении ими и достижении самых высоких спортивных уровней, а также в возможность выполнения движений связана с уровнем роста физических способностей. Каждая игра и спортивное занятие имеют свои собственные физические способности, которые ей присущи и оказывают эффективное влияние на уровень спортивных достижений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Влияние бега на когнитивные функции человека / А. В. Хомутинникова, Б. М. Сапаров, О. С. Рогов и др. // Молодежь и наука. 2022. № 1. EDN TMGRVX.
2. Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике «Быстрее ветра» / Э. В. Табакаева, Н.И. Головинов, Т.Ю. Жукова и др. – Текст: непосредственный. 2020..
3. Жилкин, А.И. Легкая атлетика : учебное пособие для студентов фак. физ. культуры высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – Москва : Академия, 2003. – 463 с
4. Жирная, О.В., Матчинова, Н.В. Физическая культура как фактор укрепления здоровья студентов/ сб. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 180-летию со дня рождения К.А. Тимирязева. Калуга: ИП Якунина В.А., 2023. С. 64-68
5. Иванов А.В. Спортивные игры как средства совершенствования физических качеств легкоатлетов / А. В. Иванов // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 24-25 ноября 2021 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный
6. Кобринский, М. Е. Легкая атлетика. М.: Тесей, 2005. 336 с.
7. Козлова, Г.Г. Прыжок В Длину Сбега Разбега Прыжок в длину с разбега // Periodica Journal of Modern Philosophy, Social Sciences and Humanities. 2022. № 5. С. 19 – 30
8. Колесников, Н.В. Особенности физической подготовки спортсменов высокой квалификации в скоростно-силовых видах спорта: взгляд легкоатлета / Колесников Н.В., Смолев, П.П., Яковлев Ю.В., Хмелевский К. // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2019. Т. 10. № 5 (42). С. 82-87.
9. Курбатова, Т.К. Методические особенности обучения технике бега. Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. – №2. – С. 61–63.
10. Легкая атлетика: учебное пособие. - 3-е изд. стереотипное / И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, А.И. Морозов. - Казань: Отечество, 2022. - 365 с. с ил.
11. Масленникова, Е. Возможности применения TMS –технологии в спортивной подготовке легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции //Легкая атлетика. 2020. №3-4.
12. Мащенко, О. В. Научно-теоретические основы построения спортивной тренировки в многоборье / О. В. Мащенко, С. Д. Колдунов // Инновационные технологии в образовательном процессе: сборник материалов ХХI Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Краснодар, 2020. – С. 126-130.
13. Романюк, В.А. Рекомендации к обучению техники прыжков в длину для начинающих студентов электива" легкая атлетика // E-Scio. 2020. № 6 (45). С. 427 – 431.
14. IAAF Scoring Tables for Combined Events. – Edition 2001. Reprinted edition. – June 2016. – 184 р
15. Casado, A. World-class long-distance running performances are best predicted by volume of easy runs and deliberate practice of short-interval and tempo runs / A. Casado, B. Hanley, J. Santos-Concejero, L.M. Ruiz-Pérez, // Journal of Strength and Conditioning Research. – 2019. – Vol. 29. – P. 1.